Комментарий к приказу Минфина РФ от 4 августа 2008 г. N 73н
"О внесении изменений в Методические указания по формированию
бухгалтерской отчетности при осуществлении
реорганизации организаций"
14 сентября 2008 года вступили в силу поправки, которые вносит приказ Минфина России от 04.08.2008 N 73н в Методические указания по формированию бухотчетности при осуществлении реорганизации (утв. приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н) (далее - Указания, Методические указания).
Поправки коснулись большинства разделов Указаний, за исключением Раздела I "Общие положения", Раздела VIII "Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме преобразования", а также Раздела IX "Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности".
О чем сами Указания?
Отметим, что Методическим указаниям должны следовать реорганизуемые компании за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений. Не применяется приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н и в отношении хозяйственных операций, связанных с приватизацией государственных и муниципальных унитарных предприятий. Документ устанавливает особенности признания реорганизации для целей бухучета, порядок оценки имущества и обязательств компании, а также формирования бухгалтерской отчетности отдельно для каждой формы реорганизации. Напомним, что гражданское законодательство устанавливает пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (ст. 57 ГК РФ).
"Косметические" изменения...
Ряд изменений, которые вносит комментируемый приказ, имеют косметический характер. В частности, заключительную бухотчетность следует составлять, помимо прочих документов, в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н (абз. 2 п. 9 Методических указаний).
Напомним, что еще отчетность за 2003 год следовало сдавать по формам, утвержденным этим приказом. Этот документ, помимо установления бланков отчетности, признает утратившими силу приказ Минфина России от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности" и Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухотчетности (утв. приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н). Таким образом, поправки, которые устанавливает комментируемый документ, просто убирают из текста Указаний не действующие приказы и заменяют их на те, которые имеют силу.
Такого же рода изменения внесены в пункт 14 Методических указаний в связи с тем, что ПБУ 14/2000 утратило силу. Теперь действует Положение по бухучету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н. Это следует иметь в виду при определении срока полезного использования и способа начисления амортизации по нематериальным активам, возникшим в результате реорганизации (кроме преобразования).
В пункте 14 была устранена смысловая неточность, допущенная, очевидно, по ошибке при первоначальном составлении Методических указаний. А именно, теперь из пункта 14 ясно, что начисление амортизации по объектам возникших в результате реорганизации компаний, начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена государственная регистрация организаций.
...И другие поправки
Комментируемый документ устанавливает, что оценку выкупленных по требованию акционеров акций в размере фактических затрат реорганизуемое общество должно отразить в заключительной отчетности по статье "Собственные акции, выкупленные у акционеров" баланса.
Согласно поправкам, внесенным в пункт 9 Указаний, при реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемой одновременно со слиянием или присоединением, вступительная бухотчетность создаваемой компании может одновременно являться и заключительной. При этом необходимо соблюсти условие о неизменности оценки имущества, передаваемого по разделительному балансу, который одновременно является передаточным актом.
Помимо этого, расходы, связанные с реорганизацией, участвующие в ней компании должны признавать как прочие (п. 12 Указаний). Ранее подобные затраты являлись внереализационными расходами.
Установлен порядок формирования вступительной бухотчетности правопреемника, возникшего в результате следующих действий: компании реорганизуются в форме разделения или выделения одновременно со слиянием создаваемых организаций с другой фирмой (абз. 3 п. 17 Методических указаний). Также зафиксирован порядок формирования отчетности правопреемника, который представляет собой компанию, к которой присоединяется организация, созданная путем разделения или выделения (абз. 4 п. 23 Указаний).
Последние пункты комментируемого приказа содержат положения, регулирующие особенности формирования заключительной отчетности организациями, созданными при одновременном разделении (выделении) и слиянии либо присоединении (абз. 2 п. 30, абз. 3 п. 38 Указаний).
Т.В. Тышковский,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.