В нашей фирме генеральный директор совмещает свою должность и должность главного бухгалтера. Правомерно ли это? Как правильно это оформить документально?
В настоящее время действует Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (далее - Постановление), в котором содержится перечень категорий работников, которым разрешено совмещать должности. Согласно пп. "а" п. 15 Постановления совмещение генеральным директором должностей не допускается. Определением Кассационной коллегии ВС РФ от 25.03.2003 N КАС03-90 вышеуказанная норма Постановления была признана не действующей в части "руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей", а Решением ВС РФ от 20.10.2003 N ГКПИ03-1072 - в части главных специалистов. Однако ограничение для руководителей организаций осталось. Но Постановление действует только в той части, которая не противоречит ТК РФ, а он не устанавливает запрета на совмещение должностей руководителями организаций. Из этого следует, что генеральный директор имеет право совмещать должности руководителя и главного бухгалтера в одной компании.
Также нормативным актом, подтверждающим возможность совмещения должностей генерального директора и главного бухгалтера, является Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон). Согласно п. 2 ст. 6 Закона руководители организаций в зависимости от объема учетной работы имеют право:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Получается, что возможность руководителя организации лично вести бухгалтерский учет прямо предусмотрена Законом, и совсем не обязательно иметь в штате организации главного бухгалтера. Но следует помнить: если руководитель организации принял решение лично вести бухгалтерский учет, это должно быть отражено в приказе об учетной политике организации. Для оформления генеральный директор должен издать приказ о вступлении в должность и возложении на себя обязанностей главного бухгалтера, то есть вести бухучет лично. В этом случае должность главного бухгалтера не должна присутствовать в штатном расписании.
Обратите внимание: если в штатном расписании будет должность бухгалтера, то на основании п. 2 ст. 6 Закона нести ответственность за ведение бухгалтерского учета будет принятый на работу бухгалтер. Кроме того, все денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства организации будут недействительны без его подписи.
1 сентября 2008 г.
"Отдел кадров", N 3, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"