Свободные экономические зоны: история и современность
История создания свободных экономических зон (СЭЗ) уходит в далекое прошлое, так как более двух тысяч лет назад правитель греческого острова Делос провозгласил в 166 г. до н.э. первую известную нам свободную зону. Купцы, привозившие и хранившие на острове товары, освобождались от налогов, пошлин и выполнения различных административных формальностей. Делос играл заметную посредническую роль в торговле между Западом и Востоком на протяжении 80 лет.
В XII-XIII вв. стали функционировать зоны свободной торговли. Прообраз зоны свободной торговли простирался вдоль Западной Двины. Эта река в раннем средневековье стала одним из важнейших торговых путей, соединивших Арабский халифат с восточнославянским миром. Западная Двина и сухопутные дороги вдоль нее объявлялись свободными торговыми путями.
Огромное влияние на развитие простейших экономических зон оказал Ганзейский союз в Центральной Европе, способствуя тем самым развитию торговых отношений между Западной и Восточной Европой. Развитие европейского региона в этот период привело к появлению уникального в истории примера межнационального обмена и экономической кооперации, т.е. появлению "Ганзы городов". Слово "ганза" (Hanse) означает "союз", "товарищество". Ганзейский союз стал одной из важнейших политико-экономических сил в Европе, равноправным партнером суверенных государств и заложил основы международной торговли.
Под эгидой Ганзейского союза с XIII по XVIII в. состояло около двухсот городов, раскинувшихся от приполярного Бергена в Норвегии до русского Новгорода. Здесь наряду с родными языками в ходу был общий немецкий, все пользовались единой денежной системой, а жители обладали равными правами в пределах своего сословия.
К числу ганзейских городов относились Льеж и Амстердам, Ганновер и Кельн, Геттинген и Киль, Бремен и Гамбург, Висмар и Берлин, Франкфурт и Штеттин (ныне Щецин), Данциг (Гданьск) и Кенигсберг (Калининград), Мемель (Клайпеда) и Рига, Пернов (Пярну) и Юрьев (Дерпт, или Тарту), Стокгольм и Нарва и др.*(1)
Россия не стояла в стороне от этих процессов. Использование инструментов свободной торговли для расширения экспорта, развития транзитной торговли, насыщения внутреннего рынка товарами началось еще в XIII-XV вв. В Смоленске, например, режим беспошлинной торговли был установлен в 1228 г.
Опыт Новгорода, Смоленска, Пскова в установлении режима свободной торговли оказал воздействие на дальнейшее развития хозяйственных отношений. Эти города превратились в крупные экономические и торговые центры международного и регионального значения, несмотря на то, что их географическое положение было неблагоприятным для развития международной торговли вследствие отсутствия доступа к морю*(2).
В Средние века международный товарообмен страдал от жесткого таможенного режима, которого придерживалось большинство европейских государств. Таможенная процедура была очень громоздкой и связана со значительными дополнительными расходами по оплате пошлин. К этому времени относится возникновение первых районов "порто-франко" в портовых городах - Гамбурге, Бремене, Марселе, Ливорно, Мессине и др.
Термин "порто-франко" имеет итальянское происхождение и обозначает "приморскую гавань, пользующуюся правом беспошлинных ввоза заграничных и туземных товаров"*(3) Территория "порто-франко" отделялась от остальной территории страны специальной таможенной границей. Движение товаров между "порто-франко" и зарубежными государствами осуществлялось без таможенных формальностей и уплаты пошлин. При перемещении товаров внутрь страны применялся обычный таможенный режим. В рамках "порто-франко" допускалась различная промышленная и торговая деятельность. Во всех других случаях "порто-франко" (за исключением свободных городов Ганзейского союза) подчинялась государственному режиму. Режим "порто-франко" вводился не только для развития внешней торговли, но и для экономического подъема той или иной области. В таких районах интенсивнее развивались промышленность, транзитные перевозки, обеспечивалось стабильное снабжение населения товарами, не производившимися в данной стране. В конце ХIХ - начале ХХ в. режим "порто-франко" существовал в Гибралтаре, на Мальте, в Сулине, Сингапуре, Адене*(4)
В России режим "порто-франко" существовал во Владивостоке, в Одессе и Батуми.
Первый российский "порто-франко" был создан в Одессе по указу императора Александра I и дал мощный импульс развитию города*(5) Решение о создании зоны "порто-франко" для стимулирования развития местной промышленности в городе было принято в апреле 1817 г. Открытие состоялось 15 августа 1819 г. после завершения работ по созданию таможенных ограждений в виде рвов и валов. В зоне "порто-франко" действовали следующие правила: в Одессу разрешался свободный и беспошлинный ввоз любых иностранных товаров, включая товары, запрещенные к ввозу в Россию. Вывоз из Одессы иностранных товаров для продажи внутри страны допускался только через таможенные заставы по правилам общего тарифа с уплатой пошлин и на основе положений, регулировавших ввоз в Россию иностранных товаров. Отрицательными сторонами деятельности "порто-франко" являлось широкое развитие контрабанды, а также недополучение бюджетом 15 млн руб. в виде пошлин. "Порто-франко" в Одессе прекратил существование в августе 1857 г., что не отразилось на росте внешнеторгового оборота порта.
В феврале 1878 г. Батуми был присоединен к России, и в соответствии с международной договоренностью город обязался учредить режим "порто-франко", который просуществовал до июля 1886 г. В качестве причины его ликвидации указывалось на необходимость преодоления экономической изолированности этого района от народного хозяйства страны.
В XIX в. свободные зоны появляются также в малоосвоенных районах Сибири, Дальнего Востока и на Севере. Изолированность и слабая заселенность этих районов позволяли организовывать такие торговые зоны на значительной территории и без специального ограждения.
После присоединения к России Амурского и Уссурийского краев в мае 1858 г. эти районы были лишены устойчивых экономических связей с центральной Россией, отсутствовали пути сообщения, условия для становления и развития местной промышленности были неблагоприятными. Необходимость обеспечения населения материалами и товарами побудила правительство разрешить беспошлинный ввоз на эту территорию импортных товаров. Постройка Сибирской железной дороги, развитие средств связи, заселение территории изменили ситуацию. Стали необходимы меры по защите зарождающейся промышленности от иностранной конкуренции, предотвращению проникновения в страну беспошлинных товаров, расширению хозяйственных связей с центральной Россией. Поэтому в июне 1890 г. режим "порто-франко" отменяется. Но, учитывая специфику края, было сохранено освобождение от обложения импортных предметов первой необходимости, семян, сельскохозяйственных машин и др.
Начало войны с Японией и использование Сибирской железной дороги для перевозки военных грузов затруднили нормальное снабжение региона из центральной части страны, вследствие чего вновь вводится система свободной торговли, действовавшая с мая 1904 г. по январь 1908 г. Аналогичный режим действовал в Якутской и Приморской областях в 1858-1909 гг. С 1876 г. переселенцам в районе Мурманска было предоставлено право приобретать беспошлинно для собственного потребления и для продажи иностранные товары.
Особенностью беспошлинного ввоза в 1877-1906 гг. иностранных товаров в район устьев рек Обь, Енисей и Лена являлось то обстоятельство, что такой режим устанавливался не в результате создания "порто-франко", а на основе выдачи разовых разрешений заинтересованным лицам*(6)
Возникновение зон беспошлинной торговли в ряде районов Сибири, Дальнего Востока и Севера не могло подорвать интересы бюджета и национальной промышленности, поскольку переброска товаров из указанных местностей внутрь страны обошлась бы значительно дороже уплаты пошлины. Создание зон было направлено на решение региональных проблем, и их значение для всей страны было ограниченным.
Представляется, что режим "порто-франко" был изначально предопределен для русского Дальнего Востока, где в условиях трудной колонизации и оторванности региона от развитых центров страны "порты долгое время являлись главными центрами освоения территории, а таможенная и пограничная охрана практически отсутствовала..."*(7)
В XIX в. "порто-франко" на большей части Европы прекращает свое существование: связано это было со снижением доходов государств и большими издержками по борьбе с контрабандой.
В XX в. на смену "порто-франко" приходят новые инструменты, призванные ослабить неблагоприятное воздействие протекционизма на мировую торговлю: появляются "свободные гавани" - специально выделенные места в портовых городах, куда разрешалось привозить иностранные товары без пошлин и без соблюдения таможенных формальностей, хранить их без ограничения срока, производить их обработку вплоть до промышленной переработки и осуществлять торговые операции. В отличие от "порто-франко" на территории "свободной гавани" не разрешалось проживание лиц, не имевших отношения к эксплуатации и охране гаваней, розничная торговля, потребление не оплаченных пошлиной товаров.
Второе рождение свободных экономических зон произошло во второй половине XX в., когда они широко распространились как в развитых, так и в развивающихся странах, а вслед за ними с известным опозданием стали создаваться в странах с переходной экономикой. Этому способствовал ряд факторов: распад колониальной системы, в результате чего на путь экономического развития вступило около ста независимых государств; активное включение в мирохозяйственные связи новых индустриальных стран; распад мировой социалистической системы; развитие НТР, усиление конкуренции и либерализации экономических процессов в мире.
В настоящее время наибольшее число таких зон функционирует в США - свыше 240. В Соединенных Штатах подобные зоны стали создаваться в соответствии с Законом "О зонах внешней торговли" (1934) с целью активизации внешнеэкономической деятельности и снижения уровня безработицы. Территориальные образования, получившие название зон внешней торговли, характеризуются наличием льготного таможенного режима, которым устанавливается освобождение от пошлин, внутренних налогов и квот любых товаров, экспортируемых с территории США в третьи страны, а также уменьшение импортных пошлин на товары обрабатывающей промышленности, предназначенные для ввоза на национальную таможенную территорию.
Одной из первых СЭЗ в Западной Европе стала созданная в 1959 г. экспортно-производственная зона Шеннон (рядом с международным аэропортом в Ирландии). В настоящее время она вносит большой вклад в развитие страны, предоставляя рабочие места более чем 24 тыс. человек, что способствует экономическому подъему страны в целом.
Свободные экономические зоны также созданы и успешно функционируют в Великобритании, Германии, Италии, во Франции и в других странах региона. Наибольшее распространение получили зоны свободной торговли различных видов, научные технопарки и финансовые офшорные центры.
История создания свободных экономических зон в постсоветской России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и как способ стимулирования экономических отношений с зарубежными партнерами. По форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых СЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах.
При этом большое положительное влияние на данный процесс оказали успехи бурного развития СЭЗ в Китае, Южной Корее и на Тайване. Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон привлек внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за два-три года создать широкую сеть зон такого рода. Предполагалось создание в различных регионах нашей страны до 50 свободных экономических зон. При этом сами такие зоны зачастую рассматривались как "чудодейственное средство" по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно ориентированной. По представлениям российских предпринимателей, экономическая зона должна была выглядеть как "заповедник нормального рынка" в ненормальной стране*(8)
Первые решения о создании СЭЗ в России были приняты в 1990-1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета и Совета Министров, а также распоряжений Правительства РСФСР. Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием.
При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования СЭЗ, так как касался только одного из аспектов их деятельности - привлечения иностранных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Президента РФ "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории России", изданный в июне 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования СЭЗ.
Однако в упомянутый период практика создания СЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В подобных условиях было решено, что льготы могут предоставляться регионам только на основе нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне*(9)
Таким образом, отсутствие единой государственной политики в этой сфере и базового федерального закона об особых экономических зонах, прямое копирование зарубежного опыта без учета реалий функционирования российской экономики отрицательно сказалось на становлении СЭЗ. Фактически к 2004 г. в России осталась функционировать только Калининградская зона, прошедшая сложный путь эволюционного развития: от "свободной экономической зоны" к "особой экономической зоне".
С целью исправления сложившейся ситуации 22 июля 2005 г. в нашей стране был принят Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"*(10), упразднивший ранее созданные в России свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской*(11) и Магаданской*(12) деятельность которых регулируется отдельными законами.
В ст. 2 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" под особой экономической зоной понимается "определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности".
Цель создания особых экономических зон - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
На международной арене анализом создания и функционирования ОЭЗ занимается организация ЮНИДА*(13) В настоящее время создано около 3 тыс. ОЭЗ (по международной терминологии - свободных экономических зон) в 120 странах мира, где работают свыше 50 млн человек. Свободный экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд долл. США*(14)
На сегодняшний день в России на территории уже созданных особых экономических зон зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций которых в 2008 г. составил свыше 5 млрд руб. При этом на территории технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано 44 резидента, а на территории промышленно-производственных зон - 10. Из них 5 резидентов функционируют на территории Липецкой области и 5 - на территории Республики Татарстан*(15)
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" на территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
- промышленно-производственные, деятельность которых включает в себя производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию;
- технико-внедренческие, деятельность которых направлена на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, формирование систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем;
- туристско-рекреационные, создающиеся для стимулирования, развития и эффективного использования в России туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также для оказания услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний;
- портовые особые экономические зоны, создаваемые на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, на территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки и иного обслуживания пассажиров.
Органы управления свободными и особыми экономическими зонами
Как уже отмечалось, 22 июля 2005 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", в котором закреплена следующая конструкция управления особыми экономическими зонами:
- разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации)*(16)
- координация и управление ОЭЗ возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами)*(17)
- управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами)*(18)
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы (органы управления особыми экономическими зонами) составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами. Финансирование расходов на содержание федерального органа, уполномоченного осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальных подразделений осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Для координации деятельности федеральных, региональных и льготных органов, а также хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство зональной территории и реализацию планов ее развития, создается наблюдательный совет особой экономической зоны.
В состав наблюдательного совета особой экономической зоны входят представители федерального органа исполнительной власти, соответствующих региональных и муниципальных органов, а также представители резидентов особой экономической зоны и иных организаций.
Полномочия наблюдательного совета особой экономической зоны определяются Положением о наблюдательном совете особой экономической зоны, утвержденным Правительством Российской Федерации*(19)
По мнению ряда специалистов, Закон об ОЭЗ действительно учитывает негативный опыт функционирования экономических зон начала 1990-х годов. Этим законом не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон прямого действия, не допускающий никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.
Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе функционирования прежних экономических зон, в определенной мере позволили переосмыслить государственную политику в области создания и функционирования СЭЗ. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер.
Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.
В настоящее время свободные экономические зоны действуют более чем в 120 странах мира, оказывая влияние на различные стороны их хозяйственной жизни.
В промышленно развитых странах СЭЗ способствовали развитию внешней и внутренней торговли, повышению научно-технического потенциала, реализации региональной политики, направленной на оживление малого и среднего бизнеса в депрессивных районах.
В развивающихся странах свободные экономические зоны способствовали развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда, развитию отдаленных регионов. Кроме того, привлечение иностранного капитала расширяет налогооблагаемую базу и становится стабильным источником формирования дохода государственного бюджета. Весьма эффективно использует практику свободных экономичеких зон Китай. В некоторых странах такие зоны превращаются в полигоны по апробированию новых методов хозяйствования, важное звено по реализации принципов открытой экономики*(20)
Анализ деятельности свободных экономических зон в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока они не играют своей основной роли - служить очагами динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Это, однако, не означает их ненужности или непригодности в российских условиях. Напротив, СЭЗ, являясь в целом перспективной формой регионального хозяйствования и внешнеторговой деятельности в России, но требующей селективного подхода, экономического прагматизма и ответственных решений федеральных и местных властей, могут в конечном счете обеспечить положительный результат.
С учетом коррективов и изменений, рассмотренных выше, свободные экономические зоны могут служить целям ускоренного перевода страны в русло современных рыночных отношений, более быстрого и рационального включения России в мировую экономику и международное разделение труда.
С.Г. Верещагин,
доцент кафедры государственного и
муниципального управления Владивостокского
государственного университета экономики
и сервиса, кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см.: Штенцель А. История войн на море. М., 2002; Капплер А., Гревель А. Германия. Факты. Берлин, 1994.
*(2) См.: Евстратов С.Ю., Козлов Н.Б., Кузнецов А.И. Иностранные инвестиции в СССР: вопросы финансового регулирования. 1991. С. 105.
*(3) Энциклопедический словарь / Под ред. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Т. XXIV. СПб., 1898. С. 604.
*(4) См.: Евстратов С.Ю., Козлов Н.Б., Кузнецов А.И. Указ. соч. С. 104.
*(5) Подробнее см.: Верещагин С.Г. "Порто-франко" в России // Известия Владивостокского института международных отношений ДВГУ. 1997. N 15.
*(6) См.: Евстратов С.Ю., Козлов Н.Б., Кузнецов А.И. Указ. соч. С. 108.
*(7) "Порто-франко" на Дальнем Востоке. Сб. документов и материалов / Сост. Н.А. Троицкая. Владивосток, 1998. С. 5.
*(8) Подробнее см.: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учеб. пособ. М., 1999.
*(9) См.: Указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации"; Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР"; Указ Президента РФ от 10 декабря 1992 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево"; Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями"; Указ Президента РФ от 3 июня 1993 г. N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-порт" и "Франко-порт Терминал"; Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь") (утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. N 497); Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка"; Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики"; Закон от 4 июня 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и др.
*(10) См.: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изм. от 30 октября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127
*(11) См.: Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изм. от 30 октября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 3. Ст. 280
*(12) См.: Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (с изм. от 24 июля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. Ст. 2807
*(13) Подразделение ООН, имеющее штаб-квартиру в Вене.
*(14) См.: Петрунин В.В. Особенности создания и налогообложения свободных экономических зон в России // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. N 7.
*(15) См.: Алпатов А.А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм // Советник Президента РФ. 2007. N 52.
*(16) См.: Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изм. от 11 октября, 6 декабря 2007 г.);
*(17) См.: Постановление Правительства РФ от 19 августа 2005 г. N 530 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" (с изм. от 29 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. 29 августа. Ст. 3611;
*(18) См.: Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами" от 19 ноября 2007 г. N 403.
*(19) См.: Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2005 г. N 758 "Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны" (с изм. от 4 августа 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. 19 декабря. Ст. 5544.
*(20) См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. Учеб. пособ. М., 2005. С. 219.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свободные экономические зоны: история и современность
Автор
С.Г. Верещагин - доцент кафедры государственного и муниципального управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2008, N 7