Комментарий к письму от 23.07.2008 N 03-04-06-01/277
Действующим законодательством предусмотрены льготы по коммунальным услугам для педагогических работников общеобразовательных учреждений. Данные льготы установлены Законом РФ "Об образовании"*(1). В соответствии с п. 5 ст. 55 названного закона педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Иными словами, работники учреждения образования освобождаются от платы за жилье, отопление и освещение. При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Данный порядок введен Федеральным законом N 122-ФЗ*(2) (далее - Закон N 122-ФЗ). Однако следует отметить, что при создании нормативных актов органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанных с применением норм Закона N 122-ФЗ, должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Этими условиями законодатели хотели еще раз подчеркнуть, что:
- при принятии законов местными органами самоуправления не должно произойти ухудшение положения граждан при реализации социального права;
- к компетенции субъектов РФ отнесено право определять порядок возмещения расходов на предоставление льготы в виде права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то есть порядок финансового обеспечения предоставления указанной льготы, а не сам порядок предоставления, установленный Законом N 122-ФЗ, который является единым и обязательным для исполнения для всех субъектов РФ.
Таким образом, каждый субъект РФ устанавливает размер компенсаций, предоставляемых педагогическим работникам, исходя из следующего:
- норма площади жилья не регулируется на федеральном уровне, значит, при ее исчислении субъекты РФ могут применять ст. 50 ЖК РФ;
- норма потребления электроэнергии, отопления и природного газа также определяется в соответствии с установленными нормативами потребления этих ресурсов в каждом отдельном субъекте РФ;
- норма потребления печного отопления также исчисляется в соответствии с нормативами, утвержденными для каждого субъекта РФ. Данная норма устанавливается, в случае если педагогический работник занимает жилую площадь, имеющую печное отопление.
В Письме от 23.07.2008 N 03-04-06-01/227 Минфин отметил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. В комментируемом письме приводится Закон Архангельской обл. N 200-11-ОЗ*(3), в котором установлены нормы компенсационных выплат в данном субъекте РФ. В Письме от 09.04.2008 N 03-04-07-01/52 сотрудники финансового ведомства при определении размера компенсационных выплат также руководствуются законом, принятым в рассматриваемом субъекте РФ.
Бухгалтерский учет и налогообложение
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации*(4) возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по коммунальным услугам педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), согласно Закону "Об образовании" отражается по подстатье 212 "Прочие выплаты". На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора.
В бухгалтерском учете образовательного учреждения предоставление льгот, связанных с реализацией мер социальной поддержки по коммунальным услугам педагогическим работникам, будет отражено следующей проводкой:
Дебет счета 10 401 01 212 "Расходы по прочим выплатам"
Кредит счета 10 302 02 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам"
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиками своих трудовых обязанностей.
Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с оплатой жилья, отопления и освещения, а также печного топлива, не подлежат обложению НДФЛ в пределах норм, установленных законодательными актами субъектов РФ. Об этом говорится не только в комментируемом письме, но и в других разъяснениях финансового и налогового ведомств (см., например, письма ФНС РФ от 01.11.2005 N 04-1-02/624@, Минфина РФ от 09.04.2008 N 03-04-07-01/52).
На вопрос о том, надо ли данные компенсации подтверждать соответствующими документами, сотрудники финансового ведомства отвечают, что надо, так как компенсация любых расходов предполагает их документальное подтверждение, но при этом они не ссылаются ни на один нормативный документ.
По нашему мнению, данные компенсации подтверждать документально не нужно, так как размер компенсационных выплат рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья соответствующего субъекта РФ, таким же образом определяется и норма потребления электроэнергии, отопления и природного газа. Если нет центрального отопления, то размер компенсации топлива рассчитывается в пределах норм, установленных для продажи населению и его доставки. Это предусмотрено законодательными актами субъектов РФ, значит, размер данных компенсаций не может изменяться каждый месяц.
Однако, учитывая мнение финансового ведомства о необходимости документального подтверждения расходов, связанных с компенсационными выплатами, контролирующие органы могут потребовать того же, и, возможно, придется отстаивать свою позицию в суде.
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
*(2) Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(3) Закон Архангельской обл. от 23.06.2006 N 200-11-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
*(4) Утверждены Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"