Юридический розыгрыш
К чему только не прибегают компании, дабы привлечь внимание клиента. Одним из наиболее излюбленных способов стали лотереи и розыгрыши. Подобные промоакции используют практически все организации, независимо от поля деятельности, начиная с продавцов шоколада и напитков, заканчивая ретейлерами техники и кредитными учреждениями. Проведение лотерей, стимулирующих продажи какого-либо товара или услуги, стало обычным делом. Однако с их организацией связано много трудностей с юридической точки зрения.
До 1 января 2004 года лотерейная деятельность в России регулировалась "Временным положением о лотереях в РФ", утвержденным Указом Президента РФ от 19 сентября 1995 года N 955. При этом не существовало закона, на основании которого можно было бы привлечь к ответственности лотерейщика за нарушение временного положения.
Такая вольница не могла долго оставаться без государственной опеки, вследствие чего и был принят Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" (в ред. от 2 февраля 2006 г.). С 1 января 2004 года, то есть со времени вступления закона в силу, не только детально регламентированы все особенности лотерейной деятельности, но и установлена ответственность за невыполнение требований закона.
Чтобы организатору подобных акций не оказаться в числе проигравших, следует знать и учитывать положения Федерального закона N 138-ФЗ. Многие из них касаются стимулирующих лотерей, то есть лотерей, право на участие в которых не связано с внесением платы, а призовой фонд формируется за счет средств компании.
Организатором любого розыгрыша может быть только юридическое лицо, имеющее место нахождения в России и получившее право на его проведение в установленном законом порядке.
Оператором лотереи, то есть лицом, заключившим договор (контракт) с организатором на проведение лотереи от его имени, по его поручению и имеющим соответствующие технические средства, также может быть только российское юридическое лицо.
А вот в отношении статуса распространителей закон ограничений не устанавливает. Это может быть как компания, так и индивидуальный предприниматель. Данные лица осуществляют прием ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором или оператором лотереи договора.
ФНС следует предупредить
Для приобретения права на проведение стимулирующей лотереи организатору достаточно направить уведомление в уполномоченный орган исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 года N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" функции уполномоченного органа возложены на Федеральную налоговую службу РФ. Контроль за проведением подобных промоакций также осуществляет ФНС.
В столицу уведомление нужно направлять только в случае, если лотерея будет проводиться на территории нескольких субъектов РФ. Если же акция будет проходить в пределах границ одного из них, соответствующий документ следует представить в Управление ФНС по этому субъекту, а если только на территории города или области - в территориальное подразделение ФНС данного пункта.
Уведомление должно быть направлено не менее чем за 20 дней до начала проведения лотереи. В свою очередь, уполномоченный орган в течение 15 дней со дня получения уведомления вправе запретить проведение лотереи при наличии одного из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, установленного законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Иных поводов для запрета не предусмотрено, поскольку перечень в законе является закрытым.
Что хотят знать налоговики?
Уведомление составляется в произвольной форме, но с обязательным указанием:
срока проведения лотереи, который не может превышать 12 месяцев;
способа проведения (тиражная, бестиражная или комбинированная), территории проведения и организатора лотереи;
наименования товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению должны быть приложены:
1) условия лотереи;
2) описание способа информирования участников лотереи о сроках ее проведения и условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов организатора лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Условия лотереи утверждаются ее организатором и должны включать:
1) наименование лотереи (если оно имеется);
2) указание на способ и территорию проведения акции;
3) наименование организатора лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, ИНН и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
4) сроки проведения лотереи;
5) права и обязанности участников лотереи;
6) порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей;
7) порядок и сроки получения выигрышей;
8) порядок информирования участников лотереи о ее условиях.
Главное - договориться
Договор между организатором и участником розыгрыша - это предложение об участии в данной акции с изложением ее условий. Оно может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено таким образом, чтобы желающий поучаствовать в ней без специальных знаний мог установить связь конкретного товара и проводимой стимулирующей лотереи.
Билеты, если стимулирующая лотерея проводится с их использованием, должны быть пронумерованы и содержать следующие обязательные сведения:
наименование розыгрыша, организатора и номер контактного телефона;
выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования адекватного представления об акции и алгоритме определения выигрыша, о его размере и порядке получения;
дату и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша; информацию о месте и сроках получения выигрышей.
Права участников лотерей установлены законом. Так, в случае приостановки или досрочного прекращения проведения лотереи ее организатор не освобождается от предоставления выигрышей. Если же розыгрыш призового фонда не был проведен, он обязан вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты. В случае задержки или непредставления выигрыша организатором владелец счастливого лотерейного билета вправе обратиться в суд.
Организатор может огласить персональные данные выигравшего только с личного разрешения участника.
Когда розыгрыш подходит к концу, компания обязана выполнить следующие условия:
публично объявить о его прекращении, например, с помощью сообщения в СМИ;
провести розыгрыш призового фонда лотереи, предназначенного для выплаты (передачи, предоставления) выигрышей;
предоставить выигрыши успешным участникам лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до публичного уведомления о ее прекращении, в том числе и в случае приостановки или досрочного прекращения проведения лотереи.
Нарушители могут быть привлечены к административной ответственности. С введением закона, КоАП РФ дополнен новой статьей, устанавливающей штрафы за нарушение законодательства о лотереях.
Таким образом, необходимо взвесить все за и против, прежде чем заняться проведением подобных промоакций. И уж если решились идти через тернии российских законов к сердцу клиента, то следует тщательно подходить к оформлению всех документов, связанных с организацией лотерей и розыгрышей.
Важно правильно определить тип промоакции
А. Комаров,
генеральный директор юридической группы "Аника"
"Рекламировать товары и услуги можно разными способами. При проведении промоакции очень важно определить, к какой категории розыгрышей она относится. Подобные мероприятия можно классифицировать следующим образом: стимулирующая лотерея, бесплатная раздача призов при рекламе товаров или услуг, конкурс или викторина. Оформление каждой рекламной акции требует составления соответствующих документов и проведения определенных юридических действий. Специальное разрешение (уведомление) требуется только при организации стимулирующих лотерей, проведение которых регламентируется Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях". Стимулирующая лотерея - мероприятие, право на участие в котором не связано с внесением платы, а призовой фонд формируется за счет средств организатора. Основной критерий стимулирующей лотереи - это розыгрыш призов, который осуществляется при помощи случайного выбора победителей. То есть необходим специальный алгоритм, на основании которого они будут отбираться. Участниками лотереи становятся все покупатели определенного товара или услуги, получившие соответствующий купон (может использоваться и иной способ), который в дальнейшем поступает в розыгрыш. В основу его алгоритма может быть положена специальная программа, действующая по принципу генератора случайных чисел. Розыгрыш проводит специально созданная комиссия организатора стимулирующей лотереи. При осуществлении подобных акций необходимо уведомить соответствующий государственный орган. Например, если лотерея является всероссийской, организатор должен направить уведомление в Федеральную налоговую службу РФ и получить письменное одобрение. В этом случае ФНС включит данную акцию в государственный реестр стимулирующих лотерей и направит организатору выписку из него".
Г. Сочилин,
директор по развитию ООО "Тэнфолд Групп"
Чем рискуем
Согласно статье 14.27 КоАП РФ при нарушении проведения стимулирующих лотерей организатор несет административную ответственность. Проведение акции без направления уведомления или без полученного разрешения влечет наложение штрафа:
на граждан - в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;
на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Если организатор лотереи отказывается выдавать выигрыш или нарушает порядки и сроки его передачи, которые предусмотрены условиями лотереи, участник розыгрыша может обратиться в суд. Тогда в компанию, которая проводила акцию, будет направлено предупреждение. В случае если организатор не отреагирует, на него будет наложен штраф:
на должностных лиц - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Во сколько обойдется выигрыш счастливчику?
Согласно Налоговому кодексу РФ, если участник конкурса (игры или иного мероприятия), проводимого в целях рекламы товаров, работ, услуг, получает приз, стоимость которого не превышает четыре тысячи рублей, то данный доход не облагается налогом. В противном случае ему придется заплатить налог на доходы физических лиц в размере 35 процентов. Эту особенность стоит учитывать, чтобы впоследствии избежать конфликтных ситуаций.
"Консультант", N 15, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.