Рынок труда требует реформирования
В условиях динамичного развития экономики страны сложно не обратить внимания на кадровый голод, охватывающий практически все сферы деятельности. Также очевидно, что решить эту проблему невозможно одной лишь поправкой в законодательство - необходим комплекс мер. Улучшить ситуацию, по убеждению чиновников, поможет "Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы", одобренная на днях Правительством.
Время перемен
Многие эксперты сходятся во мнении, что сегодня необходимо предпринять действенные шаги по улучшению кадровой обстановки в стране. Доказательств тому масса. Возьмем хотя бы распространенную ситуацию поиска компаниями квалифицированных работников. Этот процесс больше напоминает гонку вооружений. Фирмы предлагают таким специалистам золотые горы. И надо сказать, чаще всего данные обещания сдерживают. Конечно, эта ситуация очень удобна для соискателей, имеющих возможность хорошего выбора. Но что делать работодателям, которые вынуждены тратить далеко не маленькие средства на привлечение нужного человека? А ведь нехватка квалифицированных кадров будет только усугубляться. Учитывая многочисленные инициативы и проекты государства, очевидно, что Россия будет набирать вес на мировой арене: к нам устремится большее количество иностранных компаний, желающих открыть здесь свой бизнес. А это приведет к еще более жесткой конкуренции между отечественными и европейскими фирмами. Эксперты едины во мнении, что настало время перейти к решительным мерам, дабы не допустить негативных последствий.
О необходимости перемен на рынке труда задумались и после анализа демографической ситуации в стране. По официальным данным, число трудоспособных граждан ежегодно сокращается. По прогнозу, сделанному экспертами, к 2010 году их останется 87,6 миллиона человек - почти на 3 процента меньше, чем в 2006 году. В то же время в ближайшие годы потребность в кадрах будет только расти. Получается явный тупик. Таким образом, логичным является решение представителей власти реформировать систему труда. И "Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы" - попытка сделать это. Правда, как отмечают авторы документа, прописанные здесь предложения являются началом более масштабных преобразований. Это всего лишь проект. Иными словами, необходимо предпринять ряд других важных шагов. Так, Правительство дало поручение Министерству здравоохранения и социального развития вместе с заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок разработать План мероприятий по реализации Концепции.
Скрупулезная работа
По мнению авторов Концепции, началу преобразований на рынке труда должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Речь идет о том, что власти, как федеральные, так и региональные, должны понимать, что сейчас происходит на рынке труда. Для этого будет проводиться полноценный мониторинг существующего положения дел. Немаловажным является также прогноз спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным группам, по видам экономической деятельности.
Следующим этапом станет выработка программы профориентации населения, разработка плана профессионального образования, мероприятий по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов. Такое решение вполне логично. Дело в том, что в области профессионального образования сегодня наблюдается неразбериха. К примеру, люди с высшим образованием по стране составляют 27,8 процента. При этом почти 40 процентов выпускников высших учебных заведений остаются не у дел. А учитывая тот факт, что спрос на квалифицированные кадры постоянно растет, такая ситуация является, мягко говоря, странной. И данное противоречие призвана снять принятая Концепция. А именно: сбалансировать профобразование и спрос на рабочую силу. Для этого в документе предлагается пересмотреть уровень профессиональной подготовки. Дополнительно авторы документа намерены разработать определенные стандарты по уровням профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей, то есть качественные характеристики будущего работника будет задавать сам работодатель. Кроме того, планируется организовать широкую пропагандистскую кампанию по повышению престижа рабочих профессий.
Анализ рынка показал, что ситуация с трудоустройством российских граждан затрудняется также нескончаемыми потоками иностранных работников, чьи услуги, хоть и менее квалифицированные, более привлекательны для работодателей ввиду их невысокой стоимости. Понимая, что переломить эту тенденцию будет непросто, авторы Концепции в очередной раз заявили, что трудоустройство наших граждан должно быть приоритетным. Правда, пока нет реальных экономических механизмов, чтобы заставить фирмы соблюдать этот принцип. Вполне возможно, они появятся в Плане мероприятий. Так что сейчас единственным средством защиты российского рынка труда от демпинга иностранцев остается квотирование иностранной рабочей силы. А значит, до принятия более решительных мер проблема останется открытой.
Специальные условия
В условиях дефицита кадров все более востребованными становятся работники с ограниченными возможностями. Согласно Концепции, государство решительно намерено содействовать интеграции в рынок труда инвалидов. Помимо этой категории граждан, власти собираются активно трудоустраивать одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; выпускников общеобразовательных учреждений, ищущих работу впервые; молодежь в возрасте от 14 до 18 лет; граждан предпенсионного возраста, потерявших работу; женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после рождения и воспитания ребенка; граждан, уволенных с военной службы; вынужденных переселенцев и других безработных. Согласно документу, они будут принимать участие в программах профессионального обучения и повышения квалификации по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда. Им будет оказано содействие во временном трудоустройстве и переезде в другую местность, в том числе сельскую, в целях трудоустройства.
Авторы документа не забыли и о социальной поддержке населения. Отныне она должна предоставляться безработным только при условии осуществления ими активного поиска работы и участия в специальных программах по содействию занятости. Как и в настоящее время, помощь безработным будет иметь ограничение по максимальному сроку ее получения и обеспечивать в период ее получения удовлетворение основных жизненных потребностей.
Если все, заложенное в Концепции, будет выполнено, то это позволит снизить уровень общей безработицы в стране до 5-6 процентов экономически активного населения. Правда, ожидать моментального эффекта от производимых изменений не стоит, отмечают многие эксперты. Должно пройти какое-то время, пока в полную силу заработают все запущенные механизмы.
Здравый смысл
Безусловно, большинство экспертов поддерживают нововведение и считают его более чем своевременным. Конечно, многое будет зависеть от сроков и добросовестности реализации поставленных задач. Комментирует главный экономист компании "Финам Менеджмент" Александр Осин:
- Мы положительно оцениваем появление Концепции, определяющей государственную политику распределения трудовых кадров. По сути, это первый документ за более чем 15-летнюю историю существования Российской Федерации, в котором отражено видение Правительством необходимости проведения четкой политики действий на рынке труда, направленной на предотвращение падения темпов экономического развития страны. Появление документа, с одной стороны, свидетельствует о большом количестве сложностей в сфере трудовой политики, а с другой - говорит о повышенном внимании чиновников к социальным проблемам, в том числе - и трудовой миграции.
Причинами разработки Концепции стал прогнозируемый активный рост ВВП и инвестиций в российскую экономику, что положительно отразится на росте объемов производства и вызовет потребность работодателей в рабочей силе. По оценкам, приведенным в документе, за 2003-2007 годы общая численность безработных сократилась с 6,2 миллиона человек до 4,6 миллиона человек и будет сокращаться и в дальнейшем. Однако распределение рабочей силы в целом по стране крайне неравномерно, поэтому заинтересованным ведомствам ставится задача оптимизировать миграционные потоки и сделать рынок труда более гибким. И Концепция впервые содержит в себе ряд мер, направленных на увеличение уровня доходов россиян в различных отраслях экономики.
Показательно, что рынок труда рассматривается авторами Концепции в комплексе, включая высшее образование, миграцию, уровень зарплат, безработицу и другие факторы. В первую очередь необходимо отметить предусмотренное укрепление взаимосвязи высшего образования и рынка труда, которые уже давно существуют отдельно друг от друга. В итоге вузы выпускают специалистов, совершенно не востребованных в экономике и производстве - эту проблему власти должны будут решить в ближайшее время. Кроме того, чиновникам ставится задача повысить мобильность трудовых ресурсов, чтобы квалифицированный персонал не "простаивал" в регионах, где он не нужен. Также в документе содержится мысль о том, что для уменьшения дефицита кадров необходимо привлекать специалистов из-за границы. Причем главным образом это должно коснуться наших соотечественников. Радует и тот факт, что государство планирует вмешаться в вопросы профессионального обучения безработных - с целью подготовить их на востребованные рынком профессии. Такие программы существуют и сегодня, однако масштабы их реализации явно недостаточны. Итого, мы видим, что в документе объединены все рациональные позиции, которые в разное время оглашались различными ведомствами по решению проблем рынка труда.
Самое важное, на наш взгляд - как будет реализовываться данная Концепция. По сути и масштабам указанных в ней целей и задач она вполне соответствует критерию национальных проектов и требует значительных денежных вложений в свою реализацию. Вопрос в том, насколько будет готово государство финансировать данный проект на фоне снижения нефтяных доходов и прогнозируемого уменьшения уровня инвестиций в связи с признанием Россией двух кавказских республик. Кроме того, пока непонятно, в какой степени ведомства будут работать в заданном направлении - в данный момент Концепция слишком рамочна, поэтому необходимо прописать действия конкретных институтов и ответственных за реализацию Концепции лиц.
Похожее мнение высказала аудитор компании "Финстатус" Ирина Денисенко:
- Действительно, проведение экономических программ, планируемых Правительством на ближайшие 10 лет, требует стабильного пополнения квалифицированных трудовых ресурсов. Не последнюю роль в стимулировании этого процесса, могут сыграть меры, разработанные в "Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы". Считаем правильным, что в документе сделан акцент на повышение престижа
рабочих профессий для молодежи. Доступность получения рабочих специальностей и создание привлекательных условий для молодежи снимет дефицит кадров в стратегически важных отраслях. Также считаем нужным обратить внимание на выполнение положений Концепции не только в Москве и Московской области, но и за их границами. Принятие такого документа, как Концепция, своевременно и необходимо.
Ю. Кузьмина
Неутешительная статистика
Согласно официальным данным, опубликованным на сайте Минздравсоцразвития, в первом полугодии 2008 года ситуация с занятостью населения по сравнению с соответствующим периодом 2007 года изменилась незначительно. Численность занятого населения немного увеличилась: с 70 миллионов человек в среднем за первое полугодие 2007 года до 70,1 миллиона человек в среднем за первое полугодие 2008 года.
По предварительным данным, численность безработных, по методике Международной организации труда, несколько увеличилась - с 4,89 миллиона человек в первом полугодии 2007 года до 4,98 миллиона человек в первом полугодии 2008 года. Уровень безработицы в июне текущего года составил 6,2% экономически активного населения.
Вместе с тем, число безработных граждан, поставленных на учет в службе занятости, уменьшилось - с 1,65 миллиона человек в первом полугодии 2007 года до 1,48 миллиона человек в первом полугодии 2008 года.
Шансы для трудоустройства у безработных, поставленных на учет в службе занятости, выросли. Число свободных рабочих мест, предложенных работодателями службе занятости, увеличилось с 1,12 миллиона в среднем за месяц в первом полугодии 2007 года до 1,33 миллиона в среднем за месяц в первом полугодии 2008 года. Нагрузка незанятого населения на одну вакансию снизилась с 1,7 за шесть месяцев 2007 года до 1,28 в январе-июне 2008 года.
В первом полугодии 2008 года в органы службы занятости за предоставлением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы обратилось 2,9 миллиона человек (95,6% к соответствующему периоду прошлого года), из которых при содействии органов службы занятости нашли работу (доходное занятие) 2 миллиона человек (99,7% к соответствующему периоду прошлого года).
"Московский бухгалтер", N 17, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007