Пункт 54 инструкции N 142н: советы по применению
Одним из важных этапов исполнения бюджета по расходам является санкционирование расходов. Санкционирование оплаты денежных обязательств выполняется органами Федерального казначейства и осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.
Пункт 54 Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н (в редакции приказа Минфина России от 12.11.2007 N 101н), устанавливает перечень документов, представляемых в орган Федерального казначейства для санкционирования расходов федерального бюджета. На практике очень часто возникает много вопросов по перечню таких документов, их наличии и необходимости представления в органы Федерального казначейства. В данной статье предлагаем вашему вниманию обзор нормативных документов, разъясняющих применение пункта 54 Инструкции N 142н.
Пункт 54 гласит...
Пункт 54 Инструкции N 142н гласит, что при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначейства:
договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма;
документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет);
иные необходимые для осуществления текущего контроля установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.
Если в денежном обязательстве получателя средств предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, орган Федерального казначейства осуществляет проверку расчета суммы в рублях, определенной по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлена законом или соглашением сторон.
Авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации производится получателем средств согласно условиям договора.
После проверки документы, служащие основанием платежа, возвращаются получателю средств.
Форма договора - любая?
Как мы уже писали ранее, пунктом 54 Инструкции N 142н установлено, что при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначейства договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Этим же пунктом установлено, что договор может заключаться в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
При этом органы Федерального казначейства осуществляют проверку только тех реквизитов договора, которые необходимы для отражения кассовых операций на лицевых счетах:
- на соответствие наименования плательщика - получателя средств федерального бюджета, указанного в договоре, учредительным документам и данным Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей федерального бюджета;
- на соответствие реквизитов поставщика товаров, исполнения работ (услуг), указанных в договоре, его наименованию в платежном документе на зачисление в бюджет доходов от аренды;
- на наличие даты.
Такие комментарии даны в письме Федерального казначейства от 22.11.2007 N 42-7.1-17/5.3-398.1-357.
Договор или государственный контракт?
Совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 08.04.2008 N 02-АЛ/1009 и N 42-7.1-15/5.1-146 даны разъяснения о правомерности отказа органами Федерального казначейства в санкционировании расходов федерального бюджета по оплате денежных обязательств, возникающих на основании договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, представленных получателем средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства.
Указано, что в соответствии с пунктом 54 Инструкции N 142н при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначейства договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Таким образом, получатели средств федерального бюджета вправе предоставлять в органы Федерального казначейства для санкционирования своего денежного обязательства как договор, так и государственный контракт.
Учитывая, что законодательством Российской Федерации на органы Федерального казначейства не возложены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением получателем средств федерального бюджета процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, то правовые основания в отказе санкционирования расходов федерального бюджета в связи с тем, что получателем бюджетных средств вместо договора представлен государственный контракт или наоборот, отсутствуют.
Счет-фактура - это тоже подтверждение...
Пунктом 54 Инструкции N 142н (в прежней редакции - пункт 56) в целях определения порядка санкционирования расходов федерального бюджета установлено, что получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства договор и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате товаров, работ, услуг, а также иные необходимые для осуществления текущего контроля установленные Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.
При этом документом, подтверждающим возникновение денежных обязательств в результате заключения договоров (контрактов) на оказание услуг, может являться в том числе счет-фактура, удостоверяющий факт оказания услуги, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом).
Разъяснения по этому вопросу даны в письме Минфина России от 20.06.2007 N 02-13-10/1539.
Размер аванса проверяется, но...
Пунктом 54 Инструкции N 142н установлено, что авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с российским законодательством производится получателем средств согласно условиям договора. В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:
в размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Обратите внимание, что постановлением Правительства РФ от 04.05.2008 N 336 "О внесении изменений в пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено специальное ограничение по сумме авансовых платежей, которые могут предусматриваться при заключении государственных контрактов на оказание услуг по авиационным перевозкам. Так, получатели средств федерального бюджета при заключении государственных контрактов на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ, вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Данное дополнение применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 года.
Обратите внимание, что органы Федерального казначейства не несут ответственности за нарушение бюджетополучателями установленных размеров авансирования при оплате договоров за счет внебюджетных средств.
Письмом Федерального казначейства от 26.03.2008 N 42-7.1-15/5.3-126 сообщено, что у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для осуществления контроля за соответствием условий заключенных федеральными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет внебюджетных средств, требованиям законодательства Российской Федерации в части авансирования и для возврата без исполнения платежных документов федеральных учреждений на оплату таких договоров (контрактов) по вышеуказанным основаниям.
Письмом Минфина России от 21.05.2008 N 08-02-06/7 даны разъяснения порядка авансирования платежей за счет средств федерального бюджета по договорам аренды. Минфин указал на то, что договор аренды является самостоятельным видом гражданско-правовых договоров и на него не распространяются положения пункта 6 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778, которым установлены предельные размеры авансовых платежей на 2008 год.
Оплачиваем услуги адвоката
В соответствии с частями 1, 2 ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) порядок уголовного судопроизводства на территории России устанавливается УПК РФ и является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 7 УПК РФ установлен приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами в рамках уголовного судопроизводства.
Порядок приглашения и назначения адвокатов для оказания юридической помощи подозреваемому (обвиняемому) в рамках уголовного судопроизводства регулируется статьями 50 и 51 УПК РФ, которые предусматривают участие в уголовном судопроизводстве защитника по приглашению подозреваемого, обвиняемого, его законного представителя, а также других лиц по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого или по назначению дознавателя, следователя или суда. В последнем случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Размер вознаграждения адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, определен постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда". Совместным приказом Минюста России и Минфина России от 06.10.2003 N 257/89Н утвержден порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда в зависимости от сложности уголовного дела.
По мнению Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации, учитывая, что пунктом 54 приказа Минфина России от 31.12.2002 N 142н установлен открытый перечень документов, подтверждающих возникновение у получателя средств федерального бюджета денежных обязательств, постановления судов, дознавателей, следователей или прокуроров могут быть рассмотрены в качестве документов, подтверждающих возникновение у получателей средств федерального бюджета денежных обязательств по оплате услуг адвоката. Однако это допустимо лишь в том случае, если для оплаты указанных услуг получатель средств федерального бюджета вправе не заключать государственный контракт в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (письмо Минфина России от 04.10.2007 N 02-13-10/2510).
По данному вопросу также следует учитывать разъяснения Минэкономразвития России, изложенные в письме от 18.09.2007 N 14026-АП/Д04. Минэкономразвития сообщает, что положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства, назначением адвокатов (защитников) к защите граждан в уголовном судопроизводстве.
Одновременно указано, что предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ процедуры размещения заказов применяются в случаях, когда адвокат привлекается в целях оказания юридической помощи для представления интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных заказчиков.
Расходы по объектам капитального строительства гособоронзаказа
В письме от 05.03.2008 N 09-06-32/94 Минфин России высказал мнение, что основанием для санкционирования в 2008 году расходов по объектам капитального строительства, включенным в государственный оборонный заказ, являются документы, указанные в пункте 6 Правил осуществления в 2008 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 989.
Наличие соответствующих объектов в перечнях строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2008 год и на 2009-2010 годы подтверждается титульными списками строек и объектов, утвержденными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в разрезе объектов специального, военного, общегражданского и жилищного строительства. Титульные списки представляются государственными заказчиками в территориальные органы Федерального казначейства.
Обратите внимание, что положениями пункта 6 постановления N 989 установлено, что по объектам капитального строительства Министерства обороны России, включенным в Перечни строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2008 год и на 2009-2010 годы (далее - Перечни), функции получателя средств федерального бюджета выполняют финансово-экономические управления военных округов (флотов) и отделы финансирования капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с положениями приказа Министра обороны России от 12.09.2003 N 324 "О государственной регистрации юридических лиц" финансово-экономические управления военных округов (флотов) являются структурными подразделениями федеральных государственных учреждений "Управление военного округа", которые включены в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета со статусом получателя средств федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, Федеральное казначейство письмом от 07.04.2008 N 42-7.1-15/5.1-151 сообщило, что органы Федерального казначейства вправе санкционировать кассовые расходы по стройкам и объектам, включенным в Перечни, с лицевых счетов получателей средств федерального бюджета, открытых федеральным государственным учреждениям "Управление военного округа".
Покупаем жилые помещения
В настоящее время многие бюджетные учреждения приобретают жилые помещения как для служебного использования, так и для своих сотрудников. При этом часто возникает вопрос, когда же органы Федерального казначейства могут производить списание расходов - до момента регистрации договора купли-продажи в органах Регистрационной службы (что, естественно, хотелось бы продавцу жилого помещения) или после такой регистрации.
Обратимся к разъяснениям, данным Минфином России в письме от 23.04.2008 N 02-13-10/1185. В соответствии с ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии с ч. 2 ст. 558 Гражданского кодекса РФ договор продажи жилого дома, квартиры или их части подлежит государственной регистрации. С момента такой регистрации договор считается заключенным. В настоящее время государственная регистрация сделок с недвижимостью возложена на органы Федеральной регистрационной службы.
В итоге Минфин России считает, что органы Федерального казначейства не вправе санкционировать расходы по государственным контрактам на приобретение жилых помещений, не прошедшим государственную регистрацию в органах Федеральной регистрационной службы.
Ежемесячные платежи: что представляем в ОФК?
Ежемесячно почти все бюджетные учреждения производят оплату тех или иных расходов. Например, услуги связи, коммунальные услуги, вневедомственная охрана. Часто такие платежи производятся одному и тому же получателю, даже одинаковыми суммами. Пункт 54 Инструкции N 142н, как нам известно, говорит о том, что при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в Казначейство договор и документы, подтверждающие обязательства. Возникает вопрос: если происходит ежемесячная оплата по договорам, заключенным на год, то нужно ли каждый раз при оплате предъявлять в Казначейство оригиналы договоров?
Ответим, что да, нужно. Согласно пункту 54 Инструкции N 142н при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в ОФК договор и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет), а также иные необходимые для осуществления текущего контроля, установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств. После проверки документы, служащие основанием платежа, возвращаются получателю средств.
Таким образом, орган Федерального казначейства не оставляет у себя копий указанных документов и в случае периодической оплаты денежных обязательств по договору этот договор представляется каждый раз при оплате указанных обязательств.
Е.А. Король,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го
класса, Управление Федерального казначейства по
Хабаровскому краю, к.э.н.
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 6, август-сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859