Методологические подходы к реформированию системы
социальной защиты в странах Евросоюза
Введение
Реформы, осуществляемые в странах Европейского Союза (ЕС), охватывают все сферы общественной жизни - экономическую, социальную, политическую. Проведение эффективных реформ стало возможным благодаря реализации комплекса взаимоувязанных мер, одна из которых - четко разработанные стратегия и тактика реформирования системы социальной защиты (СЗ).
Реформирование системы СЗ европейских государств имеет три взаимоувязанных аспекта*(1):
- определение источников финансирования как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий СЗ;
- распределение финансового бремени между основными субъектами системы СЗ;
- использование страховых и нестраховых средств и поиск оптимальных пропорций распределения ресурсов на основе сочетания принципов солидарности и адресной социальной помощи.
Опыт стран ЕС подтверждает, что для реформирования СЗ требуется объединение возможностей работников, работодателей и государства на постоянной и долговременной основе и по четко выверенным правилам.
Действующая в ряде европейских странах система СЗ использует потенциал общественных институтов обязательного социального страхования и социального обеспечения. При этом роль социального страхования в национальных системах СЗ является ключевой*(2).
Долю отдельных источников финансирования определяет характер системы страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников. Страховые взносы работодателей и самих застрахованных играют роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня нестраховых пособий в рамках социальной помощи.
Страны ЕС решают задачи обеспечения базового уровня СЗ (социальные пособия) путем формирования налоговых (нестраховых) механизмов в целях защиты населения от крайней бедности (нищеты), а также проводят активную государственную политику на рынке труда (повышение занятости)*(3). Механизм введения страховых платежей для работников и участие государства в финансировании СЗ позволяет снизить страховую нагрузку на работодателей, повысить личную ответственность работников и оптимизировать весь массив экономических интересов в этой сфере.
Трансформация общественно-экономической системы России в начале 90-х годов XX века создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утратой места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и качественного пенсионного обеспечения. Таким образом, в последние 15 лет вопросы реформирования системы СЗ стали актуальными для подавляющей части населения России, а опыт развития СЗ в европейских странах - полезным для изучения.
В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение опыта реформирования системы СЗ в странах ЕС с позиций определения принципов, стратегических подходов и инструментов, которые могут оказаться полезными для разработки механизмов совершенствования системы социального страхования и социального обеспечения в России.
1. Институциональный подход к организации системы социальной защиты
Под СЗ ООН рассматривает "комплекс стратегий и программ государственного и частного сектора, осуществляемых обществом в связи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, а также обеспечения людей медицинским обслуживанием и жильем"*(4).
По определению Международной организации труда (МОТ), СЗ - это "защита, которую общество обеспечивает своим членам посредством набора общественных мер, от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или снижением заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти, обеспечение медицинской помощи и обеспечение субсидий семьям с детьми"*(5).
На практике СЗ выступает как система управления социальными рисками*(6); с ее помощью обеспечивается компенсация и предупреждение возникновения ущерба от действия социальных рисков, угрожающих воспроизводству человека.
СЗ является функцией государства и общества и строится на предоставлении возможности противостоять социальным рискам в соответствии с социальными правами граждан.
Известно, что с точки зрения институционального подхода социальные отношения организуются и упорядочиваются (регламентируются) через систему социальных правил (норм). Правила, отражающие суть социальных отношений, а также порядок установления взаимосвязей между субъектами защиты в целях придания им устойчивого характера, а также соответствующие им организационные структуры и органы контроля определяются как совокупность общественных институтов*(7).
Конституционный и публично-правовой характер общественных институтов в сфере СЗ объясняет их особенности - с одной стороны, устойчивость, достаточную обособленность, с другой - тесную связь с другими институтами экономической сферы (заработной платой, налогами и т.д.). Вышеуказанная закономерность отражает неразрывные связи экономической и социальной жизни общества.
Несоответствие и несогласованность развития институтов меняющемуся общественному устройству (социальная дисфункция)*(8), ассиметрия в их развитии - причина их реформирования.
При определении сущностных характеристик институтов выделяются их свойства и механизмы, призванные обеспечивать: порядок в экономике и государстве, солидарность и согласие в обществе. К их числу относят: создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; социализацию индивидов*(9).
С точки зрения институционального подхода, важно понимание того, как функционирует система СЗ. Это требует учета очень сложных взаимосвязей между обществом и экономикой, которые и составляют основу этих отношений. Так, взаимоотношения между обществом и экономикой определяются набором институциональных ограничений, которые характеризуют способ функционирования системы. Институционализм рассматривает механизмы и связи субъектов социальных отношений, оценивает их поведение по исполнению норм (формальных и неформальных), дает оценку эффективности структур (институтов).
В контексте социальной политики государств-членов ЕС социальное страхование и социальное обеспечение являются основными институциональными формами СЗ. Их роль состоит в выполнении регулятивных функций субъектов хозяйствования и трудовых отношений, связанных с организацией и управлением процессами жизнедеятельности, материального и социального воспроизводства. Экономический характер этих институтов обусловливается их связью с доходами населения. Поэтому параметры, характеризующие уровень заработной платы и доходов населения, в значительной степени определяют состояние институтов СЗ.
Из этого следует, что СЗ рассматривается как совокупность институтов, мер, прав, обязательств и социальных выплат, основная цель функционирования которых заключается в предоставлении гарантий доступа к службам социального страхования, социального обеспечения и социальным услугам, а также в формировании системы мер по предотвращению или сокращению масштабов бедности. Финансирование СЗ обеспечивается из различных уровней государственного бюджета и страховых выплат в форме правовых гарантий, услуг, льгот.
Базовым институтом СЗ является социальное страхование. Экономическое содержание института социального страхования составляют общественные отношения по перераспределению национального дохода с целью обеспечения установленных социальных стандартов жизни для каждого человека при наступлении социального риска.
Институт социального страхования играет важную социальную роль, выполняя функцию восполнения утраченных доходов, защиты от бедности, помощи престарелым и инвалидам. Общественный продукт (ВВП) перераспределяется как во временных рамках (вертикальная солидарность), так и между категориями населения (горизонтальная солидарность): лица с более высокими доходами солидарно помогают лицам с меньшими доходами через систему социального страхования*(10).
Публично-правовой (демократический) характер функционирования социального страхования позволяет достигать: максимальной прозрачности и целевого использования финансовых ресурсов, договариваться по широкому кругу социальных гарантий, гармонизировать интересы застрахованных, страхователей и страховщиков. Это в итоге укрепляет личную ответственность застрахованных и солидарность работодателей и работников, создает условия для достижения социального согласия в обществе, ослабления конфликтных ситуаций и их предупреждения.
Переход к рассмотрению социальных институтов как "несущей конструкции" экономики вместо понимания их как факторов экономического развития позволяет сконцентрироваться на выявлении особенностей современной системы СЗ европейских государств.
Сегодняшнее состояние социальной сферы экономически развитых стран ЕС характеризуется поиском эффективных механизмов обеспечения СЗ, совершенствования ее структурных компонентов.
Внутренним содержанием процесса социальной трансформации является модернизация и совершенствование форм собственности и общественных отношений, а также связанных с ними общественных институтов социальной и экономической сферы, доминирующих в экономике общества на протяжении всего исторического развития*(11).
Главной задачей современных социально-экономических реформ выступает построение прогрессивной конфигурации набора обновленных традиционных социальных институтов и институциональных форм СЗ рыночного и нерыночного характера.
2. Принципы социальной защиты
Считается, что понятие СЗ включает все виды систем трансфертов: трансферты социального страхования и трансферты социального обеспечения (социальной помощи) (табл. 1)*(12).
Таблица 1
Принципы социальной защиты
Трансферты социального страхования | Трансферты социального обеспечения |
Охватывает материальную сторону труда | Употребляется в контексте занятости |
Основная идея - распределение риска (те, кто подвержены меньшему риску, частично покрывают расходы индивидов, на которых приходится боль- ший риск) |
Основная идея - адресная социальная помощь |
Стоимость покрывается за счет уплаты страхо- вых взносов |
Стоимость покрывается за счет государственных до- ходов из налоговых поступлений |
Принцип солидарности поколений | Принцип взаимопомощи |
Принцип возмездности по схеме "взносы-выплаты", принципиальное отсутствие проверки нуждаемости |
Пособия назначаются: 1) на основе проверки нуждаемости (конкретные ус- ловия бедности) 2) без проверки нуждаемости в связи с определен- ными событиями (смерть или рождение), положением семьи (наличие маленьких детей), положение с ра- ботой (безработица, нетрудоспособность) |
Как видно из табл. 1, по традиции социальное страхование охватывает лишь материальную сторону жизни и труда, в то время как социальное обеспечение наиболее часто употребляется в контексте занятости.
Социальное страхование имеет как страховой, так и социальный аспекты*(13). Принцип страхования состоит в том, чтобы защитить застрахованное лицо от финансовых последствий неблагоприятного события.
Основная идея социального страхования заключается в распределении риска. Для этого необходимо, чтобы большое число застрахованных лиц платило взносы. Эти взносы рассчитываются как доли предполагаемых рисков. В рамках системы добровольного (частного) страхования каждый застрахованный выплачивает взносы, размеры которых связаны со степенью индивидуального риска. Такие отношения определяются как принцип эквивалентности. При обязательном страховании эквивалентность заменяется солидарностью: подверженные меньшему риску частично покрывают расходы индивидов, на которых приходится больший риск.
Термин "социальный" может как относиться, так и не относиться к сфере занятости. Когда он затрагивает сферу занятости, говорят о профессиональном социальном страховании, в противном случае речь идет об обязательном (всеобщем) социальном страховании.
Профессиональное социальное страхование имеет своей целью покрыть финансовые риски лиц, работающих по найму, либо занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Страхование осуществляется от рисков потери дохода в результате несчастного случая, заболевания или выхода на пенсию, значительных расходов на лечение самого застрахованного лица или членов его семьи (иждивенцев). Взносы часто удерживаются непосредственно по месту их получения работодателем, в то время как выплата пособий осуществляется организациями, обеспечивающими социальное страхование. Данные организации могут быть интегрированы в государственные административные органы или быть автономными самообеспечивающимися структурами*(14).
Обязательное социальное страхование имеет своей целью защиту доходов всех граждан независимо от того, имеют они работу или нет, в то время как профессиональное социальное страхование защищает лишь тех, кто зарабатывает (зарабатывал) себе на жизнь. Обязательное социальное страхование охватывает также и тех, кто не работает и никогда не работал (детей, инвалидов, домохозяек).
Ключевой аспект, который отличает социальное страхование (как частное, так и государственное) от других форм СЗ (социальное обеспечение) состоит в том, что застрахованное лицо (или иждивенцы) имеет право на страховые выплаты при условии, что они уплачивали взносы и могут доказать, что страховой случай действительно наступил. В этом случае реализуется принцип возмездности (по схеме "взносы-выплаты"). В целом, других условий не выдвигается. Это предполагает принципиальное отсутствие проверки нуждаемости (т.е. проверки того, действительно ли застрахованное лицо и его семья нуждаются в сумме страховой выплаты с точки зрения СЗ).
Принцип распределения риска тесно связан с проблемой солидарности поколений. В сфере пенсионного социального страхования риски разделяются между поколениями. Так, пенсионное социальное страхование основано на распределительном принципе. Это означает, что работающее поколение выплачивает взносы в пенсионный фонд, после чего они перераспределяются для выплаты пенсий. В этом смысле пенсионный фонд не обязан накапливать капитал, пополняемый за счет уплаты взносов, чтобы оказаться в состоянии выполнить свои обязательства в будущем, как это имеет место в частном страховании, основанном на накопительной системе страховых взносов.
В идеальной ситуации в рамках распределительной системы все страховые выплаты должны на бездефицитной основе покрываться страховыми взносами. Совершенно не очевидно, однако, что подобная распределительная система будет одинаково хорошо работать при любых обстоятельствах. В настоящее время, когда во многих странах ЕС соотношение работающего населения и населения, находящегося на пенсии, изменяется в пользу последнего, бремя взносов возрастает, а образующийся дефицит денежных средств часто покрывается государством за счет налоговых поступлений. В этом случае размывается граница между различными формами СЗ, социальными взносами и налогами.
Сходная проблема солидарности поколений наблюдается и в сфере здравоохранения. Опыт показывает, что потребление медицинских услуг возрастает с возрастом. Работающее население оплачивает растущие медицинские счета, если происходит постарение населения.
Другие формы СЗ не обладают чертами страхования. При социальном обеспечении пособия назначаются на основе проверки нуждаемости, и их стоимость покрывается за счет государственных доходов из налоговых поступлений. Однако не все виды социального обеспечения предоставляются на основе проверки нуждаемости.
Так называемые субъективные формы социального обеспечения ориентированы на конкретные условия. Субъективные виды обеспечения, как правило, увязаны с проверкой нуждаемости. Проверка нуждаемости использует черту бедности, которая может быть различной в разных странах. Черта бедности может также устанавливаться на различном уровне для различных пособий и меняться с течением времени.
Объективные формы социального обеспечения не требуют проверки нуждаемости. Они включают социальные пособия, выплачиваемые в связи с определенными событиями (смерть или рождение), положением семьи (наличие маленьких детей), положением с работой (безработица, нетрудоспособность). В некоторых странах на основе проверки нуждаемости предоставляется недорогое жилье, в других же этот подход не применяется.
В рамках СЗ нематериальное обеспечение охватывает социальные гарантии в отношении здоровых и безопасных условий труда, помощь в поиске работы, профессиональную подготовку и переподготовку, защиту через трудовые договоры. Защита в том, что касается положения семьи, предполагает рекомендации в области безопасности, защиту здоровья, санитарные мероприятия, меры по защите окружающей среды и др.*(15).
3. Стратегические подходы к реформированию системы социальной защиты
При определении стратегического подхода к реформированию системы СЗ в странах ЕС необходимо подробнее рассмотреть аспекты защиты, влияющие на политический выбор, такие как:
- социальное страхование или борьба с бедностью;
- социальные реформы и бюджетный кризис;
- распределение ответственности;
- стандартные социальные риски и формы СЗ;
- организация СЗ*(16).
Социальное страхование или борьба с бедностью. Одна из задач СЗ - предотвращение или сокращение масштабов бедности, так как основные социальные риски обратно пропорциональны уровню доходов и благосостоянию.
Установление черты бедности является политическим решением. В социальной политике очень важно разграничение бедности (временное затруднительное положение, нехватка средств) и обездоленности (нищета, неспособность заработать на минимальный уровень жизни).
Бедность и обездоленность являются самыми важными элементами социальной стратификации и распределения доходов. Бедность имеет структурную природу: она соответствует положению наименее материально благополучных слоев общества. Обездоленность (крайняя нужда) - результат накопления рисковых событий, что делает ее понятием, наиболее пригодным для практических целей. В случае обездоленности используются различные формы социальной помощи, которые вытекают из норм минимального социального обеспечения, гарантированного каждому индивиду. Обездоленность можно уменьшить путем оказания материальной помощи, что, однако, не решает проблему бедности в целом.
Задача государства по борьбе с бедностью в странах ЕС решается на основе двух подходов.
Первый заключается в том, что социальные пособия предоставляются бедным и обездоленным независимо от причин, по которым они оказались в таком положении. Отчасти, предоставление социальной помощи данной категории людей рассматривается в качестве основной задачи СЗ, решение которой в большинстве западноевропейских стран возложено на местные власти.
Второй подход связан с решением задачи предоставления социальной помощи в особо тяжелых ситуациях (крайняя нужда) тем, кто не располагает достаточными средствами для того, чтобы обеспечить себе средства к существованию. При этом решение этой задачи СЗ не рассматривается в качестве единственной. Не менее важной задачей СЗ в данном контексте является создание условий для устранения препятствий, существующих на пути к обеспечению занятости. Эта цель достигается за счет политики создания рабочих мест в сочетании с программами обучения и профессиональной подготовки, а также помощи в трудоустройстве и обеспечении работой на уровне первичных сообществ (т.е. по месту жительства).
Социальные реформы и бюджетный кризис. В последние годы расходы на нужды СЗ в странах ЕС росли быстрее, чем ВВП и государственный бюджет. Так, доля федерального бюджета, выделяемая на цели СЗ, достигла 40% ВВП.
Основной фактор, определяющий растущие социальные расходы - попытка предотвратить их существенное снижение в реальном выражении в условиях падающего производства. Выбор такой стратегии привел к всеобщему увеличению субсидий вместо того, чтобы обеспечивать адресную социальную помощь, что не является эффективным способом. В соответствии с оценками МОТ, лишь 19% трансфертов действительно достигает семей, живущие ниже уровня бедности*(17).
Распределение ответственности. В странах ЕС права претендентов на социальную помощь жестко регулируются законом. СЗ ориентирована на материальные условия жизни людей, за которые, в принципе, каждый отвечает сам и которые как эмпирически, так и нормативно в значительной степени определяются доходом, получаемым в результате выполнения какой-либо работы. Это положение отражает принцип субсидиарности*(18): государство воздерживается от вмешательства до тех пор, пока не становится очевидным, что избежать вмешательства невозможно. Проблема заключается в том, что государство никогда не в состоянии обеспечить полную защиту. В таких случаях социальная поддержка играет роль последнего (крайнего) средства, к которому люди обращаются тогда, когда они не в состоянии выйти из положения иным способом. В этом качестве она является неотъемлемой частью СЗ.
Предотвращение бедности и борьба с бедностью частично перекрываются. Каждая европейская страна самостоятельно решает вопрос о том, какие риски должен принимать на себя индивид, а какие и в какой степени - государство.
Стандартные риски и формы социальной защиты. Системы СЗ в странах ЕС обычно организованы на основе функционального разделения институциональных форм защиты, соответствующих перечню стандартных социальных рисков*(19), распределяемым между гражданами (домохозяйствами или семьями), организациями работодателей, общественными организациями и государством.
Для каждого стандартного социального риска распределение ответственности осуществляется различным образом. Предполагается, что каждая форма защиты работает на основе принципа самообеспечения за счет взносов, соответствующих стоимости обеспечения и имеющемуся бюджетному финансированию.
Сфера образования и социальное жилье - сферы, где систематически предоставляются субсидии. Конечно, соблюдение бюджетных рамок не является легким делом. Размеры взносов и пособий, а также конкретные формы обеспечения являются предметом сложных переговоров с профсоюзами и организациями работодателей. В ряде случаев дефицит покрывается за счет денег налогоплательщиков. Необходимость развития конкретных форм СЗ в странах ЕС соизмеряется, прежде всего, со способностью индивидов или семей выплачивать взносы и налоги.
Организация социальной защиты. Разделение на отдельные формы СЗ, соответствующие каждому стандартному риску, отражаются на организации СЗ.
В практике стран ЕС создана целая интегрированная инфраструктура государственных или полугосударственных социальных фондов, пенсионных фондов, фондов страхования от безработицы, страхования по болезни и медицинского страхования, которая выражает общественный диалог и организацию управления.
Стандартные социальные риски, виды обеспечения и центры принятия решений приведены в табл. 2*(20).
Таблица 2
Стандартные риски, виды социальной защиты и центры принятия решений
Социальные риски | Виды обеспечения | Центры принятия решений |
Старость и инвалидность | 1. Пенсии по старости и инвалидности 2. Дома престарелых |
1. Пенсионный фонд 2. Местные власти |
Охрана здоровья | Страхование стоимости предоставления медицинских услуг |
Фонд медицинского страхования |
Несчастные случаи на произ- водстве, профессиональные заболевания |
Страхование доходов на случай произ- водственных травм и профессиональных заболеваний |
Отсутствует отдельная система страхования |
Болезнь | Страхование доходов на случай болез- ни |
Фонд социального страхования |
Безработица | Страхование доходов на случай безра- ботицы |
Служба занятости |
Семейные обстоятельства (беременность, роды, потеря кормильца) |
Семейные пособия | Фонд социального страхования |
Поиск работы | Пособия на получение образования и профессиональную подготовку |
Непосредственное выделение посо- бий |
Потеря жилья | Социальное жилье, арендная плата, субсидии |
Работодатели, другие агентства предоставляющие жилье |
Обездоленность | Социальная помощь | Отсутствует отдельная система со- циальной защиты |
Из табл. 2 следует, что важным моментом организации СЗ является логическая разбивка СЗ по стандартным социальным рискам и соответствующим ей центрам принятия решений, отражающим способы управления: государственные органы власти или автономные фонды (пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд социального страхования), работодатели или общественные организации.
Обеспечение жизни по истечении периода трудоспособности было исторически первой задачей, и в процессе модернизации оно попало в сферу деятельности социальных служб. Старость рассматривалась как риск в жизни каждого человека, который является предметом социальной ответственности общества*(21).
В странах ЕС возможность заболевания рассматривается как одни из социальных рисков, и, следовательно, охрана здоровья и управление здравоохранением находится в сфере ответственности общества. Как правило, этот вид СЗ предоставляется в натуральной, а не в денежной форме.
Общая схема социальной помощи, как это имеет место во многих странах ЕС, основана на праве каждого индивида на прожиточный минимум, что позволяет каждому гражданину на законном основании претендовать на социальное обеспечение. Подобная "защитная сетка" на "крайний случай" рассматривается в качестве гуманитарного обязательства общества. Всегда имеется некоторая доля лиц, которые не способны выжить без такой базовой социальной поддержки в течение более или менее продолжительного периода времени.
В странах ЕС государственная помощь, социальная поддержка работодателей и "третьего сектора"*(22) осуществляется как в денежной, так и натуральной формах. Натуральные пособия - это льготы и субсидии в оплате жилья, приобретение товаров, продуктов питания и лекарств по льготным ценам, бесплатный доступ к некоторым медицинским услугам, помощь в натуральной форме больным, престарелым и прочее.
Большое значение имеет потенциал семьи и его практические составляющие, такие как: социально-экономическое положение, демографические характеристики, материальное положение, наличие или отсутствие работы, жилья, а также некоторые поведенческие аспекты семейных связей.
Виды социальных трансфертов в зависимости от цели СЗ также рассматриваются в связи с управляемыми стандартными социальными рисками (табл. 3).
Таблица 3
Виды социальных трансфертов в зависимости от цели социальной защиты
Социальные трансферты | Стандартные социальные риски |
Компенсация ущерба от действия социального риска (страховые выплаты) |
1-я группа: Старость Охрана здоровья Заболевания Безработица Несчастные случаи на производстве, профессиона- льные заболевания |
Выравнивание доходов и материальных условий жизни индивидов, домохозяйств, семей (субсидии) |
2-я группа: Семейные обстоятельства Поиск работы Потеря жилья |
Борьба с бедностью (социальные выплаты) | 3-я группа: Обездоленность |
Как видно, социальные трансферты разделяются на 3 группы в соответствии с целями СЗ.
СЗ, рассматриваемая с точки зрения принципа субсидиарности (по крайней мере, в том, что касается систем страхового типа), не ставит своей главной целью выравнивание доходов и материальных условий жизни населения (первая группа в табл. 3). Однако у этого общего правила СЗ имеются, исключения, которые имеют далеко не второстепенное значение. Во-первых, существуют различные виды социальных трансфертов, направленные на компенсацию не собственно ущерба от социального риска, а неблагоприятных и отягощающих семейных обстоятельств. Фактически, эти трансферты (вторая группа в табл. 3) до некоторой степени выравнивают доходы и материальные условия жизни индивидов, домохозяйств, семей и т.п. Во-вторых, во многих странах существуют нормы и практика социального обеспечения, согласно которым после "проверки на нуждаемость" общественные средства (или их эквивалент в натуральной форме) перечисляются в пользу обездоленных (третья группа в табл. 3). Подобная система социальной помощи ориентирована на борьбу с бедностью.
4. Социально-экономический мониторинг как инструмент принятия
управленческих решений в сфере социальной защиты
Социально-экономический мониторинг всегда присутствует в контексте реформирования национальных систем СЗ европейских стран. Мониторинг позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет заинтересованным сторонам рассматривать и обсуждать политические вопросы на основе объективной информации. Это дает значительные преимущества, так как помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет обеспечить сбалансированный подход к социальной политике*(23).
Определены следующие функции мониторинга как инструмента формирования управленческих решений в сфере СЗ:
- мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения;
- мониторинг связан с проблемами принятия решений;
- мониторинг не может быть централизованным;
- мониторинг - непрерывный процесс, который никогда не завершается;
- мониторинг ориентирован на результат социальной политики.
Основные требования к информационному обеспечению системы мониторинга связаны с ориентацией на потребителя (целевая группа состоит из отдельных граждан и их семей), уровнями принятия решений (заинтересованными сторонами являются: власти и работодатели, неправительственные организации, социальные группы лоббирования: профсоюзы, союзы потребителей, политические партии и т.п., что соответствует демократичному подходу к организации) и предметом мониторинга (ориентированность на изучение социально-экономического потенциала семьи). При этом потенциал семьи рассматривается как более широкая концепция, чем домохозяйство или рабочая сила. Он охватывает средства семьи, источники доходов, возможности, которые доступны в настоящее время и могут быть мобилизованы и использованы для решения стоящих пред семьей задач. Когда дело доходит до стадии практического использования такой концепции, происходит выход как на поведенческие аспекты семейной жизни, так и на объективизацию результатов мониторинга.
Структура предметного поля мониторинга и его составляющие представлены на рис.*(24).
Рис. Структура предметного поля мониторинга и его составляющие
/----------------------------\
| Заработная плата, доходы, |
/-----------| расходы и цены |-----------\
| |----------------------------| |
| |Структура доходов и расходов| |
| |домохозяйств и распределение| |
| | по источника дохода | |
| | и категориям расходов | |
| | Покупательная способность | |
| | Задержки выплат | |
| \----------------------------/
/------------------\ /-----------------\
| Здоровье | | Безработица |
|и здравоохранение | | и поиск работы |
|------------------| |-----------------|
| Оценка здоровья | |Участие в рабочей|
| и качества жизни | | силе, перемена |
| Заболевания, | Реформа социальной защиты | места работы |
|несчастные случаи,| | Образование и |
| профессиональные | | профессиональная|
| заболевания | | подготовка |
| Доступность | | Социальное |
| и качество | | поведение |
|медицинской помощи| \-----------------/
\------------------/ |
/----------------------------\ |
| | Потребность в социальной | |
| |помощи и социальные расходы | |
| |----------------------------| |
| | Уровень бедности | |
\------------| по домохозяйствам |----------/
|Удовлетворенность пособиями |
| Способность справляться |
| с жизненными трудностями |
\----------------------------/
Таким образом, целью такого мониторинга является реформа СЗ, и основной круг вопросов, представляющих здесь интерес - стандартные социальные риски.
Предметом мониторинга являются:
- здоровье и здравоохранение (самооценка здоровья и качества жизни, заболевания, несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания; доступность и качество медицинской помощи);
- заработная плата, доходы и цены (структура доходов и расходов домохозяйств и распределение по источникам дохода и категориям расходов, включая средства на счетах, расходы на питание и потребительские товары, размер заработной платы, пенсии, покупательную способность, задержки выплат);
- безработица и поиск работы (участие в рабочей силе, перемена места работы, образование и профессиональная подготовка, социальное поведение);
- потребность в социальной помощи и социальные расходы (уровень бедности по домохозяйствам, удовлетворенность пособиями, способность справляться с жизненными трудностями).
Большая часть исследуемых в рамках мониторинга аспектов социальной политики и СЗ, касающихся целей, задач и проблем, относится не к индивиду, а к домохозяйствам. Это отражает функции домохозяйств как элементарных социально-экономических единиц, составляющих сообщество или "сеть" внутри общества. Функции домохозяйства связаны с доходами, потреблением, оказанием помощи, разделением рисков между его членами. Что же касается демографической и политической сфер, здесь базовой единицей является индивид.
Социальная политика требует информации и данных как о домохозяйствах, так и об их членах. В то время, как изучаемый аспект СЗ приводит к домохозяйствам как к основным социально-экономическим единицам, адресатом социальной политики, напротив, является индивид.
Анкета, используемая в мониторинге, состоит, как правило, из двух частей, одна из которых адресована домохозяйству, а другая - случайно выбранному члену домохозяйства. Хорошая анкета должна содержать вопросы, касающиеся потенциальных независимых переменных, которые могли бы использоваться при последующем анализе данных в качестве поясняющих переменных.
Стандартный набор независимых переменных, рекомендуемых для включения в анкету, приведен в табл. 4.
Таблица 4
Стандартные независимые переменные социальной анкеты
Положение семьи в целом жилищные условия |
Состав семьи/домохозяйства, положение с работой, доход домохозяйства, жилье и жилищные условия |
Старость и инвалидность | Получаемые пенсии, совмещение пенсий и заработной платы Задержки выплат пенсий, отношение к возможности изменения пенсионного воз- раста, введения добровольного страхования |
Охрана здоровья | Здоровье членов семьи/домохозяйства, опыт пользования медицинскими услуга- ми и степень удовлетворенности их качеством Фактическая дополнительная плата за лечение и медикаменты |
Несчастные случаи на производстве, профзабо- левания |
Подверженность несчастным случаям на производстве и нездоровым условиям труда, компенсация за тяжелые и опасные условия труда, использование за- щитной одежды и средств защиты, несчастные случаи на производстве |
Болезнь | Заболевания в семье, влияние на трудоспособность, число дней, пропущенных из-за болезни членов семьи, отношение к неоплачиваемым дням, пропущенным по болезни |
Безработица | Безработица в семье, право на получение пособия по безработице, задержки с выплатой пособий, возможность трудоустройства |
Семейные обстоятельства | Семейные пособия на рождение детей, детские пособия, ритуальные услуги продолжительность отпуска по родам и уходу за ребенком |
Поиск работы | Помощь от служб занятости на получение образования и профессиональную под- готовку, помощь в трудоустройстве |
Обездоленность | Уровни и доступность социальной помощи и их форма (денежная или натураль- ная), проверка нуждаемости: применение и адекватность |
Как видно из табл. 4, приведенные здесь показатели далеко не исчерпывают весь перечень потенциально значимых переменных для последующего анализа. Тем не менее, их следует принимать во внимание и включать в анкеты всех уровней.
5. Проблемы организации сбалансированной системы социальной защиты
Организация сбалансированной системы СЗ в странах ЕС является задачей лиц, формирующих социальную политику.
С точки зрения принятия решений СЗ можно разделить на следующие категории:
1. социальное страхование в денежной форме;
2. социальное страхование в натуральной форме;
3. социальное обеспечение на основе проверки нуждаемости;
4. нематериальная защита;
5. специальные формы социального обеспечения.
Приведенное выше деление обладает тем достоинством, что позволяет разграничить страховой и нестраховой аспекты от инструментального аспекта реализации СЗ (денежные выплаты, обеспечение в натуральной форме, гарантии нематериальной защиты).
Это, конечно, не единственное адекватное разбиение. Возможно также проведение разграничения обязательных и добровольных форм СЗ или использование в качестве основы классификации положения защитного характера с привлечением общественных, полуобщественных и частных организаций. Последнее разграничение высвечивает тот факт, что социальные партнеры (профсоюзы, работодатели) часто имеют право голоса по конкретным аспектам социальной политики и возможность самостоятельно управлять некоторыми организациями СЗ. Следует отметить, что система СЗ в части формирования ее структуры имеет свои особенности в каждой европейской стране.
Существуют два аспекта проблемы организации хорошо сбалансированной системы СЗ:
- эффективность использования средств по отношению выхода на претендентов, имеющих право на получение социальной помощи, и как часть этой проблемы - вопрос адресности;
- возвратность средств как проблема социальной ответственности граждан в отношении поступающих в систему СЗ средств (налогов и взносов), способствующих ее работе.
Аспект эффективности использования средств на СЗ имеет большое значение с точки зрения соотношения затраты/выгода. Известно, что система СЗ, нацеленная на домохозяйство или семью, более сложна, чем политика и программы, ориентированные на целевые группы.
Нацеленная и адресная политика основана на проверке нуждаемости. Любая проверка нуждаемости предполагает некоторую черту бедности для того, чтобы можно было принять решение: имеет ли индивид право на получение социальной помощи помимо других форм СЗ.
Аспект возвратности средств важен с точки зрения ментальности - уровня социальной ответственности в обществе, способности граждан выплачивать значительную долю взносов и налогов, приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим условиям, оказывать помощь окружающим.
У всех реформ есть аспект, связанный с их стоимостью, и реформы в сфере СЗ не являются исключением. При идеальном положении дел сценарии реформ оцениваются количественно до того, как принимается решение (например, расчет затраты/выгода). Подобный финансовый анализ также является характерным моментом при рассмотрении возможных направлений социальной политики или обоснования предложений, адресованных общественным, парламентским и лоббистским группам.
Один из способов демонстрации ориентированной на достижение результата политики - сравнить ее с нежелательным (но возможным) ходом событий, если дела будут пущены на самотек, т.е. все оставлено без изменений.
Макрофинансовый анализ в сфере СЗ проводится в направлении изучения таких структурных составляющих, как: демографическая, макроэкономическая, рынки труда, социометрическая. Переменные в каждой из этих составляющих взаимодействуют друг с другом, вместе определяя доходы и издержки системы СЗ и, следовательно, бюджет программ/мероприятий СЗ.
Демографическая составляющая. Демографические данные о численности и составе населения, естественном его движении - ключевые переменные, используемые для оценки потребности в СЗ, получаемые из статистики народонаселения. Известно, что на бюджет пенсионного фонда, бюджет системы здравоохранения влияют численность престарелых, пенсионеров, инвалидов. Демографические тенденции также определяют размер рабочей силы как важной переменной рынков труда, число детских и образовательных пособий, пособий, связанных с рождением или смертью.
Макроэкономическая составляющая. Макроэкономический рост является основным определяющим фактором занятости и заработной платы, а также формы оплаты больничных листов по болезни или в связи с профессиональными заболеваниями.
Рынки труда. Рынки труда определяют положение с безработицей в виде имеющегося различия между спросом на рабочую силу и ее предложением, поиском работы и выплатами социальной помощи. Заработная плата определяется на рынке труда как доходы, на основе которых выплачиваются взносы социального страхования. Заработная плата также определяет размер взносов на социальные нужды на основе налоговых поступлений. Общенациональный и региональный уровень занятости, заработной платы, принадлежность к экономически активному населению - все эти переменные являются предметом мониторинга.
Социометрическая составляющая. Использование социометрической техники по изучению выбора решения среди участников целевой группы позволяет определить потребности населения в социальной помощи. Анализируется то, как заработная плата и другие источники дохода, социальное обеспечение и выплата взносов распределяются по социальным группам, профессиям, возрастным группам, населенным пунктам городского и сельского типа и т.п. Так, данные социометрического исследования связывают демографические переменные и переменные рынка труда, что важно как для анализа социальных рисков, так и прогнозирования претендентов на получение социальной помощи.
Проведение макрофинансового анализа для целей СЗ дает возможность оценить альтернативные варианты и оптимизировать процесс принятия управленческих решений.
Возможны следующие сценарии социальной политики в области СЗ:
- базовый вариант, когда рассматриваются наиболее вероятные тенденции, основанные на предположении неизменной политики в области СЗ при наиболее вероятных условиях экономического роста;
- сценарии неопределенности при отсутствии какой-либо надежного метода прогнозирования развития экономики на протяжении длительного периода времени, причем сколько-нибудь точным образом. В этом случае разрабатываются альтернативные прогнозы, основанные на допущении продолжения неизменной политики, а также прогнозы, основанные на альтернативных допущениях относительно основных макроэкономических переменных;
- политические сценарии, которые составляются для того, чтобы исследовать пространство для маневра и те результаты, которые возможно получить тогда, когда политики проектируют реформу системы СЗ в ее различных вариантах (например, пенсионную реформу);
- сценарии политической неопределенности призваны проверить жизнеспособность предполагаемых направлений социальной политики в различных макроэкономических обстоятельствах.
Хорошо спланированная социальная политика в сфере СЗ учитывает взаимодействие экономической системы и системы СЗ. В целом, макрофинансовый анализ рассчитан на прогнозирование расходов и доходов системы СЗ.
6. Социальные нормы - методологическая основа формирования социальной
политики в сфере социальной защиты
В основе европейской социальной политики в сфере СЗ лежит система основных ценностей (справедливости, равенства, солидарности и свободы), индикаторов и социальных норм, которые одновременно могут играть роль ориентиров для достижения поставленных целей.
Определение функций социальных норм должно исходить из двуединой цели - обеспечение расширенного воспроизводства населения и цивилизованного уровня СЗ.
Разработка современной модели социальной политики государств - членов ЕС предусматривает создание методологической базы, основу которой составляет система социальных нормативов*(25), которые представляют собой механизм оценки и регулятивного воздействия государства на принятие управленческих решений в сфере СЗ.
Следует отметить, что данный подход опирается на рекомендации итоговых документов глобальных международных форумов по данной проблематике, носит обобщающий характер практики стран европейского сообщества и находит свою конкретизацию и применение в рекомендациях по определению государственных социальных стандартов*(26).
При этом направлениями развития системы социальных стандартов в сфере СЗ стран ЕС служат:
- социальные минимальные гарантии государства, включая прожиточный минимум как главный социальный стандарт;
- социальные нормы и нормативы в системе социального страхования (как государственного, так и частного).
Большинство социальных нормативов в сфере СЗ является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения. Размеры установленных государством социальных норм и нормативов пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся экономических возможностей.
Помимо системы минимальных социальных стандартов используется система социально-трудовых регламентов. Регламенты обеспечивают гарантированные государством права работников, включая права на справедливую и минимально достойную оплату труда; на обеспечение надлежащих условий и безопасности труда; на объективную аттестацию; на обучение, переобучение и повышение квалификации для каждой категории работников с учетом их квалификации и характера труда.
Формирование средств на социальное страхование организуется из трех источников: большую часть оплачивают работодатели (примерно 60% от всего объема), а две другие части распределяются между работниками и государством.
Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных норм и нормативов определяют гарантии предоставления социальных услуг, в том числе минимальных, рациональных, оптимальных.
Сравнительная оценка уровня и соотношения предоставления услуг в системе социального страхования в соответствии с рекомендациями МОТ и в практике стран ЕС и России приведена в табл. 5*(27).
Таблица 5
Уровни и соотношения предоставления услуг в системе социального
страхования (в % от заработной платы)
Виды социальных выплат | Международные стандарты (Конвенции МОТ) |
Страны ЕС на начало 2000 г. |
Россия на начало 2000 г. |
Пенсии | Минимальные - 40% после 30 лет уплаты взносов |
Средние размеры - 50- 60% после 30 лет уп- латы взносов |
Средние размеры - 30% после 40 лет уплаты взносов |
Пособия по временной утрате трудоспособности Гарантии оказания МП и компенсацию расходов на оплату лекарств |
Минимальные при наличии иждивенцев - 55% 70% при амбулаторном лечении |
Пособия стандартные - 80-90% 70-80% при амбулатор- ном лечении |
Средние размеры - 50-80% 50% при амбулаторном лечении |
Пособия по безработице | Минимальные 40-55% | Пособия стандартные - 50-70% |
Средние - 10-20% |
Соотношение коэффициен- та замещения пенсий, пособий и размера за- работной платы |
50-70% | 60-80% | 20-30% |
Из табл. 5 следует, что социальные стандарты СЗ стран ЕС выше рекомендуемых минимальных нормативов МОТ по всему перечню страховых услуг. Эти стандарты опираются на систему научно обоснованных критериев, важнейшими из которых являются: минимальная пенсия, минимальные уровни медицинской помощи, пособия по безработице, а также размер замещения заработной платы. Для России уровни СЗ ниже, чем в странах ЕС, а в части пенсионного обеспечения, гарантий оказания медицинской помощи, компенсации расходов на оплату лекарств, размера пособий по безработице - ниже уровней, рекомендуемых МОТ. Коэффициент замещения пенсий и пособий (соотношение пенсий к предшествующим размерам заработной платы) составляет всего 20-30%, что нельзя признать адекватным способом организации СЗ.
В число важнейших системных препятствий и трудностей формирования социального страхования в России отечественные специалисты и ученые, а также эксперты МОТ включают:
- неразвитость институтов социального страхования, реформирование которых было бы органично увязано с системами заработной платы и налогообложения, состоянием рынка труда, демографическим положением;
- отсутствие реального разделения системы социального страхования и системы социальной помощи, когда значительная часть средств внебюджетных фондов включается в состав федерального бюджета и используется для выплат нестрахового (нецелевого) характера, что нарушает принцип зависимости (адекватности) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;
- слабое развитие системы управления социальным страхованием, что выражается в применении неточной и неполной информационной базы, а также в фактической неразвитости инфраструктуры системы социальной помощи.
Заключение
Стратегия реформирования системы СЗ в странах ЕС ориентирована на реализацию страховых принципов адекватности уровня выплачиваемых пособий и размеров страховых взносов. Развитие институтов социального страхования научно обосновано и органично увязано с системами заработной платы и налогообложения, состоянием рынка труда, демографическим положением.
Четкое и экономически обоснованное разделение социального страхования и социального обеспечения является основным условием развития СЗ, адекватное рыночным отношениям. Именно социальное страхование является главной формой защиты работающих граждан от социальных рисков.
Социальное страхование в классическом понимании - это система снижения социального риска от известной опасности, финансируемая совместно участниками процесса общественного производства. При этом социальное обеспечение рассматривается как деятельность государственных органов по устранению угрозы снижения уровня жизни для любых категорий населения за рамки, определенные обществом в качестве минимально допустимых, путем предоставления денежной или натурально-вещественной помощи.
В условиях рыночной экономики социальная помощь неимущим играет самостоятельную роль. Это направление социальной деятельности существует параллельно с социальным страхованием. Социальная помощь имеет бюджетный характер, и в круг обеспечиваемых пособиями лиц включаются все нуждающиеся. Социальное страхование осуществляется через целевые страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления из бюджетных средств; круг обеспечиваемых в его рамках - застрахованные лица.
Императивным требованием эффективного функционирования социального страхования выступает автономность бюджетов фондов социального страхования от государственных бюджетов всех уровней. Размеры страховых выплат (пенсий, пособий) тесно увязываются с размерами заработной платы и страховых тарифов, а также страховым периодом (периодом накопления страховых прав).
Следует отметить и другие сильные стороны института социального страхования. Оно надежно и стабильно функционирует за счет масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством. Общая финансовая нагрузка не столь обременительна, так как обязательный по закону характер обеспечивает регулярный и массовый объем страховых поступлений. Нормы страховой защиты обеспечивают широкий круг социальных услуг.
При этом социальное страхование позволяет приблизить сферу СЗ непосредственно к работникам, их семьям и трудовым коллективам, придать ей рыночный характер регулирования. Институт страхования обладает уникальным качеством социального стабилизатора общества. Это проявляется в активном участии персонала и работодателей в управлении социальным страхованием.
Реализация страховых принципов в сфере СЗ стало возможной лишь в условиях поступательного развития экономики и проведения активной политики повышения доходов населения и, в первую очередь, политики в области заработной платы, направленной на увеличение ее доли как в структуре ВВП, так и общих денежных доходах населения. Именно такая политика в отношении социальных стандартов обеспечивает необходимый уровень платежеспособного спроса населения, призванного, в свою очередь, задать требуемые параметры эффективности СЗ.
Особенность социальной политики стран ЕС заключается в том, что она направлена не просто на защиту человека от социальных рисков, но и на недопущение резкого материального и социального неравенства, на обеспечение достаточно высокого уровня социальной поддержки и помощи нуждающимся слоям населения, на предоставление гражданам доступа к качественным социальным услугам.
В последние годы объем выполняемых государствами - членами ЕС социальных функций заметно расширился за счет предоставления ими таких социальных услуг населению, как обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, реализация программ реабилитации отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий населения и регионов.
С этой целью государство активно использует бюджетное финансирование социальных программ, принимает всесторонние меры по развитию институтов обязательного и добровольного страхования, становится центральным субъектом исполнения социальных функций в обществе.
В то же время действующая в России система СЗ в недостаточной мере использует потенциал института обязательного социального страхования. При высокой страховой нагрузке (особенно для работодателей) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен, а коэффициент замещения страховых взносов с заработной платы средних размеров ниже рекомендуемого МОТ минимального уровня.
Становится очевидным, что сложившаяся за последнее десятилетие модель СЗ в России нуждается в реформировании, и необходима разработка эффективной социальной политики, направленной на решение проблем развития социального страхования на основе присущих ему принципов.
Социальное страхование в России должно стать одним из важнейших механизмов развития и регулирования социальных процессов, призванным не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придав ей социально-ориентированный характер.
С.А. Мартынчик,
д.м.н.,
зав. лабораторией проблем эффективности
труда в здравоохранении НИИ общественного
здоровья и управления здравоохранением
ММА им. И.М. Сеченова
В.А. Полесский,
к.м.н.,
зам. директора НИИ общественного здоровья и
управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова
В.В. Лелеко,
гл. врач поликлиники Центральной клинической
больницы Управления делами Президента РФ
В.Г. Запорожченко,
к.м.н.,
зав. лабораторией гигиенического обучения
профессиональных групп населения НИИ
общественного здоровья и управления
здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова
Е.А. Мартынчик,
к.м.н.,
с.н.с. лаборатории медико-экологического
воспитания НИИ общественного здоровья и
управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова
"Главврач", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Роик В.Д. От социальной помощи - к социальному страхованию // Социальное партнерство. - 2005. - N 3. - С. 11.
*(2) Барбашин И.В., Роик В.Д., Титов С.Н. Зарубежный и отечественный опыт организации и совершенствования национальных систем социального страхования // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006. - N 13 (301); Храпылина Л. Качество жизни населения и индикативное планирование // Социальная политика и социальное партнерство. - 2006. - N 1. - С. 98.
*(3) Международное бюро труда. 294 сессия Административного совета. Комитет по занятости и социальной политике. Социальная защита как производственный фактор. - Женева, 2005. - 19 с.
*(4) Двадцать четвертая специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам социального развития. - Женева, 2000.
*(5) Международное бюро труда. 294 сессия Административного совета. Комитет по занятости и социальной политике. Социальная защита как производственный фактор. - Женева, 2005. - 19 с.
*(6) Социальные риски - признаваемое обществом событие в жизни человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате им способности к труду, либо к сокращению спроса на его труд и, соответственно, к полной или частичной утрате дохода, являющегося источником средств существования.
*(7) Социальный институт - совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальные учреждения, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для осуществления и развития общества в целом. Социальными институтами являются государство, политические партии, семья, право, мораль и др. Главная функция социального института - удовлетворение конкретных общественных потребностей.
*(8) Социальная дисфункция - несоответствие деятельности социального института характеру общественных потребностей, приводящее к нарушению норм и правил и появлению нормативно нерегулируемых видов деятельности; является основой для реформирования социального института.
*(9) Витте Л. Европейская социальная модель и социальная сплоченность: какую роль играет ЕС? Сайт Фонда им. Фридриха Эберта.
*(10) Ассамблея тысячелетия. - Нью-Йорк, 2000.
*(11) Кирдина С.Г. Позволяют ли новые институциональные теории понять и объяснить процессы преобразований в современной России? - М.: ТЕИС, 2001.
*(12) Ван дер Верф Д., Фолькер Р. Мониторинг в России: Заключительный отчет по проекту ТАСИС EDRUS 9305. - М., 1999. - 155 с.
*(13) Михалев И.В. Социальная модель государства: выбор современной России и опыт стран Европы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006. - N 6 (294).
*(14) Барбашин И.В., Роик В.Д., Титов С.Н. Зарубежный и отечественный опыт организации и совершенствования национальных систем социального страхования // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006. - N 13 (301).
*(15) Международное бюро труда. 294 сессия Административного совета. Комитет по занятости и социальной политике. Социальная защита как производственный фактор. - Женева, 2005. - 19 с.
*(16) Церкасевич Л.В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского Союза. - СПб, 2002. - 27 с.
*(17) Роик В.Д. От социальной помощи - к социальному страхованию // Социальное партнерство. - 2005. - N 3. - С. 11.
*(18) Субсидиарность - принцип, согласно которому принятие решений производится на местном уровне в той степени, в которой это возможно и оправдано.
*(19) Стандартные социальные риски - старость и инвалидность, охрана здоровья, несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания, болезнь, безработица, семейные обстоятельства (беременность и роды, потеря кормильца), потеря жилья, обездоленность.
*(20) Ван дер Верф Д., Фолькер Р. Мониторинг в России: Заключительный отчет по проекту ТАСИС EDRUS 9305. - М., 1999. - 155 с.
*(21) Международное бюро труда. 294 сессия Административного совета. Комитет по занятости и социальной политике. Социальная защита как производственный фактор. - Женева, 2005. - 19 с.
*(22) "Третий сектор" - неправительственные организации (церковь, профсоюзы и другие общественные ассоциации).
*(23) Церкасевич Л.В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского Союза. - СПб, 2002. - 27 с.
*(24) Михалев И.В. Социальная модель государства: выбор современной России и опыт стран Европы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006. - N 6 (294).
*(25) Социальные нормативы - система регламентированных значений социальных показателей, которые выражают типичный уровень требований, предъявляемых к условиям, процессам и результатам СЗ.
*(26) Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития. - Копенгаген, 1995; Ассамблея тысячелетия. - Нью-Йорк, 2000; Двадцать четвертая специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам социального развития. - Женева, 2000.
*(27) Международное бюро труда. 294 сессия Административного совета. Комитет по занятости и социальной политике. Социальная защита как производственный фактор. - Женева, 2005. - 19 с.; Михалев И.В. Социальная модель государства: выбор современной России и опыт стран Европы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006. - N 6 (294); Роик В.Д. От социальной помощи - к социальному страхованию // Социальное партнерство. - 2005. - N 3. - С. 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru