Концепция проекта Федерального закона "О спортивной подготовке"
Подготовка спортивного резерва - многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в организациях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ").
Зачем нужен Федеральный закон "О спортивной подготовке"
В настоящее время система развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва включает в себя совокупность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР), одного из видов учреждений среднего профессионального образования (училища олимпийского резерва), а также школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ).
Кстати о ШВСМ, являются ли они учреждениями дополнительного образования детей? Из положений Письма Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 следует, что ШВСМ в части организации образовательного процесса должны руководствоваться законодательством в сфере образования, то есть Законом РФ "Об образовании"*(1). Согласно данному закону под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Но ШВСМ не выдают документов, подтверждающих образовательный ценз граждан. Далее, п. 1 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" гласит, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ. Деятельность же ШВСМ направлена исключительно на подготовку спортивного резерва, то есть спортсменов высокого класса, для выступления на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Да и возраст спортсменов, проходящих подготовку, часто превышает 18 лет, и взаимоотношения большинства из них с ШВСМ строятся на основе трудовых и гражданско-правовых договоров. Кроме того, в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233, установлен перечень учреждений, относящихся к учреждениям дополнительного образования детей, на которые распространяется данное положение. К ним относятся ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСАШ. Получается, что ШВСМ не подпадают под действие законодательства об образовании. Как следствие, стали возникать вопросы по поводу организационно-правовой формы ШВСМ. В связи с этим Росспортом было направлено Письмо от 22.05.2007 N ЮА-02-10/1514 "О школах высшего спортивного мастерства". В данном письме Росспорт перечислил функции, возложенные на ШВСМ, а именно:
- организация учебно-тренировочных работ с постоянным и переменным составом спортсменов высокого уровня, подготовка которых не может осуществляться в СДЮШОР и ДЮСШ по объективным причинам: материально-спортивная база, квалификация тренеров, повышенные спортивные нагрузки, возрастные и другие характеристики;
- проведение целенаправленных работ по подготовке спортсменов и сборных команд к российским и международным соревнованиям;
- обеспечение подготовки спортсменов, входящих в состав сборных команд РФ и команд мастеров по игровым видам спорта, в рамках функционирования единой системы подготовки спортивного резерва в РФ.
Росспорт согласился с тем, что функционирование большинства ШВСМ как государственных образовательных учреждений противоречит действующему законодательству об образовании. Поэтому в письме было рекомендовано органам государственной власти РФ перерегистрировать ШВСМ в государственные учреждения субъектов РФ для обеспечения функциональной деятельности данных школ. Так как деятельность ШВСМ схожа с деятельностью центров спортивной подготовки, то в новое название учреждения допускается включать аббревиатуру ЦСП (Государственное учреждение Центр спортивной подготовки "Школа высшего спортивного мастерства"). Кроме того, Росспорт рекомендовал при определении системы оплаты труда, составлении штатного расписания и должностных инструкций сотрудников ШВСМ брать за основу тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников ЦСП сборных команд, утвержденных постановлениями Минтруда РФ N 12*(2), N 60*(3).
Кроме того, по решению учредителей некоторые ДЮСШ и СДЮШОР не относятся к учреждениям дополнительного образования детей и не имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности. Также в настоящее время функционирует большое количество юридических лиц различных организационно-правовых форм, осуществляющих спортивную подготовку. Деятельность подобных учреждений не имеет нормативно-правового регулирования. В связи с этим специфическая деятельность по спортивной подготовке в Российской Федерации фактически осуществляется вне рамок правового поля, что отрицательно сказывается на подготовке спортсменов высокого класса. Принимая во внимание указанное обстоятельство, деятельность упомянутых учреждений должна быть урегулирована нормативным правовым актом федерального законодательства, регламентирующим особенности осуществляемой ими деятельности по подготовке спортсменов высокого класса.
Основные цели, задачи законопроекта
В одном из интервью руководитель Росспорта В. Фетисов сказал: "Закон о спортивной подготовке предусматривает создание единых, обязательных для всех субъектов спортивной отрасли стандартов. Спортивные школы, училища олимпийского резерва должны соответствовать определенным критериям. Перечень стандартов будет прописан в этом Законе, и, конечно, он даст импульс для развития спорта высших достижений, потому что речь идет о развитии детских спортивных школ, секций, клубов".
Концепция данного законопроекта одобрена Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности 18.02.2008 и размещена на официальном сайте Росспорта.
Законопроект предусматривает установление правового статуса учреждений спортивной подготовки (УСП), их прав и обязанностей, а также принципов функционирования и взаимоотношений со спортсменами.
В частности, в проекте Федерального закона "О спортивной подготовке" предполагается предусмотреть создание необходимых условий для преобразования в УСП:
- ШВСМ, центров олимпийской (спортивной) подготовки, которые в процессе подготовки спортивного резерва выполняют задачи спортивного совершенствования, подведения и поддержания уровня высшего спортивного мастерства, позволяющего спортсменам выступать на Всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях;
- иных учреждений, занимающихся спортивной подготовкой, правовой статус которых на сегодняшний день не урегулирован.
Учреждениями спортивной подготовки будут являться те, которые создаются и функционируют в форме бюджетного или автономного учреждения, осуществляют спортивную подготовку и подготовку резерва спортивных сборных команд различного уровня.
Подготовка спортсменов в УСП будет проходить на основе заключаемого гражданско-правового договора.
Договор со спортсменами может заключаться как на возмездной, так и на безвозмездной основе. В законопроекте будут определены особенности заключаемого договора и возникающие из такого договора обязательства сторон, в том числе связанные с выступлением спортсменов на соревнованиях.
Законопроект будет устанавливать порядок финансирования деятельности УСП, требования и условия работы лиц (тренеров), осуществляющих подготовку спортсменов, а также дополнительные социальные гарантии, предоставляемые ранее указанным лицам как педагогическим работникам (такие как право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск).
Проект Федерального закона "О спортивной подготовке" установит понятие учреждения спортивной подготовки как учреждения физической культуры, то есть относящегося к соответствующей отрасли экономики, что позволит создать в дальнейшем отраслевую систему оплаты труда для работников физической культуры.
Закон "О спортивной подготовке" будет распространять свое действие:
- на учреждения спортивной подготовки;
- на иные организации, осуществляющие спортивную подготовку;
- на лиц (спортсменов), осуществляющих спортивную подготовку на договорной основе с учреждением спортивной подготовки;
- на федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и органы исполнительной власти субъекта РФ, принявшие решение о создании учреждения спортивной подготовки и осуществляющие его финансирование.
Данным законом предполагается установить меры государственной поддержки лиц, осуществляющих подготовку спортсменов, а также разработать отраслевую систему оплаты труда для работников учреждений физической культуры.
По аналогии с законодательством об образовании предполагается предусмотреть особый порядок лицензирования деятельности по спортивной подготовке, учитывая специфику этой деятельности.
О. Заболонкова,
редактор журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
*(2) Постановление Минтруда РФ от 31.01.2000 N 12 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников сборных команд РФ по видам спорта".
*(3) Постановление Минтруда РФ от 24.08.2000 N 60 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников Центра спортивной подготовки сборных команд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"