Принимаем наличку от иностранных студентов
В рамках данной статьи автор дает ответ на следующий вопрос. Является ли нарушением валютного законодательства РФ прием наличных денежных средств от иностранных граждан - студентов учебных заведений (автономных образовательных учреждений) за оказанные услуги?
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле*(1) юридические лица - резиденты расчеты при осуществлении валютных операций обязаны производить через банковские счета, открытые в уполномоченных банках, правда, если иное не установлено Законом о валютном регулировании и валютном контроле. О том, какие операции являются валютными, сказано в п. 9 ч. 1 ст. 1 указанного закона. В частности, валютной операцией признается отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты РФ в качестве средства платежа. В нашем случае резидентом выступает юридическое лицо - образовательное учреждение, нерезидентом - иностранный гражданин - студент этого учреждения, который оплачивает свое обучение путем внесения в его кассу наличных денег (в рублях). На практике встречаются ситуации, когда за данные действия административный орган - территориальный орган управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) пытается привлечь образовательные учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Согласно указанной норме осуществление незаконных валютных операций (запрещенных валютным законодательством РФ) или валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета влечет наложение штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции. Прав ли административный орган? В поисках ответа посмотрим, что подразумевается под иным.
Юридическим лицам - резидентам разрешено осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках по договорам розничной купли-продажи товаров, а также при оказании им на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг. Таким образом, если учебное заведение предоставляет иностранным гражданам услуги, последние могут расплачиваться за них наличными денежными средствами.
На основании п. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ*(2) автономное учреждение по своему усмотрению вне рамок установленного учредителем задания вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при предоставлении однородных услуг условиях в порядке, утвержденном федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 45 Закона N 3266-1*(3) государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные дополнительные образовательные услуги населению и другими юридическим лицам. К таким услугам, например, относятся:
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
- репетиторство;
- углубленное изучение предметов.
Отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и профессионального образования, регулируются соответствующими правилами*(4). Так, в п. 14 этих правил отмечено, что договор на оказание платных образовательных услуг заключается в письменной форме в двух экземплярах и должен содержать следующие сведения:
- наименование государственного или муниципального образовательного учреждения;
- ФИО, телефон и адрес потребителя;
- сроки оказания образовательных услуг;
- уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
- другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
- должность, ФИО лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись;
- подпись потребителя.
Примерная форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями приведена в Приказе Минобразования РФ от 10.07.2003 N 2994.
Кроме того, в п. 1 ст. 29 Закона N 125-ФЗ*(5) сказано: высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности. Заключением договора, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и уставу, высшее учебное заведение занимается самостоятельно. Причем оно вправе воспользоваться правилами гл. 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ, поскольку они распространяются на договоры оказания услуг по обучению (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Стоимость платного обучения в каждом конкретном вузе не должна быть ниже фактической стоимости обучения студентов, принятых в вуз в рамках контрольных цифр и финансируемых за счет бюджета учредителя (Письмо Госкомвуза РФ от 24.02.1994 N 24-36-630/24-12). Объем средств на подготовку специалистов на контрактной основе нужно определять руководствуясь сметой затрат, которая должна включать необходимые средства на выдачу заработной платы, стипендии, возмещение материальных и приравненных к ним расходов, материальное стимулирование работников вуза и другие затраты, связанные с обучением иностранных граждан, а также учитывать инфляционные процессы и курсы валюты.
Запрещено оказывать платные образовательные услуги взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета учредителя. Нарушение данного запрета бюджетными учреждениями приведет к тому, что заработанные средства будут изъяты учредителем в свою пользу. А каковы последствия для автономного учреждения? Как известно, оно осуществляет основную деятельность, связанную с оказанием услуг, в соответствии с заданием учредителя. На выполнение задания учредитель выделяет средства, в том числе в виде субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и юридическим лицам. Условия и порядок формирования задания учредителя, а также порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией в зависимости от того, на базе какого имущества создано учреждение (п. 5 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Чем для автономного учреждения чревато отклонение от выполнения задания, в главном законе ничего не сказано, поэтому посмотрим "ниже". Учредитель федеральных автономных учреждений вправе поменять задание, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на оказание услуг (п. 6 Положения*(6)). Можно предположить, что на внесение изменений в задание учредителя может подтолкнуть автономное учреждение, нарушившее его, например, оказавшее услуги за плату, хотя на возмещение затрат по ним выделены субсидии. Что касается субъектов РФ, нам попалось на глаза Постановление Правительства Республики Карелия от 29.02.2008 N 43-П, которым утвержден Порядок финансового обеспечения выполнения задания учредителя автономным учреждением Республики Карелия. Пунктом 10 этого порядка установлено: если автономным учреждением осуществляется деятельность, связанная с оказанием услуг за плату, возмещение части нормативных затрат, покрываемой указанной платой, за счет субсидий не осуществляется. В следующем пункте добавлено: в случае надлежащего выполнения задания учредителя объем субсидии не может быть сокращен. Идем от обратного: при ненадлежащем выполнении задания объем субсидий может быть сокращен.
Вернемся к нашему вопросу и посмотрим, какие аргументы приводят территориальные органы управления Росфиннадзора, привлекая образовательные учреждения, принявшие от иностранных студентов за оказанные услуги наличные денежные средства, к административной ответственности. По их мнению, договор об оказании образовательных услуг между вузом и студентом не может в полной мере подпадать под действие гражданского законодательства, а отношения, складывающиеся между ними, носят административно-правовой характер, поскольку образовательная деятельность вуза не является предпринимательской и его целью не является извлечение прибыли. Кроме того, внесение денежных средств по указанному договору является не платой за услуги, а возмещением стоимости образовательного процесса. В свою очередь, судьи не согласны с данной позицией и считают, что прием вузом от студента платы за обучение соответствует действующему законодательству. Они установили, что учреждение осуществляет основную образовательную деятельность, финансируемую как за счет средств соответствующего бюджета, так и за счет потребителей образовательных услуг, а также дополнительную, осуществляемую с привлечением внебюджетных средств. В рассматриваемой конкретной ситуации вуз предоставляет, а физическое лицо оплачивает обучение, проводимое в рамках основной образовательной программы и государственного образовательного стандарта. При этом действия вуза по приему от плательщика денежных средств в качестве оплаты обучения студента по приходно-кассовому ордеру подпадают под абз. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, то есть вуз вправе осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ без применения банковских счетов, открытых в уполномоченных банках. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС ВВО от 25.04.2008 N А28-10297/2007-487/27, N А28-10296/2007-486/27.
О.В. Влад
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(3) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
*(4) Правила оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.
*(5) Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
*(6) Положение о формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 182.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"