Техрегламент на масложировую продукцию
28 декабря 2008 года вступит в силу Технический регламент на масложировую продукцию (далее Техрегламент)*(1). Именно этот документ стал героем приведенного обзора.
Статус ГОСТов
Техрегламент объединил множество разрозненных отраслевых документов. С его вступлением в силу национальные стандарты приобретают статус документов добровольного применения. Причем применяться они могут в части, не противоречащей требованиям Техрегламента (ст. 29 Техрегламента). Перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Техрегламента, должен быть утвержден, опубликован в печатном издании, а также размещен на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии до дня вступления регламента в силу (ст. 9 Закона "О техническом регулировании"*(2)).
Объекты регулирования
Объектами технического регулирования Техрегламента являются:
- масложировая продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Перечень включает 14 видов пищевой продукции: масла растительные, маргарины, спреды растительно-сливочные и растительно-жировые, смеси топленые растительно-сливочные и растительно-жировые, жиры специального назначения, в том числе жиры кулинарные, кондитерские, хлебопекарные и заменители молочного жира, эквиваленты масла какао, улучшители масла какао SOS-типа, заменители масла какао POP-типа, заменители масла какао нетемперируемые нелауринового типа, заменители масла какао нетемперируемые лауринового типа, соусы на основе растительных масел, майонезы, соусы майонезные, кремы на растительных маслах, а также 2 вида непищевой продукции: глицерин натуральный и мыло хозяйственное;
- процессы производства, хранения и перевозки масложировой продукции, связанные с требованиями к ней.
В статье 3 Техрегламента приводится 28 определений пищевой масложировой продукции, а в ст. 5 даны определения глицерина натурального и мыла хозяйственного. Наименования продукции, нанесенные на потребительскую упаковку, должны соответствовать наименованиям, приведенным в ст. 2 (пп. 1 п. 3 ст. 7 Техрегламента). Наименование масла растительного указывается в соответствии с наименованием масличного сырья, из которого оно изготовлено. В наименованиях маргаринов и спредов не допускается употребление слова "масло", однокоренных с ним слов, а также словосочетаний, содержащих слово "масло".
Идентификация продукции
Чтобы определить, относится ли конкретная продукция к сфере действия Техрегламента, а также предупредить действия, вводящие в заблуждение приобретателей продукции, проводится ее идентификация (ст. 4 Техрегламента). Кем проводится идентификация? В отличие от Техрегламента на молоко и молочную продукцию*(3), комментируемый документ не приводит перечень органов, которые идентифицируют продукцию. По смыслу ст. 4 Техрегламента это может быть любое заинтересованное лицо. В то же время одним из таких лиц является должностное лицо, осуществляющее госконтроль (п. 1 ст. 26 Техрегламента).
Если товар маркирован одним из наименований, приведенных в ст. 2 Техрегламента, на этот товар распространяется действие этого документа (п. 2 ст. 4 Техрегламента). В отличие от "молочного" техрегламента "масложировой" не предусматривает такой процедуры идентификации, как испытания, в п. 3 ст. 4 Техрегламента речь идет лишь о таком пути идентификации продукции для установления ее принадлежности к сфере действия Техрегламента, как визуальное сравнение. Соответственно, в Техрегламенте не приводятся показатели идентификации продукции, используемые в случае испытаний (органолептические, физико-химические и микробиологические, а также показатели состава жировой фазы).
Цель идентификации | Устанавливается соответствие: |
Установление принадлежности продукции к сфере действия Техрегламента |
наименования идентифицируемой продукции, указанного в ст. 2 Техрегламента, и наименования, указанного, для продукции: - в потребительской упаковке - на упаковке; - в иной (не потребительской) упаковке - в документе, подтверждающем переход права собственности; - изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах - в информации изготовителя (продавца) |
Предупреждение действий,вво- дящих в заблуждение приобре- тателей |
идентифицируемой продукции и: - признаков, установленных ст. 3 Техрегламента; - информации,указанной в маркировке и (или) документе, подтверждающем переход права собственности, а для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах, - информации изготовителя (продавца) |
Вместе с тем очевидно, что при идентификации продукции в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, без испытаний не обойтись. Для идентификации в этих целях следует сверить уже не наименования, а идентифицируемую продукцию и информацию о ней, однако сделать это, исходя из п. 4 ст. 4 Техрегламента, следует не вместо, а вместе с удостоверением соответствия идентифицируемой продукции признакам, приведенным в ст. 3 Техрегламента. А как иначе можно однозначно идентифицировать, например, такой объект, как "эквиваленты масла какао", одним из существенных признаков которого является 2%-я массовая доля трансизомеров жирных кислот, как не воспользовавшись соответствующим стандартом ГОСТ Р 52677-2006 "Масла растительные, жиры животные и продукты их переработки. Методы определения массовой доли трансизомеров жирных кислот".
Идентификация может также проводиться в отношении процессов производства, хранения и перевозки. Для идентификации данных процессов любое заинтересованное лицо обязано убедиться, что данные процессы обеспечивают производство, хранение и перевозку масложировой продукции, указанной в ст. 2 Техрегламента.
Требования к масложировой продукции
Техрегламентом установлено (п. 1 ст. 5), что масложировая продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ, при использовании по назначению в течение срока годности пищевой масложировой продукции и срока хранения непищевой масложировой продукции не должна причинять вреда жизни или здоровью человека.
Требования к масложировой продукции включают требования безопасности к продукции, требования к упаковке и маркировке. Заметим, что любые иные требования (к продукции, процессам производства, хранения, перевозки и пр.), не включенные в технический регламент, не могут носить обязательный характер (ст. 3 Закона "О техническом регулировании").
Что касается требований к самой продукции, то помимо требований безопасности иных Техрегламент не называет. Это означает, что различные органолептические, физико-химические и микробиологические показатели продукции отданы на откуп производителям.
Пищевая масложировая продукция может считаться безопасной в том случае, если содержащиеся в ее составе токсичные элементы, микотоксины, пестициды, радионуклиды и прочее не превышают предельно допустимые уровни (требования безопасности к пищевой масложировой продукции приведены в приложениях 1 и 2 к Техрегламенту).
Вода, используемая в процессе производства, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде, а воздух не должен являться источником загрязнения продукции (ст. 11 Техрегламента). Безопасность пищевой масложировой продукции должна обеспечиваться, в том числе, выбором оптимальной последовательности технологических процессов, контролем за работой технологического оборудования, соблюдением условий хранения сырья и необходимых пищевых добавок, выбором способов и периодичности санитарной обработки помещений, оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (ст. 10 Техрегламента).
Упаковка должна обеспечивать безопасность и неизменность идентификационных признаков продукции в течение всего срока годности и срока хранения. При повреждении потребительской упаковки пищевая масложировая продукция должна быть немедленно изъята из обращения собственником этой продукции.
Изготовитель или продавец обязан предоставить приобретателю необходимую и достоверную информацию о масложировой продукции. На упаковке пищевой масложировой продукции должны быть, в частности, указаны: ее наименование; состав продукции (в порядке уменьшения массовых долей ингредиентов с обязательным указанием добавок, витаминов, ароматизаторов, компонентов из генно-инженерно-модифицированных организмов); пищевая ценность и срок годности; информация о подтверждении соответствия пищевой масложировой продукции требованиям Техрегламента (ст. 7 Техрегламента).
Техрегламентом определено, что перевозка пищевой масложировой продукции может осуществляться пригодными для этой цели транспортными средствами, причем ее перевозка вместе с непродовольственными грузами запрещается. Перевозимая продукция должна сопровождаться документами, подтверждающими ее безопасность и обеспечивающими ее прослеживаемость, а также информацией об условиях ее хранения и о сроках годности (ст. 19 Техрегламента).
Оценка соответствия
Формы данной оценки названы в ст. 21, 22 Техрегламента:
Оценка соответствия масложировой продукции требованиям Техрегламента |
| |
/---------------------------------------\ /---------------------------------\
| Подтверждение соответствия | |Государственный контроль (надзор)|
\---------------------------------------/ \---------------------------------/
|
Обязательное |
| |
/--------------\ /------------------\
|Декларирование| | Обязательная |
|соответствия | | сертификация |
\--------------/ \------------------/
Подтверждение соответствия
В отношении процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции подтверждение соответствия не осуществляется. Их оценка соответствия требованиям Техрегламента проводится в форме государственного контроля (надзора) путем обследования данных процессов (п. 3 ст. 21, п. 7 ст. 25 Техрегламента).
Для масложировой продукции Техрегламент допускает как декларирование соответствия, так и обязательную сертификацию. В документе не упоминается о такой форме подтверждения соответствия, как добровольная сертификация. Но этого и не требуется, ведь в силу ст. 22, 23 Закона "О техническом регулировании" техрегламент устанавливает, требуется ли обязательное подтверждение соответствия продукции, причем исключительно требованиям техрегламента. Подтверждать ли соответствие продукции требованиям стандартов, систем добровольной сертификации и договоров - решать только предприятию.
Предлагая для одного вида продукции две возможные формы обязательного подтверждения соответствия, Техрегламент не устанавливает каких-либо критериев применения той или иной формы. Заметим, что по замыслу законодателей приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, обязательная же сертификация в технических регламентах закладывается только в обоснованных случаях*(4).
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем (п. 1 ст. 23 Техрегламента):
1) принятие декларации о соответствии производимой масложировой продукции требованиям Техрегламента на основании только собственных доказательств;
2) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории.
Доказательственные материалы должны включать техническую документацию и протокол испытаний масложировой продукции (п. 5 ст. 23 Техрегламента).
Регламент вводит различные схемы декларирования соответствия для продукции с разной степенью опасности. Очевидно, это позволит максимально упростить вхождение на рынок простой и безопасной продукции и обеспечит должный уровень контроля за так называемой сложной масложировой продукцией, которой можно легко отравиться.
Так, согласно п. 2 ст. 23 Техрегламента декларация о соответствии на основании собственных доказательств принимается в отношении масел растительных, маргаринов, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных и заменителей молочного жира, эквивалентов масла какао, улучшителей масла какао SOS-типа, заменителей масла какао POP-типа, заменителей масла какао нетемперируемых нелауринового типа, заменителей масла какао нетемперируемых лауринового типа, глицерина натурального, мыла хозяйственного.
А декларация о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, принимается (п. 6 ст. 23 Техрегламента):
- в отношении спредов растительно-сливочных и растительно-жировых, смесей топленых растительно-сливочных и растительно-жировых, соусов на основе растительных масел, майонезов, соусов майонезных и кремов на растительных маслах;
- в отношении иной масложировой продукции при отсутствии у заявителя собственной испытательной лаборатории или договора с испытательной лабораторией;
- в случае, если заявитель является продавцом масложировой продукции;
- в отношении масложировой продукции, приобретенной за рубежом;
- в случае разовой поставки масложировой продукции.
Подтверждение соответствия в форме обязательной сертификации серийно выпускаемой масложировой продукции осуществляется при отсутствии у заявителя собственной испытательной лаборатории или отсутствии договора с аккредитованной лабораторией либо по желанию самого заявителя (п. 1 ст. 24 Техрегламента). При положительных результатах испытаний типового образца серийно выпускаемой масложировой продукции и анализа состояния ее производства орган по сертификации оформляет сертификат соответствия. Сертификат выдается сроком на пять лет (п. 7 ст. 24 Техрегламента). Орган по сертификации один раз в год проводит инспекционный контроль за сертифицированной серийно выпускаемой масложировой продукцией, по результатам которого действие сертификата может быть подтверждено, приостановлено либо отменено (п. 9 ст. 24 Техрегламента).
Государственный контроль (надзор)
На данный момент качество продукции проверяется в основном на этапе ее сертификации. Техрегламент же подробно расписывает процедуру госконтроля продукции, находящейся на рынке. Контролирующим органом выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (п. 4 ст. 25 Техрегламента, п. 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации*(5)).
Государственный контроль (надзор) проводится в соответствии с законодательством РФ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Не подлежат государственному контролю процессы производства, хранения и перевозки масложировой продукции, изготовленной в личных подсобных хозяйствах и реализуемой на розничных рынках (п. 2 ст. 25 Техрегламента).
Техрегламентом предусмотрены две формы государственного контроля (надзора) (п. 5 ст. 25): визуальный и инструментальный.
При визуальном контроле проверяются наличие маркировки и ее соответствие установленным Техрегламентом требованиям. При проведении инструментального контроля с помощью средств измерений устанавливается соответствие продукции путем отбора образцов для проведения исследований продукции как на месте проведения контроля, так и вне его (п. 7 ст. 25 Техрегламента). Государственный контроль (надзор) проводится в соответствии с правилами и методами исследований и измерений или перечнем национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований, утвержденных Правительством РФ (п. 3 ст. 26 Техрегламента). Запрещается изъятие образцов масложировой продукции для инструментального контроля без оформления в установленной форме акта об отборе образцов масложировой продукции и в количестве, превышающем нормы, установленные утвержденными Правительством РФ правилами отбора образцов масложировой продукции для проведения исследований и измерений (п. 8 ст. 25 Техрегламента).
Заметим, согласно п. 11 ст. 7 Закона "О техническом регулировании" до дня вступления в силу Техрегламента Правительство РФ должно будет утвердить перечень ГОСТов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения техрегламента. А в случае отсутствия ГОСТов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования - сами правила и методы.
Распоряжением от 26.06.2008 N 934-р Правительство РФ предписало Минпромторгу утвердить в III квартале 2008 года порядок разработки такого перечня национальных стандартов, а в случае отсутствия последних - таких правил и методов.
Техрегламент: до и после
На масложировую продукцию, изготовленную до дня вступления Техрегламента в силу, распространяются требования, действующие до этого момента (п. 2 ст. 28 Техрегламента). Выпуск в обращение (включая реализацию в сфере розничной торговли) масложировой продукции, изготовленной или импортированной до дня вступления Техрегламента в силу, допускается в течение срока годности пищевой и срока хранения непищевой масложировой продукции (п. 3 ст. 28 Техрегламента). Сертификат соответствия и декларация о соответствии на масложировую продукцию, выданные до дня вступления в силу Техрегламента, считаются действительными до окончания сроков их действия (п. 1 ст. 28 Техрегламента).
Е.В. Преснякова,
редактор журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.06.2008 N 90-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
*(3) Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ.
*(4) Пункт 3.2 Рекомендаций по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов Р 50.1.046-2003, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.06.2003 N 201а-ст.
*(5) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 569.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"