Комментарий к письму Минфина РФ
от 22 августа 2008 г. N 03-07-11/279
В публикуемом письме финансисты напомнили о налогообложении НДС операций по безвозмездной передаче печатной продукции. Однако за кажущейся простотой вопроса скрывается несколько особенностей, о которых забывать не следует.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС на территории Российской Федерации признается реализация товаров (работ, услуг), в том числе и передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе. На основании изложенного специалисты Минфина России в комментируемом документе разъяснили, что распространение бесплатной печатной продукции для целей налогообложения НДС является реализацией товаров, а посему и объектом налогообложения указанным налогом.
Что же осталось за рамками этого разъяснения? По нашему мнению, при учете безвозмездно переданной печатной продукции следует учитывать следующее:
1. по какой ставке налога на добавленную стоимость облагается конкретный вид печатной продукции;
2. как связана безвозмездная передача печатной продукции с основной деятельностью компании;
3. особенности учета товаров, стоимостью менее 100 рублей, предназначенных для передачи в рекламных целях.
Рассмотрим эти особенности на примере.
Пример
Полиграфическая компания безвозмездно передала образовательному учреждению учебные пособия и канцелярские товары собственного производства. Себестоимость переданных учебников составила 200 000 руб., канцелярских товаров - 100 000 руб. Одновременно проводилась рекламная раздача каталогов фирмы - передано их на сумму 200 000 руб. Стоимость изготовления единицы рекламной продукции составляет 50 руб., сумма затрат на изготовление каталогов не превышает 5 процентов от общих расходов на изготовление продукции.
Как отразить операции в учете.
Стоимость безвозмездно переданных товаров учитывается как прочие расходы, в том числе и НДС по ним. Ведь перечислить налог в бюджет фирма должна из своих средств.
Эти расходы не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ и образуют постоянное налоговое обязательство в соответствии с правилами ПБУ 18/02.
- 300 000 руб. - списана себестоимость учебных пособий и канцелярских товаров;
Дебет 91-2 Кредит 68-1 Субсчет расчетов по налогу добавленную стоимость
- 38 000 руб. (200 000 руб. х 10% + 100 000 руб. х 18%) - начислен НДС по бесплатной передаче;
Дебет 99 Кредит 68-2 Субсчет расчетов по налогу на прибыль
- 81 120 руб. (338 000 руб. х 24%) - учтено постоянное налоговое обязательство, образованное расходами на изготовление безвозмездно переданной продукции и НДС по ней.
Обратите внимание: налогообложение реализации книжной продукции, связанной с образованием и культурой производится по ставке НДС 10 процентов (подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ).
Стоимость выданной рекламной продукции может быть включена в состав коммерческих расходов.
- 200 000 руб. - расходы по товарам, выданным в рекламных целях, учтены как коммерческие расходы;
- 200 000 руб. - коммерческие расходы учтены в себестоимости продаж.
Операции по передаче в рекламных целях товаров, стоимость единицы которых не превышает 100 руб. в соответствии с подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, освобождены от налогообложения. Поэтому НДС на стоимость таких товаров не начисляется. Сумму "входного" НДС, принятую к вычету по материалам и услугам, приходящуюся на продукцию, используемую при совершении операций, не подлежащих налогообложению НДС, в общем случае следует восстановить, как этого требует подпункт 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Если же доля расходов на производство продукции, реализация которой не подлежит налогообложению НДС, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство, организация имеет право принять к вычету всю сумму "входного" НДС по материалам (работам, услугам), приходящуюся на изготовленную продукцию, на что указано в абзаце девятом пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Заметим, что перечнем операций, рассмотренных в примере, схема учетных записей не ограничивается. Так фирма может понести расходы непосредственно на безвозмездную передачу печатной продукции. В зависимости от того, связана ли такая передача с основной деятельностью, они будут учтены либо как прочие, либо как коммерческие.
Иногда компании используют безадресную рассылку своих материалов. Расходы на нее тоже являются рекламными. Но, поскольку такой вид рекламы прямо не указан в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, они являются нормируемыми. Подробно об этом читайте наш комментарий к письму Минфина России от 12.01.2007 N 03-03-04/1/1, опубликованный в "НА" N 3, 2007 (стр. 66).
В.М. Новиков,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 17, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.