Организация перехода учреждения
на новые условия оплаты труда работников
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583*(1) с 01.12.2008 все федеральные бюджетные учреждения страны должны перейти на новые условия оплаты труда. В связи с этим мы должны сказать о мероприятиях, которые необходимо провести в учреждениях в рамках перехода на новые условия оплаты труда. Об этом и пойдет речь в данном материале.
Общие требования к новой системе оплаты труда
Новая система оплаты труда работников государственных учреждений способствует достижению более полного соответствия стоимости труда указанных работников их квалификации, объему, сложности, интенсивности и результативности их труда, а также приведению системы дифференцирования размеров заработной платы в зависимости от должностей и категорий работников в соответствие с уровнем, сложившимся в народном хозяйстве страны в целом.
В рамках нового порядка оплаты труда работников бюджетных учреждений Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (далее - Постановление N 785), существенно сдерживающее рост заработной платы работников бюджетной сферы, прекращает свое действие. Теперь дифференциация уровней оплаты труда таких работников будет осуществляться согласно Методическим рекомендациям по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2007 N 663 (далее - Методические рекомендации N 663).
Вместе с тем следует отметить, что новая система оплаты труда не изменяет общих принципов трудовых взаимоотношений работодателей и работников, установленных Трудовым кодексом, поэтому при ее введении продолжают действовать ранее существовавшие нормативные акты и регулирующие документы.
Применительно к ст. 143 ТК РФ новую систему оплаты труда рекомендуется устанавливать с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
б) государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных ст. 130 ТК РФ, включая:
- величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. В настоящее время она равен 2 300 руб. (ст. 1 Федеральный закон N 54-ФЗ*(2));
- сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
- ограничение оплаты труда в натуральной форме;
- меры, направленные на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. При этом продолжают действовать требования ст. 134 ТК РФ, согласно которой организации, финансируемые из бюджета, могут индексировать заработную плату своим работникам не самостоятельно, а только на основании соответствующих государственных правовых нормативных актов;
- ограничение перечня оснований (ст. 137 ТК РФ) и размеров (ст. 138 ТК РФ) удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
в) базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, устанавливаемых согласно ст. 144 ТК РФ нормативными актами РФ, субъекта РФ или органов местного самоуправления (в зависимости от уровня ведомственной подчиненности учреждения);
г) профессиональных квалификационных групп работников государственных учреждений с детализацией их по соответствующим министерствам и ведомствам. В настоящее время Минздравсоцразвития определил квалификационные категории для работников культуры, искусства и кинематографии, в части должностей рабочих (Приказ N 121н)*(3), а также должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей (Приказ N 570)*(4);
д) Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822);
е) Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 (далее - Приказ N 818);
ж) минимальных размеров выплат компенсационного характера, установленных нормативными правовыми актами РФ;
з) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 144 ТК РФ);
и) мнения представительного органа работника.
В связи с вышеизложенным следует отметить, что с вступлением в силу новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы не только прекращает свое действие Единая тарифная сетка, установленная для определения размеров должностных окладов данным работникам Постановлением N 785, но и все связанные с ее использованием нормативные законодательные акты, в частности Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2008 N 287-р об увеличении на 14% объема ассигнований на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, а также нормативные акты министерств и ведомств об установлении в указанном размере ежемесячных надбавок к заработной плате работникам подведомственных им учреждений. Поскольку данные надбавки подлежали выплате только в течение 2008 года и не включены в утвержденные Минздравсоцразвития перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера, базовые должностные оклады (тарифные ставки) работников государственных учреждений в рамках новой системы оплаты их труда следует формировать уже с учетом вышеуказанных надбавок.
Кроме того, следует иметь в виду, что требования новой системы оплаты труда устанавливаются в отношении всех производимых им выплат заработной платы независимо от источников ее финансирования. Поэтому вводить какие-либо стимулирующие выплаты сверх установленных Приказом N 818 даже за счет средств, полученных учреждениями от осуществления разрешенной им коммерческой или иной приносящей доход деятельности, будет неправомерно.
В связи с этим государственные учреждения культуры своими внутренними нормативными документами (коллективными договорами, положениями об оплате труда, положениями о премировании и т.п.) должны регламентировать использование разных источников финансирования для осуществления тех или иных выплат своим работникам в рамках новой системы оплаты труда.
Таким образом, основными элементами новой системы оплаты труда работников государственных учреждений являются:
- базовые должностные оклады руководителей и работников (базовые тарифные ставки рабочих, состоящих на сдельной системе оплаты труда);
- выплаты компенсационного характера;
- выплаты стимулирующего характера.
Проанализируем номенклатуру и порядок формирования перечисленных выше выплат.
Базовые должностные оклады (базовые тарифные ставки)
В соответствии со ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы согласно п. 13 Методических рекомендаций N 663, а также в соответствии с установленным для работников данного министерства (ведомства) порядком формирования квалификационных категорий для групп должностей работников следует осуществлять на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, по следующим параметрам:
- по набору исполняемых трудовых функций;
- по сложности труда;
- по интенсивности труда;
- по результативности труда,
а также с учетом:
- требований к профессиональной квалификации (наличию специального образования и профессионального опыта, в том числе с учетом требований, отраженных в порядке лицензирования отдельных видов деятельности);
- уставных целей;
- требований к стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ.
Поскольку все перечисленные критерии формирования размеров должностных окладов должны быть оптимально взаимоувязаны, рекомендуется сложность работ, а также другие из указанных критериев устанавливать путем аттестации (сертификации) работ и услуг и на основе экспертной оценки.
Для проведения указанной выше экспертной оценки все должности работников учреждения согласно штатному расписанию в рамках каждого структурного подразделения целесообразно ранжировать, то есть выстроить в порядке убывания установленных для них критериев формирования должностных окладов, следующим образом:
- сначала по мере убывания номера определенной для соответствующих должностей квалификационной группы (если для данной должности квалификационная группа не установлена, то она размещается в диапазоне той группы, должности которой подобны данной должности по уровню ответственности, сложности и образования);
- в рамках каждой квалификационной группы входящие в нее должности располагаются в порядке убывания номера соответствующего квалификационного уровня (при этом должности, по которым такой уровень не установлен, размещаются после должностей с определенным квалификационным уровнем в порядке, описанном в предыдущем пункте);
- после окончательного распределения должностей по квалификационным группам и квалификационных уровням должности с одинаковыми показателями указанных групп и уровней ранжируются в порядке возрастания номеров по степени ответственности, сложности работ и объема обязанностей (ранг может устанавливаться и одинаковым);
- учитывая, что согласно требованиям ст. 135 ТК РФ условия труда работников при введении новых систем заработной платы не могут быть ухудшены, устанавливаемые в рамках новой системы оплаты труда должностные оклады (тарифные ставки) не должны быть ниже ранее установленных по соответствующим должностям работников учреждения (с учетом всех последних индексаций).
По мнению автора, устанавливать размеры должностных окладов (тарифных ставок) работникам государственных учреждений существенно выше ранее применяемых размеров также не рекомендуется. Поскольку индексация уровней оплаты труда работников бюджетной сферы в настоящее время является прерогативой государства, увеличенные размеры базовых должностных окладов (тарифных ставок) по сравнению с ранее действующими могут быть не приняты к утверждению вышестоящим органом.
Результаты формирования размеров должностных окладов (тарифных ставок) на основе экспертной оценки соответствующих должностей следует согласовать с профсоюзным органом учреждения.
Примером оформления результатов такой оценки может служить следующая табличная форма:
"Утверждаю" "Согласовано"
Руководитель учреждения Руководитель профсоюзного органа
___________________________ _______________________________
Расчет
формирования размеров должностных окладов
(тарифных ставок) работников
_________________________________________________________________________
(наименование учреждения)
при переходе на новую систему оплаты труда
в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 05.08.2008 N 583
N п/п | Наименование подразделения уч- реждения и должности работника |
Номер профес- сиональной квалификацион- ной группы |
Номер ква- лификацион- ного уровня |
Размер ранее дейст- вующего должностного оклада (тарифной ставки) без увеличе- ния его на установ- ленные законодатель- ством повышения, руб. |
Предлагаемый к утверждению размер долж- ностного ок- лада (тариф- ной ставки), руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 9 | 10 |
1. | Артист театра | 1 | не установ- лено |
||
2. | Главный художник | 4 | не установ- лено |
||
3. | Ассистент режиссера | 2 | не установ- лено |
||
4. | Бутафор | 1 | не установ- лено |
||
5. | Видеотекарь | 2 | 1 | ||
6. | Оператор видеозаписи 8 разряда ЕТКС |
2 | 3 | ||
Руководитель кадрового органа _____ Главный бухгалтер ____________
Приведенный выше расчет формирования размеров должностных окладов (тарифных ставок) представляется в соответствующее министерство (ведомство) как обоснование предлагаемых к утверждению размеров базовых должностных окладов (тарифных ставок).
Согласно п. 6 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением N 583 (далее - Положение), должностные оклады руководителей государственных учреждений рекомендуется устанавливать в размере, равном пяти размерам средней заработной платы работников основного персонала учреждения, занятого в основной (согласно учредительным документам) деятельности. Конкретный размер должностного оклада руководителя определяется вышестоящим органом с учетом предложений учреждения.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений рекомендуется устанавливать на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
При этом следует иметь в виду, что под основным персоналом учреждения, занятым в основной деятельности, подразумеваются работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение, и осуществляющие работы и услуги в рамках главной деятельности учреждения согласно его уставу. Причем, учитывая, что коммерческая деятельность государственного учреждения исходя из его правового статуса не является основной, заработная плата основных работников коммерческих подразделений, а также выплаты им за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности учреждения, в расчет средней заработной платы для установления должностных окладов руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера не включаются.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в соответствии со штатным расписанием, утвержденным вышестоящим министерством (ведомством) с учетом сформированных в данном министерстве (ведомстве) размеров базовых (ведомственных) должностных окладов (тарифных ставок), необходимо утвердить локальным нормативным актом (приказом, положением об оплате труда, коллективным договором и т.п.) по согласованию с профсоюзным органом.
Выплаты компенсационного характера
Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утвержден Приказом N 822 и включает следующие регламентируемые действующим законодательством выплаты:
1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), установленные целым рядом государственных нормативных актов.
2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ):
- районные коэффициенты;
- северная надбавка.
3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149-151 ТК РФ) при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ), совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время (ст. 151 ТК РФ) и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ)):
- надбавки за квалификационную категорию по отдельным должностям работников;
- надбавки за ученую степень. В рамках новой системы оплаты труда надбавки за квалификационную категорию и за ученую степень выведены из состава выплат, формирующих должностной оклад;
- надбавка за классность водителям автотранспортных средств;
- доплаты за совмещение профессий (должностей), а также расширение зон обслуживания;
- доплаты за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни;
- надбавки за ненормируемый рабочий день;
- надбавки за руководство бригадой;
- доплаты за знание и применение в работе иностранных языков.
4. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Постановление Правительства РФ N 573*(5)):
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе;
- процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников структурных подразделений организации по защите государственной тайны.
При этом следует обратить внимание на то, что отдельные виды компенсационных выплат, предусмотренных новой системой оплаты труда (например, районные коэффициенты, повышения за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда, выплаты за квалификационные категории и учетную степень и т.п.) ранее включались в размер должностных окладов по соответствующим должностям и вследствие этого формировали базу для расчета других надбавок и доплат. Учитывая, что теперь они в состав должностных окладов (тарифных ставок) не включаются, использование их при расчетах других надбавок и доплат будет неправомерным. В противном случае указанные вопросы подлежат регламентированию соответствующими государственными нормативными актами.
Согласно п. 6 приложения 2 к Приказу N 822, помимо выплат компенсационного характера, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в рамках указанного выше перечня могут устанавливаться иные выплаты компенсационного характера.
Однако в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса учреждение не имеет права без согласования с вышестоящим распорядителем бюджетных средств осуществлять расходование данных средств на выплаты, не предусмотренные внутренними документами. Кроме того, согласно требованиям Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ*(6) из ст. 161 БК РФ с 01.01.2008 исключено положение о самостоятельности учреждения в использовании доходов от коммерческой и иной приносящей доход деятельности. Таким образом, при установлении учреждением компенсационных выплат, не предусмотренных государственными нормативными документами, они все равно подлежат утверждению вышестоящими министерствами (ведомствами).
Выплаты стимулирующего характера
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях утвержден Приказом N 818 и включает следующие регламентируемые действующим законодательством выплаты:
1) за интенсивность и высокие результаты работы;
2) за качество выполняемых работ;
3) за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
4) премиальные по итогам работы.
Согласно п. 2 приложения 2 к Приказу N 818 выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Поэтому такие внутренние нормативные документы, как положение о соответствующих выплатах и положение о премировании, подлежат согласованию с вышестоящим органом в рамках коллективных договоров или отдельных документов.
Начиная с 01.01.2010 объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% от средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета (п. 11 Положения). Таким образом, при планировании потребности в бюджетных ассигнованиях на 2010 год учреждению следует предусмотреть необходимость в них на выплату указанных выплат.
В части внебюджетных источников финансирования учреждениям никаких требований, регламентирующих объем стимулирующих выплат, в настоящее время не установлено (п. 24 Методических указаний N 663).
Мероприятия, которые нужно совершить учреждениям культуры
в рамках перехода на новую систему оплаты труда
Мероприятия, подлежащие осуществлению в рамках перехода на новую систему оплаты труда, определены п. 18 и 19 Методических рекомендаций N 663 и включают следующее:
а) в рамках обеспечения мероприятий, производимых вышестоящими органами, (п. 18) делается:
- разработка и представление в вышестоящий орган предложений по дифференциации размеров базовых должностных окладов (тарифных ставок) по должностям работников учреждения (как вариант в виде приведенной выше табличной формы);
- формирование и представление в вышестоящий орган номенклатуры планируемых к применению в учреждении компенсационных и стимулирующих выплат, предложений по размерам данных выплат, а также критериев их применения;
- уточнение в вышестоящем органе штатной численности, а также лимитов бюджетных обязательств на выплату заработной платы в связи с предстоящим переходом на новую систему оплаты труда;
б) в рамках подготовительных мероприятий с 01.09.2008 до момента введения новой системы оплаты труда учреждениями самостоятельно осуществляется (п. 19):
- конкретизация размеров должностных окладов, а также компенсационных и стимулирующих выплат в трудовых договорах (контрактах) с работниками учреждения. В приложении к Методическим указаниям N 663 приведен рекомендуемый образец дополнительного соглашения к трудовому договору с работником в связи с введением новых систем оплаты труда;
- разработка и согласование с вышестоящим органом внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок установления должностных окладов, а также применения компенсационных и стимулирующих выплат;
- анализ функций, задач и объемов работ каждого из подведомственных федеральных бюджетных учреждений и оформление их в соответствующем ведомственном нормативном акте;
- по итогам проведенного анализа закрепление за каждым подведомственным федеральным бюджетным учреждением объема бюджетных ассигнований в фонд оплаты труда работников;
- разработка и утверждение в вышестоящем органе штатных расписаний учреждения в соответствии с требованиями новой системы оплаты труда.
В заключение следует отметить, что внедрение новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы в настоящее время еще не закончено. Поэтому проблемы, отмеченные в настоящем материале, а также другие, возникающие в процессе дальнейшего внедрения, должны быть решены путем издания новых государственных нормативных актов.
И. Гарнов,
руководитель отдела
внутреннего контроля ЗАО "ЦБА"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 583).
*(2) Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ".
*(3) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2008 N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии".
*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 570 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии".
*(5) Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".
*(6) Федеральный закон РФ от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"