Является ли плательщиком единого налога на вмененный доход организация в отношении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы в следующих ситуациях:
- если организация на арендованных рекламных щитах размещает рекламу дочерней фирмы;
- если организация арендованные рекламные щиты сдает в субаренду дочерней фирме и последняя размещает на них свою рекламу?
Согласно пп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на систему налогообложения единым налогом на вмененный доход переводятся компании и предприниматели, которые осуществляют деятельность по размещению и распространению наружной рекламы.
Распространение и (или) размещение наружной рекламы - это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие (ст. 346.27 НК РФ).
Определение стационарного технического средства приведено в письме ФНС РФ от 14.04.2006 N ШС-8-01/91@ "О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Стационарными техническими средствами наружной рекламы являются любые выполненные в виде конструкций носители рекламной информации, размещенные на объектах недвижимого имущества (земля, здания, строения, сооружения и т.п.), прочно связанные с такими объектами и не подлежащие перемещению в течение установленного договором срока их размещения в соответствующих рекламных местах.
Согласно статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, осуществляется владельцем рекламной конструкции. Из той же статьи следует, что владельцем рекламной конструкции является собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Таким образом, распространением наружной рекламы может заниматься как собственник рекламной конструкции, так и иное лицо, то есть ее арендатор (субарендатор).
Очевидно, в рассматриваемой ситуации организация - собственник рекламных щитов не будет являться плательщиком ЕНВД.
Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городов, где введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом.
Как разъяснено в письмах Минфина России от 14.02.2006 N 03-11-04/3/82, от 13.04.2006 N 03-11-04/3/198 и др., в целях применения главы 26.3 НК РФ деятельность организаций по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах не может быть признана соответствующей установленному статьей 2 Гражданского кодекса РФ понятию "предпринимательская деятельность" и, соответственно, в отношении данной деятельности не может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Напомним, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
В первом из рассматриваемых случаев организация осуществляет размещение и распространение рекламы не своей продукции (работ, услуг), а дочерней компании, а следовательно, нормы статьи 2 ГК РФ к ней применимы, и поэтому организация будет являться плательщиком ЕНВД.
Во втором случае распространением и размещением рекламы своей продукции (работ, услуг) занимается дочерняя компания. Поэтому ее деятельность по самостоятельному размещению и распространению собственной рекламы в силу несоответствия определению статьи 2 ГК РФ "предпринимательская деятельность" не должна переводиться на уплату ЕНВД.
Для головной организации деятельность по сдаче в аренду рекламного стенда дочерней компании также не будет подпадать под систему налогообложения в виде ЕНВД. Об этом, в частности, разъяснено в письме Минфина России от 05.10.2006 N 03-11/3/440. По этому вопросу также имеется арбитражная практика в пользу налогоплательщика, где суд мотивировал свои выводы тем, что общество не оказывает услуги контрагентам по размещению рекламы, а в рамках гражданско-правовых отношений представляет стационарные технические средства во временное пользование, в связи с чем указанная деятельность не подпадает под систему налогообложения в виде ЕНВД (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2007 N Ф08-4672/07-1823А).
На заметку
Письмо Минфина России от 01.07.2008 N 03-11-04/3/305
Минфин России признал организации и индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиками ЕНВД, занимающихся непосредственно распространением и размещением рекламы для заказчика, в том числе с использованием средств наружной рекламы, полученных во временное владение или пользование.
Письмо Минфина России от 09.06.2008 N 03-11-02/64
Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения может быть переведена на ЕНВД. Такое мнение высказали специалисты финансового ведомства, разъяснив, следующее.
В случае введения ЕНВД на соответствующей территории, то переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных (законодательных) органов на уплату ЕНВД. При этом каких-либо исключений для бюджетных учреждений глава 26.3 НК РФ не содержит.
Письмо Минфина России от 14.05.2008 N 03-07-11/192
Организации, ведущие как розничную (подпадающую под налогообложение ЕНВД), так и оптовую (обычный режим налогообложения) торговлю, должны вести раздельный учет в отношении сумм налога НДС в каждом налоговом периоде. При этом чиновники грозят налоговыми неприятностями тем, кто не будет вести раздельный учет: суммы НДС по приобретенным товарам не будут подлежать вычету; эти суммы НДС не будут учитываться в расходах в целях налогообложения прибыли. Кроме того, указанные налогоплательщики имеют право только на ту сумму налога, которая относится к облагаемой НДС деятельности и которая определяется с учетом положений п. 4 ст. 170 НК РФ. Если налогоплательщик осуществит вычет в полном объеме, то, по мнению чиновников, это автоматически будет означать, что он не ведет раздельный учет, с последствиями, перечисленными выше
М.П. Бойкова,
налоговый консультант
1 августа 2008 г.
"Советник бухгалтера", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060