Хедхантинг: способы и этапы подбора специалистов
Спросите любого человека, который когда-либо сталкивался с работой кадровых агентств, чем отличается рекрутмент от хедхантинга. В большинстве случаев вы не сможете услышать четкого ответа. Различия в определении этих двух понятий имеются, хотя они и не столь очевидны людям несведущим. Очевидны эти различия профессионалам, которые работают в этом бизнесе. В данной статье мы попробуем разобраться, в чем суть услуги хедхантинга и почему цена на него столь высока.
Хедхантинг - это содействие в решение проблемы управленческого кризиса той или иной степени сложности. Опытные консультанты-хедхантеры вместе с клиентами, которыми чаще всего являются собственники компании, разрабатывают новые управленческие структуры, а затем находят на рынке специалиста, способного реализовать задуманное. При этом используются различные методы поиска, основу которых для консультанта составляют наработанные годами профессиональные связи и знание индустрии, глубокое понимание происходящего в данном секторе экономики, "движение" персонала ведущих игроков на рынке, "ведение" наиболее перспективных кандидатов.
Хедхантинг - это по существу премиум-услуга, некий "хенд мейд", требующий индивидуального подхода, при котором консультант выступает в качестве личного врача. Услуги подобного рода всегда были дороги как для клиента, так и для исполнителя, вместе с тем высокая цена определяет и высокие требования. В данном случае заказчик всегда вправе требовать эксклюзивность и качество получаемой дорогой услуги.
Как и любой премиум-бренд, хедхантинг предполагает большие инвестиции с обеих сторон. Сегодня для заказчика средняя стоимость проекта составляет в среднем от 1 000 000 до 1 200 000 руб., причем, скорее всего, обязательным условием для начала работы является предоплата в размере примерно 1/3 от всей суммы. Подбираемый таким способом персонал является для клиента ключевым, именно на этих менеджеров собственник возлагает надежды относительно качественного и количественного развития своего бизнеса, ждет от них новых идей, зачастую революционных инноваций и привнесения лучших мировых практик. Главная мотивация этих специалистов - не столько вознаграждение, сколько участие в прибыли, возможно, вхождение в бизнес на партнерских началах.
Поиск кандидата в хедхантинге - это уникальный проект с уникальным продуктом/решением, который невозможно поставить на поток, растиражировать и вслепую предложить следующему клиенту. Каждый проект состоит из нескольких этапов и каждый из этих этапов является ключевым.
Определить потребности клиента
На предварительном этапе проводится серия встреч консультанта с представителями клиента. В ходе переговоров выявляются потребности клиента, определяются основные составляющие кадровой проблемы. По итогам переговоров полученная информация тщательно анализируется с тем, чтобы максимально точно определить пути решения кадровой проблемы, определить предмет исследования - рынки, компании, конкуренты, возможные кандидаты. Своей первостепенной задачей консультант видит точное понимание того, что требуется клиенту.
Детальная проработка и правильное формулирование заказа на целевой поиск - залог успеха всего процесса поиска и подбора именно того кандидата, который может оказаться единственным и наиболее успешным. Поэтому для подготовки точной постановки задачи и описания позиции консультант работает в тесном взаимодействии с клиентом. При описании идеального для конкретной позиции кандидата учитываются многие факторы: текущая ситуация на рынке, компенсационный пакет на аналогичных позициях (оклад, премии, бонусы, проценты от прибыли/выручки, опционы на акции, дополнительные льготы), профессиональные знания, личностные характеристики и функциональные обязанности. Очень важны причины появления вакансии, место позиции в иерархической структуре компании, перспективы развития кандидата. Параметры самой компании так же важны, как и параметры кандидата. Финансовое положение, стратегия, цели, организационная структура, принятые принципы управления, корпоративная культура, положение на рынке - та информация, которой должен располагать консультант. В противном случае консультант будет в глазах кандидата некомпетентен.
Проанализировать информацию
Основное отличие услуги хедхантинга от стандартной технологии подбора персонала заключается в том, что она предоставляет клиенту комплекс дополнительных консалтинговых и информационных услуг. На аналитическом этапе организуется и проводится объемное исследование рынка, по результатам которого аккумулируется следующая информация:
анализ компаний данного сектора рынка;
исследование текущей ситуации в данных компаниях;
изучение профессионального уровня специалистов;
анализ заработных плат специалистов данного уровня;
список потенциально интересных кандидатов.
Определив критерии и параметры поиска и взяв на себя обязательства предоставить клиенту лучших на рынке людей, консультант проводит исследование рынка, на котором могут успешно работать потенциальные кандидаты. Исследование рынка начинается с его определения: какими компаниями он представлен, ограничен ли он пределами региона. Консультант применяет широкий арсенал ресурсов, включающий личные и деловые связи в отрасли, накопленный опыт, базы данных, справочную информацию, интернет-ресурсы. В результате формируется целевой рынок, на котором и происходит выявление потенциальных кандидатов в рамках списка отобранных компаний, с которыми устанавливаются контакты для уточнения их квалификации и выявления потенциального интереса к предлагаемой позиции.
На первой стадии происходит формирование так называемого длинного списка (Long list), в который попадают все доступные на текущий момент кандидаты, соответствующие заявленным требования и ожидаемой квалификации. Здесь важно провести с клиентами тщательную работу по оптимальному сокращению этого списка, удалению из него всех нежелательных кандидатов по всем критичным критериям во избежание работы впустую и исключения дополнительных затрат. Результатом этой работы должен стать так называемый короткий список (Short list), который утверждается клиентом, и именно он является основой для дальнейшей работы.
Отобрать лучших
После утверждения клиентом списка кандидатов консультант связывается с кандидатами для выяснения их заинтересованности в переходе на другую работу. На этом этапе наиболее сложным является процесс установления контакта с кандидатами, особенно в условиях высококонкурентной среды, когда компетентным специалистам несколько раз в месяц, а иногда и в неделю поступают предложения о работе.
Существует несколько путей выхода на "клиента", например:
прямой выход через ресепшен (наиболее сложный и часто используемый, так как зачастую является безальтернативным);
использование личных связей и коммуникаций, а также рекомендаций;
социальные сети, форумы;
проведение интервью с коллегами и подчиненными потенциального кандидата, получение прямых контактов;
базы данных.
Хедхантинг подразумевает "точечный" отбор вместо стандартного "конвейерного", поэтому необходимо формировать подробный отчет по каждой кандидатуре из утвержденного списка, при необходимости это делается одновременно по всем кандидатам "короткого списка".
Представить кандидата
По результатам рассмотрения отчета производится отбор кандидатур и организуется интервью с кандидатами в компании. Консультант эффективно использует свою посредническую функцию. В соответствии с самой оперативной информацией консультант помогает и клиенту, и кандидатам подготовиться к беседе с тем, чтобы в ходе переговоров можно было более легко и быстро найти общий язык. Следовательно, итогом данного этапа, как правило, является получение кандидатом предложения от клиента и замещение вакантной должности с выходом кандидата на работу.
Выступать арбитром и консультантом
Технология прямого поиска характеризуется использованием, как правило, передовой техники оценки, а также проведением более жесткого отбора кандидатов. Цель хедхантига - найти лучших кандидатов на конкретную вакансию. Любая вакансия уникальна, так как возникает в определенной компании в определенный момент времени: нет двух одинаковых компаний и требований к специалистам на позиции. Поэтому, подобрав кандидата, консультант должен "вести" специалиста до окончания "гарантийного" срока, а для подобных проектов это минимум шесть месяцев, а зачастую и год, выступать арбитром и консультантом для обеих сторон, помогать находить решения возникающих проблем и локальных конфликтов, которые неизбежны на первых этапах работы.
В заключение следует отметить, что результат каждого проекта есть плод деятельности многих людей, целой проектной команды. Их эксклюзивный труд, как и любой подобный труд, стоит дорого, сроки каждого проекта всегда непредсказуемы. Можно решить задачу, прибегнув к услугам "первого кандидата", а можно потратить полгода и сменить несколько векторов поиска, прежде чем удастся найти единственно подходящего специалиста. Эти факторы определяют достаточно высокие цены на услугу хедхантинга и делают ее доступной только для крупных компаний, которые могут позволить себе такие затраты.
Р. Соловьев,
руководитель направления компании
Energy Consulting/Business Service
группы Energy Consulting
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71