Налоговый прессинг может усилиться
В России очень маленькие пенсии и слишком большие зарплаты, посчитали в Министерстве финансов и решили ситуацию исправить. Чиновники придумали, как поднять выплаты и избежать дефицита бюджета. Правда, пошли они по самому простому пути: решено повысить налоги и отказаться от снижения ставки НДС.
Зарплата уйдет в "тень"
Финансовое ведомство в проекте бюджетной стратегии на 15 лет предлагает частично разделить уплату ЕСН между работодателями и работниками. 3 процента ЕСН из 6, которые сегодня работодатели направляют на накопительные пенсионные счета, должны пойти на выплату действующих пенсий. К 13 процентам НДФЛ решено добавить еще 3 дополнительных процента - на собственную пенсию. Взимать их предполагается с работников, родившихся после 1967 года и с зарплатой до 1 миллиона 100 тысяч рублей в год. Изменения, предлагаемые Минфином, направлены на стабилизацию системы пенсионного обеспечения, дефицит которой нередко покрывается за счет средств из государственного бюджета, говорит Владимир Сергиевский, аналитик инвестиционной компании "ФИНАМ":
- Учитывая прогнозируемое Минфином снижение доходов федерального бюджета от экспорта энергоносителей, глава ведомства Алексей Кудрин хочет обезопасить государственную казну в будущем от дополнительных издержек, связанных с пенсионным обеспечением. Поводом для дополнительного налогообложения доходов граждан послужило то, что сегодня россияне платят самый маленький в Европе подоходный налог, в размере 13 процентов. Поэтому и было решено компенсацию пенсионных расходов переложить на плечи граждан. Однако если на средний класс и обеспеченных россиян фактическое повышение подоходных выплат не окажет существенного влияния, то вполне вероятно недовольство среди работников бюджетной сферы и низкооплачиваемых категорий граждан.
В Минфине оправдывают свое решение тем, что таким образом приучают россиян в добровольно-принудительном порядке копить на собственную пенсию, по аналогии с Западом. Совместное финансирование пенсии за счет средств работника и работодателя - распространенная практика в развитых странах, заявляет управляющий партнер консалтинговой компании Tax Group Дмитрий Путилин:
- Это позволит переложить часть расходов на пенсионное обеспечение на работника. Плюс ко всему, будет продолжаться переход от выплат пенсий исходя из принципа "солидарности поколений" к выплатам в соответствии с накопительным принципом, когда каждый сам за себя.
При введении предложенной Минфином схемы НДФЛ для работника увеличится практически с 13 до 16 процентов. Понятно, что эти 3 процента пойдут на финансирование собственной пенсии, но мало кто об этом задумывается в трудоспособном возрасте. Другая проблема в том, что сегодня наблюдается недостаток местного трудоспособного населения, налогоплательщиков-резидентов. Нерезиденты, как правило, привлекаются к неквалифицированному труду, приносящему для бюджета небольшой доход от уплаты налогов, либо обходятся вообще без регистрации, учитывая 30-процентный НДФЛ для нерезидентов. При этом обязанность по уплате пенсионных взносов распространяется на постоянно или временно проживающих на территории России работающих иностранных граждан, напоминает Елена Пеняева, ведущий консультант компании "Интерком-Аудит":
- Исходя из практики, могу сказать, что сотрудники ПФР крайне неохотно ставят на персонифицированный учет временно проживающих иностранных работников, с зарплаты которых должны платиться страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (14%). В Пенсионном фонде предпочитают, чтобы организация платила ЕСН в федеральный бюджет полностью, в размере 20 процентов. Поэтому меры, предложенные Минфином по сокращению дефицита бюджета ПФР, вряд ли принесут желаемый эффект. Наоборот, учитывая, что трудоспособное население является самой потребляющей материальные блага частью общества, оплата труда еще долго не выйдет из "тени".
Нет пути назад
На этом перечень предложенных Минфином нововведений не заканчивается. Чиновники заодно решили скорректировать регрессивную зарплатную шкалу ЕСН. С 2010 года почти в четыре раза могут быть увеличены пороговые значения зарплат. Если сейчас максимальной ставкой (26%) облагаются доходы не выше 280 тысяч рублей в год, то Минфин предлагает эту планку поднять. Для работника, который получает до 1 миллиона 100 тысяч рублей в год, ЕСН составит 26 процентов, до 2 миллионов 300 тысяч рублей - 10 процентов, для получающих больше - 2 процента. Это плохая идея, так как ЕСН - самый затратный налог, уверен Дмитрий Путилин:
- Регрессивная шкала, которая действует сейчас, стимулирует компании и высокооплачиваемых работников обелять зарплаты, с тем чтобы воспользоваться правом на регрессию. Если планка доступа к регрессивной шкале будет повышена, может произойти отступление в плане обеления зарплат, компании опять начнут применять агрессивные зарплатные схемы. Также повышение ЕСН неизбежно приведет к росту затрат компаний, что вызовет рост цен на их продукцию. Ввиду не слишком высокой конкурентоспособности российской экономики, данный фактор, безусловно, окажет отрицательное воздействие.
Как известно, с 1 января 2005 года базовая ставка ЕСН была уменьшена с 35,6 процента до 26 процентов, скорректирована регрессивная шкала. Но данные меры не привели к массовой легализации зарплат. Снижение ставки ЕСН, как ожидалось, не увеличило объема поступлений налога в бюджет вследствие вывода из "тени" значительной части оплаты труда. В итоге в бюджете ПФР образовался значительный дефицит, добавляет Елена Пеняева.
Мнения по поводу предложенных Минфином антикризисных мер неоднозначны. И если многие лишь высказывают сомнение в их действенности, то Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) довольно жестко раскритиковал бюджетную стратегию Минфина до 2023 года. Согласно заключению предпринимателей, проект "является неприемлемым для бизнес-сообщества и в случае принятия ставит под угрозу возможность реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и, соответственно, зафиксированных в ней целей развития страны".
Наибольшие нарекания у представителей РСПП вызывает отказ от дальнейшего облегчения налогового бремени. Основная идея стратегии Минфина - "не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему снижению бюджетных доходов" - означает фактически отмену любых стимулирующих действий. В качестве обоснования для отказа от снижения налогов в стратегии приводится тезис, что, за исключением НДФЛ, нет примеров роста собираемости налогов при снижении их ставок. Правда, предприниматели уверены, что это свидетельствует не о нецелесообразности снижения налогов, а о необходимости его сочетания с мерами по повышению качества администрирования и сокращением чрезмерного вмешательства государства в бизнес. Заодно они напоминают, что общая сумма налогов и платежей к валовому внутреннему продукту с 1999 по 2007 год увеличилась с 31,41 процентов ВВП до 36, 69 процентов ВВП.
Предприниматели решительно против...
Особое негодование у бизнес-сообщества вызывает отказ от снижения НДС либо необходимость его компенсации за счет увеличения других налогов. "Не отрицая возможности сокращения налоговых поступлений в условиях 2009 года при снижении НДС до 12 процентов, необходимо отметить, что делать на основании таких расчетов выводы о нецелесообразности снижения налога нельзя, учитывая, что предприниматели планируют направить высвободившиеся средства на капитальные вложения", отмечают в РСПП. В итоге рост производства как результат увеличения инвестиций позволит минимизировать бюджетные потери, а в дальнейшем и увеличить налоговые поступления.
Негодуют в РСПП и по поводу увеличения фактической налоговой нагрузки на бизнес в части ЕСН. По мнению предпринимателей, основная нагрузка падет на компании, привлекающие молодых и высококвалифицированных сотрудников. Восстановление эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 года и невозможность ее снижения в будущем приведет к тому, что с 1 января 2010 года 97 процентов фонда заработной платы будет облагаться по максимальной ставке налога - 26 процентов. Это означает введение плоской шкалы ЕСН практически для всех доходных групп.
Большинство проблем с ростом ЕСН возникнут, по прогнозам РСПП, у предприятий, работающих на спецрежимах. Особенно значимым повышение налогов будет для сельхозпроизводителей. Напомним, сегодня организации, работающие на ЕСХН, не платят ЕСН, а перечисляют в бюджет только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом если компании, использующие режим налогообложения "доходы минус расходы", смогут вычитать сумму ЕСН из налогооблагаемой базы, то те, кто отчитывается по объекту "доходы", не смогут даже этого. Сельхозпроизводители, не использующие специальный налоговый режим, будут уплачивать ЕСН по общей ставке в 26 процентов (сегодня платят 20%). "Учитывая, что предполагается переход с 2010 года на общий порядок взимания страховых взносов в рамках всех специальных налоговых режимов, с аналогичными проблемами могут столкнуться представители малого бизнеса, работающие в рамках упрощенной системы налогообложения, которые в настоящее время также уплачивают исключительно страховые взносы на ОПС", подчеркивают в РСПП.
По мнению союза предпринимателей, предложение о введении взносов, уплачиваемых работниками 1967 года рождения и моложе, по ставке 3 процента от налогооблагаемой зарплаты прямо противоречит обсуждавшемуся ранее предложению о стимулировании добровольных пенсионных взносов (взносы работников, работодателей и государства на паритетных началах). Фактически речь идет об увеличении налога на доходы, что в комплексе с увеличением налоговых платежей по ЕСН (вне зависимости от того, являются ли платежи налогом или обязательным страховым взносом) побудит работодателей вывести часть соответствующих выплат из расходов на оплату труда, используя различные "серые" схемы на выплаты вознаграждений своим работникам.
Альтернативы не может не быть
Помимо бизнеса, и многие представители госорганов высказывают опасения, что лишние три процента "на молодежь" могут стать дополнительным налогом на производительные силы. По мнению главы Министерства экономического развития Эльвиры Набиуллиной, необходимо "компенсирующее снижение других налогов, с тем чтобы мы не повышали нагрузку на экономику, в первую очередь на сектора, которые важны нам для инновационного пути развития".
В Минфине пытаются воззвать к доброму и вечному, ведь благодаря инициативам уже в 2010 году средняя прибавка трудовой пенсии составит 940 рублей. Ну и что, если работники и компании будут платить немного больше налогов, зато пенсионеры смогут получать достойную пенсию. Иного выхода все равно нет, внушают чиновники, ведь доходы бюджета будут уменьшаться, а количество пенсионеров расти.
Тем не менее в Министерстве здравоохранения и социального развития уверены: альтернатива есть. В ведомстве не теряли времени даром и тоже подготовили концепцию реформирования пенсионной системы. Большой плюс в том, что она не предлагает обременять граждан новым налогом. Зато всю налоговую нагрузку хотят полностью переложить на работодателя. В частности, увеличить ЕСН с 26 процентов до 32 процентов, отменить регрессивную шкалу уплаты единого социального налога и обязать работодателя платить налоги лишь с годовой зарплаты сотрудника до 407 тысяч в год. Все доходы сверх этой суммы решено полностью освободить от налогообложения.
Конечно, это не вариант, и бизнес явно будет против. Поэтому, наверное, придется всем согласиться с инициативой Минфина. С какой-то стороны повышение пенсионных отчислений и их отнесение к расходам граждан можно связать с желанием уберечь бизнес от дополнительных выплат. Ведь объединения предпринимателей уже на протяжении многих лет объясняют правительству необходимость снижения налоговой нагрузки на бизнес, считает Владимир Сергиевский:
- В принципе, идея Минфина вполне приемлема с точки зрения государственной политики, однако следует ожидать бурного обсуждения данного проекта и внесения в него поправок, снижающих возможность социальной напряженности. С другой стороны, с учетом различных мнений по данному вопросу, конечный документ может в итоге оказаться неспособен решить задачу наполнения Пенсионного фонда. В любом случае, мы не думаем, что проект Минфина будет принят в ближайшее время.
Кстати, на Западе будущие пенсионеры привыкли заботиться о себе сами. Там активно развиты альтернативные способы накопления пенсионных средств: добровольное пенсионное обеспечение, накопительное страхование жизни, инвестиции в ПИФы. Именно с помощью указанных инструментов, а не государственных пенсионных выплат, пенсионеры в развитых странах позволяют себе жить вполне обеспеченно, а не рассчитывать на помощь государства и молодых работников.
Д. Базарова
Возрастные проблемы
Существует еще один способ поднять людям пенсии, не увеличивая при этом налоги. Это - изменение пенсионного возраста. О таком варианте решения проблемы говорят уже очень долго, но единогласного мнения по этому поводу нет. При сохраняющемся уровне смертности раздвинуть возрастные рамки нереально. Если он снизится, то решено повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет, а для мужчин до 62 или 63. До какого точно возраста могут поднять порог выхода на пенсию и каким образом это будет происходить, пока неизвестно. Ясно только, что реформа будет проходить поэтапно. Например, каждый год будет повышаться планка на определенный возрастной промежуток.
Немного цифр
Введение предлагаемых Минфином мер, по расчетам РСПП, приведет к росту расходов работодателей на 1,1 триллиона рублей по сравнению с действующими ставками ЕСН, или более чем на 40%, и на 0,6 триллиона рублей по ставкам, действовавшим до 2005 года, или на 20%.
В результате реализации предложений эффективная ставка ЕСН не достигнет уровня 2005 года, как заявляют в Минфине, а превысит ее значение на 2,5-3,5 процентных пункта.
"Московский бухгалтер", N 17, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007