Конституционный Суд РФ защитил право работающих военных пенсионеров
на получение страховой части трудовой пенсии
11 мая 2006 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение N 187-О по жалобе гражданина В.В. Наумчика. Для того чтобы понять принципиальное значение указанного определения для миллионов бывших военнослужащих, целесообразно раскрыть в первую очередь актуальность и сущность проблемы пенсионного обеспечения в части, касающейся права работающих военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии.
Не вызывает сомнений тот факт, что одним из важнейших факторов, влияющих на обороноспособность армии, является политика, проводимая государством в отношении военных пенсионеров. Забота о социальной защищенности военнослужащих и членов их семей после увольнения в запас является залогом успешного комплектования Вооруженных Сил личным составом сегодня и в долгосрочной перспективе.
Как известно, ежегодно около двух миллионов граждан России становятся пенсионерами*(1) Их общая численность в настоящее время составляет 38,6 млн человек*(2) При этом только на Министерство обороны РФ возложено пенсионное обеспечение 1164,9 тыс. военных пенсионеров*(3), а с учетом численности членов семей бывших военнослужащих от деятельности органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации зависит материальное благополучие более чем 2,5 млн граждан России*(4)
Управомоченный по правам человека В.П. Лукин в своем докладе Президенту РФ за 2007 г. отмечает, что в настоящее время доля денежного довольствия, из которого исчисляется пенсия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, снизилась на момент увольнения по выслуге лет с 80% в 1985-1990 гг. до 40% в 1995-2000 гг. и до 30% в 2006 г. В 2007 г. эта доля составила всего 25%. Соответственно уменьшился и размер пенсии граждан, уволенных с военной службы. Средний размер пенсий составляет: за выслугу лет - 6162 руб.; по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения военной службы, - 3607 руб.; по случаю потери кормильца, если смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы, - 2772 руб. Что касается недавнего повышения окладов для военнослужащих, то, по мнению В.П. Лукина, деятельность государства в этой области "не более чем поправка на инфляцию". В результате совокупные денежные доходы пенсионеров не превышают, а в ряде случаев даже ниже регионального прожиточного минимума*(5)
Такое положение дел на сегодняшний день объясняет причину нахождения многих военных пенсионеров на грани отчаяния, ибо их неоднократные обращения в различные государственные органы по вопросу повышения пенсий ни понимания, ни поддержки не нашли. Только в отчетном году к Уполномоченному поступило несколько коллективных обращений военных пенсионеров, ветеранов военной службы и членов их семей. Всего же вопросам пенсионного обеспечения и восстановления утраченных льгот было посвящено каждое второе обращение военнослужащих.
В связи с этим становится полностью понятно, почему каждый третий военный пенсионер продолжает трудовую деятельность в организациях (на предприятиях) государственного или частного сектора*(6) Данная необходимость возникает в связи с невысоким уровнем военных пенсий по сравнению со стоимостью минимальной потребительской корзины.
В сложившейся ситуации особое значение приобретает "факт неисполнения Правительством РФ Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О в части выработки в срок не позднее 1 января 2007 г. правового механизма, гарантирующего выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде России, и обеспечения введения установленного правового регулирования"*(7) Дело в том, что в настоящее время с заработной платы (и иных выплат, связанных с выполнением работы) военных пенсионеров работодатель отчисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ (страховые взносы). Такая обязанность вытекает из положений ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ во взаимосвязи с положением п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Размер (тариф) страховых взносов определяется в соответствии с нормами ст. 10, 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и зависит от величины годовой суммы произведенных работнику выплат. При размере этой суммы до 280 000 руб. в год тариф составляет 14% этой суммы. В зависимости от возраста работника сумма страховых выплат идет на финансирование страховой части трудовой пенсии (для лиц 1966 г. рождения и старше) либо на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (для лиц 1967 г. и моложе). По некоторым оценкам, ежегодная сумма страховых отчислений за работающих военных пенсионеров в Пенсионный фонд РФ составляет около 18,5 млрд руб.*(8)
Здесь необходимо отметить, что трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая же и накопительная ее части, как было сказано выше, финансируются за счет страховых взносов. Таким образом, если базовая часть трудовой пенсии выплачивается за счет бюджета страны и источник ее финансирования как бы обезличен, то страховая и накопительная части фактически финансируются самими работниками, так как в конечном итоге работодатель уплачивает страховые взносы из средств, которые образуются в результате труда застрахованных.
Отличительной и важной особенностью страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является их индивидуально-возмездный характер. В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, т.е., поступая в Пенсионный фонд РФ, страховые взносы персонифицируются применительно к каждому из застрахованных лиц и учитываются на индивидуальных лицевых счетах. Учтенные таким образом страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при достижении пенсионного возраста в виде страховой или страховой и накопительной части трудовой пенсии. Таким образом, размер будущих пенсионных выплат (страховой и накопительной частей трудовой пенсии) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов. Поэтому работник (застрахованное лицо) заинтересован в перечислении страховых взносов со своего заработка (и соответственно в получении зарплаты официальным образом). Если только этот работник не военный пенсионер, который получает пенсию за выслугу лет.
Дело в том, что по действующему пенсионному законодательству работающий военный пенсионер не имеет права на одновременное получение военной и трудовой пенсий. Он имеет лишь право выбора, в соответствии с которым ему устанавливается какая-либо одна пенсия: за выслугу лет или трудовая (это правило закреплено в ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, п. 1 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Между тем действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ средств для формирования расчетного пенсионного капитала при переходе военных пенсионеров на трудовую пенсию, что не позволяет в большинстве случаев обеспечить назначение им трудовой пенсии в размере, превышающем полагающуюся им военную пенсию. Тем самым вступление их в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в качестве гарантии, обеспечивающей им возможность выбора пенсии, утрачивает какой-либо смысл, поскольку выбор как таковой в подобных случаях предопределен.
Таким образом, формулируется проблема: что будет с теми средствами, которые в период работы военного пенсионера на "гражданке" перечислялись с его зарплаты на формирование страховой части трудовой пенсии? Почему он должен отказываться от заслуженной государственной пенсии за выслугу лет, чтобы получить свои страховые взносы?
Здесь необходимо вспомнить о противоречиях пенсионного законодательства. Указанная проблема касается только тех средств, которые идут на финансирование страховой части трудовой пенсии. В то же время вопрос о накопительной части трудовой пенсии оговорен в законе отдельно. Так, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсии, предусмотренные этим законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", накопительной части трудовой пенсии. Данная норма применяется ко всем видам пенсий, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Таким образом, если военный пенсионер из числа лиц соответствующего возраста (1967 г. рождения и моложе) работает "на гражданке" в качестве рабочего, служащего и т.п. и с его заработной платы начисляются страховые взносы, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии, то по достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) ему должна быть установлена накопительная часть трудовой пенсии*(9)
В отношении же страховой части трудовой пенсии среди официальных органов до недавнего времени преобладало мнение об отсутствии правовых оснований для ее получения наряду с военной пенсией. Однако такая позиция вызывала справедливое осуждение как среди пенсионеров, так и среди ученых и правоприменителей. Ведь Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в качестве последствия распространения на отдельные категории граждан обязательного пенсионного страхования предполагает предоставление им при наступлении страхового случая соответствующего страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, т.е. по логике пенсионного законодательства все застрахованные граждане, в том числе работающие военные пенсионеры, при достижении пенсионного возраста и наличии определенного Законом страхового стажа*(10) (5 лет) должны воспользоваться накопленными на их индивидуальных счетах в Пенсионном фонде средствами. Однако военные пенсионеры в силу изложенных выше положений Закона были лишены такого права и, по сути, устранены от участия в пенсионной реформе.
Вспоминаются в связи с этим многочисленные письма возмущенных пенсионеров в редакцию газеты "Красная звезда". В качестве примера могут служить следующие из них: "Мне 77 лет, и 30 лет военной службы, - пишет майор в отставке Б. Покузиев из Ахтубинска Астраханской области. - Пенсия небольшая, и вот уже 28 лет я тружусь на предприятии. За эти годы, конечно, заработал вторую пенсию, но, сколько ни писал в разные инстанции, к кому бы ни обращался, нет вразумительного ответа". "Почему молчат, почему нет конкретных и ответственных разъяснений по этому поводу?! - восклицает в письме майор запаса Валерий Уфимцев из Свердловской области. - Почему бы честно не сказать, что накопления ваши, дескать, так и останутся у нас, на наши внутренние расходы..."*(11)
Вопросу возможности использования работающими военными пенсионерами перечисленных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов неоднократно уделял внимание Конституционный Суд Российской Федерации. Так, в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды Конституционный Суд сформулировал принципиальное положение о том, что равные обязанности граждан в несении бремени по формированию бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (независимо от субъекта, производящего в соответствии с законом уплату страховых платежей) предполагают и равные права на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов. В Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О по запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода, а также по жалобам граждан И.А. Стародубова и В.Н. Шишова отмечалось, что, закрепляя безусловное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, законодатель должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. В Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О применительно к индивидуальным предпринимателям и адвокатам - военным пенсионерам Конституционный Суд РФ указал на недопустимость положения, при котором возложенная на них обязанность уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ не сопровождается предоставлением им помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, страхового обеспечения с учетом уплаченных страховых взносов.
Проблема страховых взносов военных пенсионеров получила окончательно разрешение совсем недавно. 11 мая 2006 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение N 187-О по жалобе гражданина В.В. Наумчика на нарушение его конституционных прав положениями п. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В указанном документе, имеющем принципиальное значение для миллионов военных пенсионеров, Конституционный Суд РФ сформулировал следующую правовую позицию о праве работающих военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии: "Исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации".
Обосновывая свою позицию, Конституционный Суд справедливо констатировал, что правоприменительная практика в сфере обязательного пенсионного страхования поставила работающих военных пенсионеров в неравное положение по сравнению с иными работающими по трудовому договору застрахованными лицами, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую деятельность и имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальные лицевые счета страховых взносов (п. 3 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), т.е. на периодическое увеличение ее размера. Тем самым военные пенсионеры, на одинаковых с получателями трудовых пенсий условиях работающие по трудовому договору и участвующие в системе обязательного пенсионного страхования, оказываются в неравном с ними положении при реализации права на получение страхового обеспечения*(12) Таким образом, включение в эту страховую систему не влечет для них значимых последствий.
В связи с вышесказанным Конституционный Суд РФ отметил, что действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании не учитывает особенностей правового положения тех работающих по трудовому договору граждан, которым выплачивается пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...".
В результате Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам: "Взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - в условиях действующего правового регулирования - в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, без отказа от получения военной пенсии, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации"*(13)
В целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров Конституционный Суд РФ предписал федеральному законодателю разработать правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г.
Казалось бы, Конституционным Судом РФ разрешена очередная проблема социальной защиты бывших военнослужащих. Дело теперь за федеральным законодателем. Однако из-за нерасторопности должностных лиц военные пенсионеры, которые работали "на гражданке", уже несколько лет не могут получить одновременно и военную, и трудовую пенсии. Обоснованно возникает вопрос: "В чем же дело?" Ведь Правительство РФ обязано выступить с законодательной инициативой в трехмесячный срок, Государственная Дума - принять поправку во внеочередном порядке. Представителю власти, игнорирующему решения Конституционного Суда, грозит штраф до 200 тыс. руб., лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или даже лишение свободы на срок до двух лет. Необходимо отметить, что на сегодняшний день к числу острейших проблем в РФ можно отнести неисполнение решений Конституционного Суда РФ. Безусловно, ситуацию, когда в течение ряда лет законодатель не реагирует на рекомендации Суда, нельзя назвать удовлетворительной. Еще в июне 2007 г. было 15 постановлений и 9 определений, которые на то время так и не были внесены в нижнюю палату Федерального Собрания Правительством РФ*(14) К их числу относилось и Определение Конституционного Суда РФ N 187-О от 11 мая 2006 г., гарантирующее выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечение страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде России. По данной проблеме Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин еще в сентябре 2006 г. обращался к Председателю Правительства Российской Федерации, но до 2007 г. законодательно этот вопрос не был решен*(15) Между тем в ряде регионов уже прошли и не исключены в будущем массовые протестные акции военных пенсионеров, как организованные, так и стихийные*(16) Действительно, действующая власть вплоть до конца 2007 г. предпочитала игнорировать вопросы социальной защищенности военнослужащих, проявляя, в частности, в очередной раз законодательное невнимание к Определению Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г.
С началом 2008 г. стало окончательно ясно, что необходимо искоренить правовую дискриминацию бывших военнослужащих, лишенных права одновременного получения заслуженной ими пенсии за выслугу лет и страховой части пенсии, сформированной в результате страховых взносов. Об этом свидетельствуют парламентские слушания от 7 марта 2008 г., на которых Государственной Думой РФ был рассмотрен и одобрен в первом чтении внесенный Правительством РФ проект закона N 10319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части получения трудовой пенсии (ее страховой и накопительной части) работающими пенсионерами силовых ведомств) (о предоставлении права на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости пенсионерам из числа бывших военнослужащих и других государственных служащих в связи с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О)". Основной целью данного проекта закона является обеспечение единства правовых и организационных основ государственной службы, взаимного учета продолжительности государственной службы различных видов при подсчете общей продолжительности службы, что предполагает соотносительность государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, проходящих правоохранительную службу, и государственных гражданских служащих.
Итак, какие же основные изменения последуют в пенсионном законодательстве РФ в случае окончательного принятия указанного выше законопроекта? Прежде всего, гражданам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним лицам, имеющим страховой стаж не менее 5 лет, при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, законопроект предоставляет право устанавливать пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности.
При этом в случае назначения пенсии за выслугу лет в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, с учетом которых определен размер данной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии*(17)
Законопроект распространяет эти положения на всех граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с вышеназванным законом, включая пенсионеров из числа бывших работников прокуратуры и сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Если же вести речь непосредственно о военных пенсионерах, то законопроект, по оценкам экспертов Министерства обороны РФ, напрямую касается примерно 500 тыс. человек, получающих пенсию за выслугу лет, и продолжающих работать, а значит, имеющих право на получение трудовой пенсии по старости (ее страховой и накопительной частей).
Если предположить, что в среднем 500 руб. ежемесячно уплачивается на страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости на одного работающего военного пенсионера, то в год эти накопления достигнут 6000 руб. Сумма денежных выплат для данной категории пенсионеров из бюджета Пенсионного фонда РФ составит около 3 млрд руб. в год*(18) В целом же дополнительные расходы, связанные с установлением страховой части трудовой пенсии лицам из числа военнослужащих, в 2008 г. будут ориентировочно определяться суммой в 5,3 млрд руб.*(19)
Таким образом, в соответствии с Определением Конституционного Суда действие законопроекта в части установления страховой части трудовой пенсии для пенсионеров из числа военнослужащих будет распространяться на правоотношения начиная с 1 января 2007 г., а в части установления страховой доплаты государственным гражданским служащим - с 1 января 2008 г. Что касается накопительной части трудовой пенсии, то право на ее получение (в дополнение к пенсии по государственному пенсионному обеспечению), как уже было отмечено, установлено пунктом 4 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для всех пенсионеров - из числа как гражданских государственных служащих, так и военных пенсионеров (пенсионеров правоохранительной службы). Введение дополнительного правового регулирования в этой части не требуется и законопроектом не предусматривается.
Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день работающие военные пенсионеры лишены права получения заслуженной ими пенсии за выслугу лет одновременно со страховой частью трудовой пенсии, сформированной в результате страховых взносов. Тем самым эта категория лиц оказывается в худших условиях, чем обычные пенсионеры, имеющие право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их личный счет взносов. Однако внесенный Правительством РФ законопроект ликвидирует данную правовую дискриминацию военных пенсионеров, которые после увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ решили продолжать трудовую деятельность. Принятие этого поистине долгожданного правового акта будет иметь большое социальное значение в силу улучшения материального положения граждан, посвятивших многие свои годы военной службе в целях обеспечения целостности и безопасности Российского государства.
Д.Ю. Мананников,
военно-юридический факультет
Военного университета МО РФ
"Гражданин и право", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Петров К. Твоя будущая пенсия. Что дает индивидуальный учет пенсионных прав каждому из нас? // Пенсия. 1997. N 8. С. 4.
*(2) См.: Батанов Г.Н. Интервью // Известия. 2004. 6 декабря.
*(3) См.: Доклады Министру обороны РФ и его заместителям, справки по поступившим из директивных органов документам, заключения по проектам документов / Главное финансово-экономическое управление МО РФ. 2004. N 398. Т. 55. С. 482.
*(4) См.: Вдовин В.И. Особенности и проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, уволенных с военной службы, в современных условиях // Пенсия. 2003. N 4. С. 12.
*(5) См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. N 4612.
*(6) См.: Федотов А.И. Пенсионная реформа России и военные пенсионеры. М., 2005. С. 13.
*(7) Российская газета. 2008. 14 марта.
*(8) См.: Федотов А.И. Пенсионное обеспечение военнослужащих Российской Федерации в период проведения пенсионной реформы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. N 3.
*(9) См. также Письмо Пенсионного фонда России (ПФР) от 27 мая 2004 г. N ГБ-25-25/5735 "О праве военнослужащих на трудовую пенсию" // СПС "Гарант". 2008. 28 апреля.
*(10) Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
*(11) Цит. по.: Алтунин П., Батраков А. Пора бы отпустить тормоза // Красная звезда. 2007. 7 июня.
*(12) См.: Старцун В.Н. О праве работающих военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии (или как Конституционный Суд Российской Федерации увеличил пенсии работающим военным пенсионерам) // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 12.
*(13) Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 187-О от 11 мая 2006 г. // СПС "Гарант". 2008. 28 апреля.
*(14) См.: Романов И., Самарина А. Миронов вступился за Зорькина. Совет Федерации намерен положить конец практике неисполнения кабинетом министров постановлений Конституционного Суда // Независимая газета. 2008. 4 февраля.
*(15) См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. N 4612.
*(16) См.: Мухин В. Правозащита виртуального характера. Владимир Лукин опасается массовых акций протеста военных пенсионеров // Независимая газета. 2008. 19 февраля.
*(17) См.: Проект закона N 10319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части получения трудовой пенсии (ее страховой и накопительной части) работающими пенсионерами силовых ведомств) (о предоставлении права на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости пенсионерам из числа бывших военнослужащих и других государственных служащих в связи с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О)" // СПС "Гарант". 2008. 28 апреля.
*(18) См.: Михайлов В. Военные пенсионеры смогут получать вторую пенсию. Госдума рассмотрела изменения в законе о пенсионном обеспечении // Независимая газета. 2008. 7 марта.
*(19) См.: Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения". Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам // СПС "Гарант". 2008. 28 апреля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционный Суд РФ защитил право работающих военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии
Автор
Д.Ю. Мананников - военно-юридический факультет Военного университета МО РФ
"Гражданин и право", 2008, N 7