Подготовка HR-менеджеров в России
Любой продукт выпускают не абстрактные рабочие, а конкретные люди. если руководство - отдельные менеджеры - не признают, что каждый работник представляет собою личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достигнуть высокого уровня конкурентоспособности ничтожно мала.
Эволюция подходов к управлению персоналом
Развитие рыночной экономики связано с переходом к системе современного менеджмента, главным объектом которого становится организация (предприятие), а внутри нее - человек труда, работник во всей своей многомерности (рис. 1).
В связи с этим становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, за пределами - потребители продукции. Ответ на новые требования и потребности бизнеса в области человеческих ресурсов - это изменение роли персонала и управления им в организации (рис. 2).
Коренной перелом в отношении ценности человеческого ресурса и необходимости его всестороннего развития происходит в 70-е годы ХХ века, когда возникает мысль о возможности развития творческого потенциала человека, о гуманистической направленности его устремлений, происходит переоценка движущих сил экономики - "человеческий фактор" выдвигается на первый план, возникает теория человеческого капитала (ЧК), разработанная американским экономистом Г. Беккером.
В табл. 1 в хронологической последовательности в соответствии со временем их возникновения и активного использования приведены понятия. Данная хронология отражает постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономике и усиление комплексного подхода к его изучению. В момент своего возникновения то или иное понятие несет на себе четко обозначенную смысловую нагрузку, однако в дальнейшем оно истолковывается с позиций современного знания о человеке.
Человек становится главной действующей силой и основным действующим лицом прогресса. Но если в предпринимательской философии на Западе осуществлен поворот к человеку, его знаниям, мотивации, квалификации труда, то в российской - существенные изменения в работе с персоналом наблюдаются пока еще слабо.
/---------------------\
|разумный |
|---------------------|
|эмоционально-волевой |
|---------------------|
|конфессиональный |
|---------------------|
|нравственный |
|---------------------|
|культурный |
Человек----+---------------------+------ Предмет управления персоналом
|правовой |
|---------------------|
|политический |
|---------------------|
|социальный |
|---------------------|
|биологический |
|---------------------+-------------------------------------\
Предприятие|экономический человек|техника, материальные ресурсы|финансы|
\-----------------------------------------------------------/
\------------------+----------------------/
|
Предмет экономики предприятия
Рис. 1. Многомерность человека, выполняющего функции работника
Рыночные отношения создаются в России уже более десяти лет. Многое уже состоялось: приватизация, либерализация цен, налоговая реформа, законодательные инициативы и т.д. Не задумываются только, пожалуй, о ситуации с рабочей силой, так как в России всегда исходили из того, что уже чего-чего, а работников хватает.
Главный просчет проводимых реформ, который сейчас исправляется, - отказ государства и работодателей от заботы о сохранении и развитии своего персонала. Многие успешные российские компании уже пришли к пониманию этого и вкладывают значительные средства в формирование и развитие своего персонала. Многие другие еще не пришли к этому. Но реальный выбор не велик: или всерьез заниматься своими кадрами, или проигрывать в конкурентной борьбе.
Появление понятия "персонал" в современном смысле следует отнести к концу ХIХ - началу XX века, когда произошли качественные изменения в общественном осознании места и роли работников в структуре производства, и, как следствие, появилась наука управления персоналом. По нашему мнению, в отличие от таких близких по смыслу понятий как "кадровый состав", "рабочая сила", понятие "персонал" в большей степени является синонимом понятия "коллектив", но не как собранной для производства массы людей, а в функциональном, т.е. как организационно-объединенной группы специалистов разного профиля и квалификации, выполняющей необходимые для данного предприятия производственные и служебные функции и, что особенно важно, прямо экономически и социально заинтересованной в результатах деятельности этого предприятия.
Зарождение функции управления персоналом происходило в средние века в условиях ремесленного производства и роста мануфактур. Уже тогда в гильдиях и цехах каменщиков, кожевников, плотников проявлялась забота об улучшении условий труда, оплаты и жизни работников, об обучении пополнения, а также регулировалось продвижение по ступенькам цеховой иерархии.
|
| Деловой
| партнер
| /--------------\
| Наблюдатель Эксперт |Стратегический|
| за соблюдением /-------------\ | деловой |
| процедур | Специальные | | партнер |
| /---------------\ | знания | \--------------/
| | Контроль и | | |
| | соблюдение | | |
| Администратор | внутренних | \-------------//------------------
| /----------------\ | процедур и | |
| |Административные| |законодательств| | Обеспечение
| | услуги, | \---------------/ /--------------/ стратегической
| | связанные с |/------------------/ Применение поддержки и
| | персоналом || новейших содействия в
| \----------------/| Работа с разработок разработке и
|/------------------/ профсоюзами при решении внедрении
|| Административные Решение вопросов, вопросов корпоративной
|/ аспекты работы связанных с подбора, стратегии
| с сотрудниками дисциплиновационным оценки, Сказание
| Прием на работу законодательством оплаты труда содействия в
| Соблюдение и обучения вопросах
| трудового сотрудников преобразования
| законодательства Рассмотрение корпоративной
| Ограничения вопросов культуры
| численности оплаты труда, Усиление
| персонала и льгот, подбора заинтересованнос-
| повышения персонала и ти
| заработной трудовых персонала в
| платы ресурсов работе
| с точки зрения
| бизнеса
| Эффективность
| компании,
| оценка
| результатов
| деятельности
|
\-----------------------------------------------------------------------
В далеком В недалеком Недавно Когда-нибудь
прошлом прошлом
Рис. 2. Изменение роли управления персоналом (УП) в стратегии бизнеса
Таблица 1
Развитие представления о субъекте экономической жизни
Категория | Общая тенденция | Период активного использования в отечественной науке |
Отражаемое представление о человеке |
Факторы возникновения |
Рабочая сила |
| | | | | | | | | | | | Возрас|Усиление тание |комплек- роли |сного чело- |подхода века | в | эко- | номи | ке | | | | | | |
XIX век - настоящее время |
Человек как носитель способ- ностей и качеств, которые могут производительно испо- льзоваться в процессе труда |
Необходимость обозначе- ния и учета личного фактора производства |
Трудовые ресурсы |
20-е гг. XX века - настоящее время |
Человек как пассивный объект внешнего управления, плано- во-учетная единица |
Необходимость измерения показателей процесса воспроизводства рабочей силы в условиях центра- лизованного управления экономикой |
|
Трудовой потенциал |
70-80-е гг. XX века - настоящее время |
Человек как субъект, харак- теризующийся своими потреб- ностями и интересами в сфере труда |
Необходимость активиза- ции и эффективного ис- пользования возможнос- тей, связанных с личным фактором |
|
"Челове- ческий фактор" |
Конец 80-х начало 90-х гг. ХХ века - настоящее время |
Человек - главная движущая сила общественного производ- ства, средство повышения его эффективности |
Общественно-политичес- кие условия, необходи- мость повышения отдачи личного фактора |
|
Челове- ческий капитал |
90-е гг. XX века - настоящее время |
Человек - объект наиболее эффективных вложений и субъ- ект, преобразующий их в со- вокупность знаний, учений с целью их последующей реали- зации |
Признание инструмента- льной ценности человека и производительного ха- рактера инвестиций в экономику человека |
Промышленная революция XIX столетия вызвала невиданный рост производительности труда и потребовала изменения самой организации производства: на смену мануфактурам пришли фабрики с большей численностью работников.
Становление управления персоналом как профессиональной деятельности завершается в промышленно развитых странах Запада в конце 50-х-начале 60-х годов XX века. В отечественной практике в это время акцент в большей степени делается на макроуровне, а объектом управления становились трудовые ресурсы общества, а не профессиональный труд, профессиональные возможности личности, профессиональный опыт.
В 90-е годы XX века за рубежом начали внедряться новые методы кадровой работы, обеспечивающие учет интересов как предпринимателей, так и персонала. Одним из инновационных направлений стала концепция "обучающейся организации"*(1), однако только в начале XXI века на ее основе возникает общепринятая модель кардинальной перестройки организации на основе обучения для поддержания ее конкурентоспособности.
Роль и статус HR-службы прямо пропорциональны тем функциям, которые она выполняет. Чем шире круг полномочий, тем выше статус этой службы. Особенностями инновационной модели управления персоналом являются: горизонтальное управление с акцентом на формирование команды; децентрализованная кадровая функция при линейном менеджменте; интеграция планирования персонала в систему организационного планирования с сохранением обратной связи; инвестиции в человеческий капитал; развитие сильной корпоративной культуры; балансирование текущих потребностей организации с интересами окружающей деловой среды. При этом центральными задачами кадровой службы становятся проектирование и интеграция стратегии персонала в организационную стратегию, концептуальное обучение работников и развитие руководящих кадров, а также правовое обеспечение трудовой деятельности.
В результате расширения сферы деятельности организаций происходит не только усложнение, но и увеличение диапазона функций кадровых служб. Их специфика заключается в учете глобальных перспектив, факторов риска, различий в экономических системах и ценностных базах при формировании стратегии и тактики кадровой работы.
Основные задачи, стоящие перед кадровой службой (% опрошенных)*(2)
Организация обучения, повышения квалификации | 68 |
Кадровый учет, делопроизводство | 67 |
Разработка и внедрение системы мотивации | 49 |
Адаптация персонала | 40 |
Оценка и аттестация | 39 |
Подбор персонала | 37 |
Формирование корпоративной культуры | 26 |
Формирование кадрового резерва | 22 |
Разработка нормативных документов | 21 |
Организация корпоративных мероприятий | 10 |
Управление численностью персонала | 10 |
В XXI веке работа с кадрами будет строиться с учетом трех основных тенденций: децентрализации, экономизации и интернационализации*(3). Децентрализация означает дополнительное делегирование линейным руководителям функций кадрового планирования, отбора и развития персонала. Только непосредственный руководитель может реально оценить численность и качественный состав персонала, необходимые для осуществления производственной деятельности, оперативно отреагировать на изменение ситуации и скорректировать методы, используемые при подборе, расстановке и профессионально-служебном продвижении кадров. Экономизация выражается в организации работы службы персонала с учетом ее эффективности как самостоятельного подразделения предприятия. В качестве основных методов оценки результатов кадровой деятельности используются функционально-стоимостной метод, при котором определяется затратность или доходность тех или иных функций службы персонала, а также метод сравнения, при котором происходит сопоставление отдельных параметров (численность, оплата труда, уровень образования работников кадровой службы) с аналогичными показателями служб других предприятий данной отрасли (бенчмаркинг). Интернационализация предполагает приспособление стратегии и методов управления персоналом к экономическим, культурным и правовым условиям той страны, на территории которой находится представительство, филиал или дочерняя фирма компании.
При этом, исходя из представленной выше многофокусной схемы рассмотрения категории "персонал", на это указывает и многоаспектная модель управления персоналом (рис. 3).
Типовая структура кадровой (HR) службы зарубежной компании включает в себя целый ряд специалистов (табл. 2).
Таким образом, в объект управления службы управления персоналом должна включаться не только деятельная, личностная, социальная, психологическая и другие составляющие профессионального опыта персонала, которые оказывают существенное влияние на достижение целей организации, но и сама организационная структура, в которой выражена потребность в таком профессиональном опыте.
"Рис. 3. Многомерная модель управления персоналом. Структура и функции современных служб управления персоналом".
В России крупные, особенно производственные компании испытывают острый дефицит в высококвалифицированных сотрудниках, имеющих опыт построения и внедрения грейдинговых систем, разработки программ мотивации и удержания персонала. Кроме того, сейчас возникают новые актуальные направления работы с сотрудниками: управление талантами, формирование интеллектуального капитала, создание самообучающейся организации, развитие клиентоориентированного подхода и др., что приводит к появлению новых специалистов в структуре этой службы. У состава самой службы выделяются новые структурные единицы, например: управление корпоративной культуры и социальных вопросов (холдинг "Металлоинвест").
Таблица 2
Должность | Место в иерархии |
Менеджер по персоналу | Среднее звено |
Compensation benefits manager | Руководство |
Менеджер по управлению персоналом | Среднее звено |
Психолог | Среднее звено |
Менеджер по обучению персонала | Среднее звено |
Ассистент менеджера по обучению | Специалист |
Top HR Executive | Руководство |
Менеджер по планированию трудовых ресурсов | Среднее звено |
К сожалению, никаких регламентирующих документов, определяющих количество работников службы персонала, нет. Консультанты AXES Management при сравнении данных российских предприятий с результатами, полученными SHRM, выяснили, что в российских компаниях на одного сотрудника кадровой службы в среднем приходится на 43 человека больше, чем в американских (соответственно 140 против 97 человек)*(4). Это связано с тем, что отечественным специалистам, в основном, приходится заниматься кадровым учетом, организацией труда и обучения, а часть функций (прежде всего, подбор, оценка и работа с кадровым резервом) реализуются преимущественно линейными или проектными менеджерами. Исходя из неофициальных источников, можно сказать, что один инспектор отдела кадров может грамотно и оперативно работать с документами примерно 22-250 человек при условии средней текучести персонала. Если вы являетесь менеджером по персоналу с функциями ведения кадрового делопроизводства, подбора, адаптации и оценки персонала, то есть смысл просить дополнительную штатную единицу.
Сравнительный анализ функций HR-подразделений показывает: все чаще службы по управлению персоналом переходят от точечного функционирования к режиму стратегических вопросов развития бизнеса.
Отчасти усиление стратегической роли HR-службы можно объяснить все увеличивающейся нехваткой квалифицированных специалистов. Персонал в современных условиях России, когда налицо дефицит специалистов, сложно подобрать. Особенно с нужной компетентностью.
По мнению Дэйва Ульриха и Вэйни Брукбэвка, на протяжении 90-х годов ХХ века HR согласовывали свою работу с бизнес-стратегиями. "Специалистов в области HR учили тому, чтобы больше проводить времени с генеральными директорами, директорами по продажам, маркетингу, производству, чтобы работа HR-отдела помогала достичь бизнес-результатов", - пишут они в своей книге The HR Vaue Proposition.
Работа службы персонала сегодня все более направляется на долгосрочные вложения в основной капитал организации - ее персонал. Формула эффективной кадровой стратегии выглядит сегодня как сумма всех этапов, то есть привлекать-развивать-удерживать. Однако, как показывает практика, в реальности концентрировать сто процентов усилий на каждом из этапов практически невозможно: чем-то всегда приходится жертвовать. Зачастую HR-служба не успевает подбирать необходимое количество сотрудников, формировать кадровый резерв, а также заниматься решением вопросов по развитию и удержанию персонала.
Эффективность этой работы характеризуют результаты различных исследований. Так, компания PricewaterhouseСоорегs, опросив 48 компаний и собрав данные более чем по 150 показателям, представила результаты ежегодного исследования эффективности системы управления персоналом - HR Benchmarking Survey 2007. Выводы для российского НR более чем оптимистичные: компании, работающие в России, в среднем обгоняют своих европейских коллег по показателю отдачи от инвестиций в персонал (НС ROI). На каждый доллар, инвестированный в персонал в виде вознаграждения, российскими компаниями было получено $2,3. Это в два роза выше, чем в Западной Европе ($1,6). Доля затрат на персонал в общих расходах компании в России в среднем составляет 15,7%, в Европе - около 25%.
По данным PwC объем выручки в расчете на сотрудника как в России, так и в Западней Европе находится примерно на одном уровне - $210 тыс. и $214 тыс. в год соответственно (обследованы сопоставимые виды бизнеса). При этом среднее значение затрат компании в расчете на одного сотрудника в России почти в два раза ниже, чем в Западной Европе, и составляет $112 тыс. против $203 тыс. в год*(5).
PwC также подсчитала, что в компаниях-лидерах по отдаче от инвестиций в персонал уровень текучести кадров в два раза ниже, чем у компаний с низким значением НС ROI и составляет в среднем чуть менее 12%. При этом они на 70% чаще используют назначение на вакантные позиции внутренних кандидатов, используя кадровый резерв.
Возникновение и развитие профессии "менеджер по персоналу"
Кто же обеспечивает эффективную работу с персоналом в организациях? Профессия "менеджер по персоналу" (НR-менеджер, эйчар - жаргон) возникла в процессе формирования системы кадрового менеджмента в ХХ в.*(6)
/------------------\
| Архитектор |
|социально-трудовых|
| отношений |
\------------------/
/---------\ | /-------------\
|HR-бюджет| | |HR-маркетолог|
\---------/ /------------\ \-------------/
\------------------------------| Новые роли |-------------/
| менеджера |
|по персоналу|
\------------/
/-----------\ | | /---------------\
|Управляющий|------/ | | Управляющий |
| знаниями | \----|организационной|
|(талантами)| | культурой |
\-----------/ \---------------/
Рис. 4. Новые роли современного менеджера по персоналу*(7)
Если в советское время кадровая служба выполняла исключительно вспомогательные функции, связанные с оформлением приема на работу и увольнения работников, подготовкой различных справок и т.п., то роль современного специалиста по управлению персоналом радикально иная.
Каким образом новые тенденции проявляются в работе современного менеджера по персоналу? Прежде всего, его работа должна быть связана со стратегией организации и реалиями бизнеса. Кроме того, ему необходимо:
строить надежные партнерские отношения с линейными менеджерами;
демонстрировать понимание важности экономии финансовых средств и владеть основами бюджетирования;
уделять больше внимания планированию и развитию человеческих ресурсов;
стремиться стать стратегическим партнером руководителя не формально, а творчески;
учитывать типологию личностей, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику;
владеть знаниями в области мотивации и кросскультурных различий.
Все это приводит к тому, что функции НR-специалистов в современной экономике изменяются. В целом их можно сгруппировать следующим образом (рис. 4).
Логика этого процесса определяется двумя факторами:
последовательной трансформацией традиционной системы кадровой работы, осуществляемой линейными руководителями различного уровня, в систему управления персонала с четко выраженной штабной функцией, а затем - в интегрированную систему стратегического управления человеческими ресурсами. Для каждой из этих фаз трансформации характерны своя модель кадрового менеджмента и специфическая роль менеджера по персоналу: 1) попечитель, 2) специалист по трудовым контрактам, 3) архитектор кадрового потенциала;
эволюцией форм (совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей и совместно-индивидуальной) организации совместной деятельности и генезисом на их основе совместно-творческой деятельности, которая предполагает реализацию четырех императивов (принципы индивидуального, социального, культурного и морального творчества) в кадровой политике корпораций на исходе XX в.
Сегодня мы наблюдаем расширение его компетенции и функциональных возможностей, переосмысление задач специалистов в области управления человеческими ресурсами, каждая из которых требует комплексного подхода, встроенного в систему менеджмента в целом (табл. 3). При этом на успешность работы менеджера по персоналу влияет применение различных технологий в работе с персоналом в тесной связи с реальной ситуацией на конкретной фирме, определенной формы собственности, на определенном этапе ее жизненного цикла, занятой определенным видом деятельности. Кроме того, на организацию работы службы персонала воздействуют следующие факторы: стратегия организации, ее размер, цели учредителей и топ-менеджеров.
Роль HR-специалиста в организации (% опрошенных)*(8)
Исполнитель (ведение кадрового делопроизводства) | 4 |
Мотиватор (разработка, внедрение и поддержание системы мотивации) | 10 |
Координатор (координация действия служб) | 4 |
Генератор идей (кадровая стратегия) | 10 |
Душа команды (коммуникации внутри организации) | 10 |
Член управленческой команды | 55 |
Другое | 7 |
Требования к HR-менеджеру
Среди деловых качеств, обладание которыми, с точки зрения работодателей, является необходимым для менеджера по персоналу, наиболее существенными (в порядке убывания) являются:
1. Высокая работоспособность, предполагающая, в частности, умение соискателя обрабатывать значительные объемы информации, причем делать это в интенсивном режиме, характеризующемся не только сжатыми сроками, отведенными на выполнение той или иной задачи, но и частыми, порой многократными переключениями внимания менеджера по персоналу с одной порции информации на другую.
2. Мастерское владение приемами повседневной деловой коммуникации - в частности, умение четко и недвусмысленно излагать распоряжения, а также грамотно и внятно говорить и писать по-русски.
3. Способность к объективной оценке реальных и потенциальных способностей соискателей вакансий и действующих сотрудников, выработке на этой основе выводов и рекомендаций о профессиональной пригодности соискателей и сотрудников, представлению выводов и предложений в убедительной и доходчивой форме
4. Стрессоустойчивость, подразумевающая не только способность соискателя противостоять стрессу, но и предупреждать "в зародыше" возникновение условий, порождающих стресс, - что в значительной мере зависит от способности менеджера по персоналу к четкой организации и самоорганизации в процессе повседневной работы.
5. Обучаемость, проявляющаяся прежде всего в способности соискателя к быстрому усвоению опыта (как положительного, так и отрицательного) практической работы и его учету в своей последующей деятельности (в частности, оперативной корректировке своих действий при выполнении тех или иных этапов управления персоналом).
Таблица 3
Требования, предъявляемые работодателями к специалистам по
управлению персоналом*(9)
Профессиональные качества | Персональные качества |
- опыт работы по специальности и опыт заключения договоров с рекрутинговыми компаниями; - умение грамотно подбирать персонал и его оце- нивать, работать с диагностическими методиками; - умение разрабатывать систему мотивации персо- нала; - знание законов аттестации и кадрового делопро- изводства; - умение разработать должностные инструкции и регламентирующие документы; - умение разрабатывать политику компании в области управления персоналом; - навыки создания благоприятного психологическо- го климата в коллективе; - умение проводить корпоративные и социальные мероприятия, любые переговоры; - знание различных техник адаптации и развития персонала; - умение организовывать обучение и тренинги |
- здоровые амбиции; - мощные лидерские качества; - высокая самостоятельность и инициативность (активность); - стремление и готовность к профессиональному росту; - нацеленность на результат; - мобильность; - аналитический ум, системность мышления; - стремление к систематизации информации; - высокая коммуникабельность, умение слышать других людей и в то же время влиять на них, дар убеждения; - креативность, умение нетривиально подходить к решению любой задачи; - корпоративность, умение работать в команде; - дипломатичность и деликатность; - исполнительность; - высокая работоспособность, стрессоустойчивость; - ответственность за принятые решения и организо- ванность |
Необходимо упомянуть и о таких дополнительных плюсах менеджера по персоналу, как:
1. Соблюдение профессионального этикета, правил организационного поведения (по-другому - субординации) и норм корпоративной культуры, подчеркнутая доброжелательность по отношению к коллегам и соискателям вакансий, дополненная презентабельной, располагающей к общению внешностью.
2. Исполнительность в сочетании с разумной инициативой и осмотрительностью в планах и действиях.
3. Умение брать ответственность на себя - в особенности, когда начальства рядом нет, а кадровое решение принимать надо, причем немедленно.
4. Организаторские способности - в частности, умение эффективно руководить подчиненными, должным образом организовать управление людьми.
По мнению профессора Мичиганского университета Дэйва Ульриха, главное качество успешного менеджера по персоналу - способность вызывать доверие у людей, давать им объективную обратную связь*(10).
Ю. Одегов,
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой управления
человеческими ресурсами Российской экономической
академии им. Г.В. Плеханова,
заслуженный деятель науки РФ
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 6, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В обучающейся организации эффективность оценивается по следующим критериям: конечный результат основного процесса, достижение общей цели (связанной с предоставлением ценностей потребителям), удовлетворение запросов потребителей и сотрудников, финансовый вклад.
*(2) См.: "Карьера", 2008, N 2, с. 63.
*(3) См.: Дуракова И. Эволюция службы персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2006. N 7. С. 22-23.
*(4) См. подробнее данные исследования AXES Monitor "HR Benchmarking. Ключевые показатели эффективности HR-службы, 2006" и американской ассоциации SHRM "НС Benchmarking Study, 2005".
*(5) "Коммерсантъ", 2008, 16.02.
*(6) Термин "менеджер" происходит от английского manage, что означает "управлять, заведовать, стоять во главе, справляться". Получается, менеджером можно назвать всякого, чья основная функция - управлять, то есть планировать, организовывать, мотивировать, контролировать и оптимизировать.
*(7) См.: Денисова А. Новые горизонты HR-менеджмента в экономике знаний // Управление персоналом, 2006, N 11 (141), с. 31-34.
*(8) "Карьера", 2008, N 2, с. 62.
*(9) Справочник по управлению персоналом, 2007, N 3; Персоналмикс, 2006, N 5-6 (039-040).
*(10) Ulrich D. Human Resource Champions. New York, John Wiley and Sons, 1999.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107