Комментарий к постановлению Правительства РФ от 06.05.2008 N 359
"О порядке осуществления наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники"
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок использования таких бланков устанавливается Правительством РФ; до 23 мая 2008 года он был урегулирован Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171.
Однако 6 мая 2008 года вышло постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", которое было опубликовано в "Российской газете" от 13.05.2008 N 100 (4657). Таким образом, согласно общим правилам с 23 мая 2008 года применяется новый порядок осуществления наличных расчетов.
Итак, что же изменилось в порядке осуществления наличных расчетов?
Во-первых, поменялось само понятие "бланк строгой отчетности".
Ранее под бланком строгой отчетности, приравненным к кассовому чеку, понимались квитанция, билет, проездной документ, талон, путевка, абонемент и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Таким образом, под бланком строгой отчетности подразумевался сам документ, то есть материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, предназначенный для передачи во времени и пространстве указанной информации, а также в целях ее хранения и общественного использования.
С 23 мая 2008 года законодатель различает эти два понятия: бланк строгой отчетности (бланк документа) и сам документ (квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам), которые оформляются на бланках строгой отчетности.
Во-вторых, изменилась система утверждения формы бланков строгой отчетности. Ранее их утверждал только Минфин России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. Теперь при условии, что в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, эти органы и утверждают вышеуказанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
Так же как и прежде, установлен перечень реквизитов, который должен содержать документ. Однако новый порядок уже не требует указания сведений об утверждении формы бланка, указания кодов ОКПО, единицы измерения оказания услуг. Появилась возможность вносить иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация (индивидуальный предприниматель) вправе дополнить документ. Кроме того, предусмотрена возможность изготавливать бланк документа не только типографским способом, но и с использованием автоматизированных систем. По нашему мнению, это нововведение позитивно повлияет на работу организаций (индивидуальных предпринимателей), так как они смогут "индивидуализировать" бланки документов под свои нужды, а также более оперативно организовывать свое обеспечение необходимыми бланками документов.
Новый порядок разрешил федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, исключать в некоторых случаях из формы бланка документа отдельные реквизиты, предусмотренные подпунктами "ж"-"и" п. 3 постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Ранее такой возможности предусмотрено не было.
Изменились требования, предъявляемые к учету бланков. С появлением возможности автоматизированного способа формирования бланка документа требование о ведении книги учета бланков осталось только для бланков документов, изготовленных типографским способом. При автоматизированном способе идентификация, фиксация и сохранность информации обо всех операциях с бланком документа осуществляются за счет автоматизированной системы, причем вышеуказанная информация должна сохраняться в течение не менее пяти лет.
В связи с этим претерпел изменения и порядок учета испорченных бланков. В настоящее время испорченные или неправильно заполненные бланки документов перечеркиваются и прилагаются к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись, а не к кассовому отчету (ведомости, реестру), как это было ранее. В то же время предусмотрено, что книга учета ведется только для бланков, изготовленных типографским способом. Вероятно, законодатель предположил, что при формировании бланков документов автоматизированным способом ошибок быть не может. По нашему мнению, учитывая то, что автоматизированная система должна сохранять уникальный номер и серию бланка документа, вопрос о том, что делать с неправильно заполненными документами (испорченными или неправильно заполненными бланками документов), может все же возникнуть перед организацией (индивидуальным предпринимателем).
В п. 14 постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 законодатель четко установил, что с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, заключается договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие требования к приемке бланков документов, поступивших в организацию (к индивидуальному предпринимателю), к их хранению не изменились. В то же время разрешено хранить бланки документов в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение, вне зависимости от количества бланков документов.
Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ не изменился.
М.В. Пригарина,
юрисконсульт "ФБК-Право"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1