Исчисление пособий: сомнительная законность практики ФСС России
Как известно, порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, регулируется Законом N 255-ФЗ*(1) и Положением *(2), принятым в соответствии с данным Законом. Однако на практике многие территориальные органы ФСС России продолжают руководствоваться в этом вопросе письмами Фонда, причем не самыми свежими и зачастую противоречащими Закону N 255-ФЗ. А если говорить конкретнее - письмом ФСС России от 18 февраля 2002 г. N 02-18/05/1136 "О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам"*(3).
Согласно ст. 19 Закона N 255-ФЗ с 1 января 2007 г. законодательные акты и иные нормативные правовые акты, предусматривающие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, применяются в части, не противоречащей данному Закону. Это требование напрямую относится и к письму ФСС России от 18 февраля 2002 г. N 02-18/05/1136. Проанализируем, почему применять порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленный данным письмом, незаконно и в чем положения этого письма противоречат действующему законодательству.
По общему правилу (п. 5 ст. 14 Закона N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - пособие) исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Однако, как указано в п. 19 Положения, если исчисленное пособие превысит максимальный размер, установленный федеральным законом о бюджете ФСС России на соответствующий год, то размер дневного пособия определяется путем деления максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в месяце, на который приходится временная нетрудоспособность либо отпуск по беременности и родам, а размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам в каждом календарном месяце (так называемое пропорциональное исчисление).
Таким образом, из содержания названных норм следует, что применение пропорционального порядка исчисления пособий возможно лишь при соблюдении следующих условий:
1) предварительно в общем порядке рассчитывается размер пособия за весь период временной нетрудоспособности, приходящийся на соответствующий календарный месяц;
2) величина исчисленного в общем порядке пособия сравнивается с максимальным размером пособия, установленным федеральным законом на соответствующий год;
3) если исчисленное в общем порядке пособие, подлежащее выплате за некий период нетрудоспособности в определенном календарном месяце, превышает установленный максимальный размер, то размер пособия определяется заново, но уже в порядке, указанном в п. 19 Положения;
4) если же рассчитанное в общем порядке пособие не превысит установленного максимального размера, оно подлежит выплате в исчисленном размере.
Пример 1. Сотрудник Г.А. Збаразский болел с 1 по 13 февраля 2008 г. Размер рассчитанного в общем порядке пособия за этот период (13 к. дн.) составил 18 000 руб. Поскольку установленный максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности ограничен 17 250 руб.*(4), необходимо вновь рассчитать пособие, исходя из требований п. 19 Положения. Оно составит 7732,75 руб. (17 250 руб. : 29 к. дн. х 13 к. дн.).
Пример 2. Сотрудница Н.И. Коленько была временно нетрудоспособна с 1 по 25 июля 2008 г. Величина дневного пособия в данном случае составила 600 руб. За период болезни (25 к. дн.) ей было исчислено в общем порядке пособие на сумму 15 000 руб. Так как в данном случае установленный максимальный размер (17 250 руб.) не превышен, Н.И. Коленько должно быть выплачено пособие, рассчитанное в общем порядке, т.е. 15 000 руб.
Однако на практике территориальные органы ФСС России используют иной, отличный от установленного Законом N 255-ФЗ и Положением алгоритм исчисления пособий, подлежащих возмещению за счет средств Фонда. При этом отделения Фонда исходят из результатов сравнения рассчитанной в общем порядке величины дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размера дневного пособия, определенного путем деления установленного максимального размера пособия на общее число календарных дней в соответствующем календарном месяце (далее - пропорциональное дневное пособие), и используют в дальнейшем меньшую из двух величин. Названный порядок расчета пособий определен в абз. 3 письма N 02-18/05/1136.
Пример 3. Используем данные примера 2 и покажем, как действуют в этой ситуации территориальные органы ФСС России. В первую очередь они определяют в общем порядке размер дневного пособия (600 руб.). Далее рассчитывают размер пропорционального дневного пособия путем деления максимального размера пособия на общее число календарных дней июля - 556,45 руб. (17 250 руб. : 31 к. дн.). Поскольку сумма 600 руб. превышает сумму 556,45 руб., в отделении ФСС России далее исчисляют пособие, оперируя пропорциональным дневным пособием в размере 556,45 руб. Поэтому Н.И. Коленько будет выплачено пособие, величина которого составит 13 911,25 руб. (556,45 руб. х 25 к. дн.).
Полагаем, что существующая позиция ФСС России в отношении названного способа исчисления пособий неправомерна. Как следует из п. 19 Положения, возможность применения особого (пропорционального) порядка расчета поставлена в зависимость от факта превышения величины полностью исчисленного пособия над официально установленным максимальным размером, но не от результатов сравнения величин рассчитанных двумя разными способами пособий - дневного и пропорционального дневного.
В ходе сравнительного анализа содержания Закона N 255-ФЗ, Положения и письма N 02-18/05/1136 со всей очевидностью можно сделать вывод, что в абз. 3 названного письма ФСС России:
допустил расширительное толкование нормативных актов федерального уровня;
фактически самостоятельно ввел порядок исчисления пособий, российским законодательством не предусмотренный.
Необходимо заметить, что, применяя методику расчета пособий, отличную от определенной законодателем, ФСС России действует вопреки своей основной задаче, указанной в п. 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации*(5), а именно обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и т.д. Кроме того, деятельность Фонда ограничена рамками Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правом выхода за которые Фонд никоим образом не наделен.
Вернемся к ситуации, рассмотренной в примерах 2 и 3.
По причине несоответствия положений абз. 3 письма N 02-18/05/1136 требованиям п. 5, 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 6, 19 Положения Н.И. Коленько будет выплачено пособие в ненадлежащем размере (на 1088,75 руб. меньше положенного). Иными словами, ФСС России практически инициировал процесс снижения размеров пособий, в котором активно участвуют его территориальные органы, в то время как данный размер может быть снижен лишь в случае умышленного совершения застрахованным лицом проступков, предусмотренных в ст. 8 Закона N 255-ФЗ.
Таким образом, с точки зрения автора, существующий порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленный письмом N 02-18/05/1136, не может считаться легитимным, так как, во-первых, не соответствует приведенным в статье положениям федеральных нормативных актов и, во-вторых, нарушает права граждан, закрепленные в п. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ.
В завершение отметим, что изложенная позиция по рассмотренной проблеме статусом аксиомы не обладает, и решающую роль в окончательном разрешении данного вопроса, безусловно, должны сыграть органы судебной власти.
Н.Н. Брюховецкий,
ведущий юрист центра налогового и правового
консультирования группы компаний "ИРБиС"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
*(2) Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375.
*(3) Данное письмо имеет характер нормативного акта (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 7 марта 2007 г.).
*(4) Подпункт 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
*(5) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru