Трудности индивидуальных предпринимателей
В настоящей статье мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются индивидуальные предприниматели в процессе осуществления своей деятельности. Также проанализируем высказывания Минфина России и арбитражную практику, относящиеся к рассматриваемой теме.
Для начала напомним, что согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальные предприниматели - это физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
ИП - иностранец
Итак. НК РФ предусмотрено, что индивидуальными предпринимателями могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. И если с гражданами все более или менее понятно, то вот в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства могут возникнуть некоторые трудности. В частности, некоторые инспекции придерживаются мнения, что вправе принудительно прекращать деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в случае предоставления последним недостоверных, по мнению налоговиков, сведений о праве на временное проживание на территории Российской Федерации для внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - Реестр). Однако с ними не всегда соглашаются суды.
Пример 1
Гражданин Республики Узбекистан Кадыров Т.Т. обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) в том случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином, в регистрирующий орган представляется копия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
В качестве документа, подтверждающего его право на временное проживание в Российской Федерации, Кадыров Т.Т. представил в регистрирующий орган копии вкладыша к национальному паспорту и миграционной карты с отметками ОВД о регистрации по месту временного пребывания.
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекция приняла решение о государственной регистрации Кадырова Т.Т. в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в тот же день внесена соответствующая запись в Реестр.
Позже Инспекция обратилась в суд с заявлением о прекращении деятельности Кадырова Т.Т. в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке ссылаясь на грубое нарушение Кадыровым Т.Т. положений Закона о регистрации, Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" путем представления в регистрирующий орган заявления, содержащего недостоверные сведения в части наличия разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда в удовлетворении требования Инспекции было отказано.
При этом суды отказали в удовлетворении заявленного требования, сделав вывод о том, что отсутствие разрешения на временное проживание или вида на жительства на момент внесения записи в Реестр является устранимым нарушением не может быть квалифицировано в качестве грубого.
Позиция суда
Инспекция приняла решение о внесении соответствующей записи в Реестр. При этом решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации не принималось.
То обстоятельство, что в последующем (спустя три года после внесения записи в Реестр) регистрирующий орган пришел к выводу о том, что представленные Кадыровым Т.Т. документы не являются надлежащим подтверждением его права временно проживать в Российской Федерации, не может служить основанием для квалификации действий индивидуального предпринимателя в качестве грубого нарушения законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
По мнению суда Инспекция ошибочно считает, что Кадыров Т.Т. представил недостоверные сведения, поскольку доказательства того, что Кадыров Т.Т. ввел в заблуждение регистрирующий орган относительно своего права на проживание в Российской Федерации либо представил сфальсифицированные документы, Инспекцией не представлены не были.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Инспекции в удовлетворении заявленного требования.
Суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, на основании которых суды сделали выводы относительно фактических обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судами предшествующих инстанций, не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Нарушений судами норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Суд постановил
Решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции о прекращении деятельности Кадырова Т.Т. в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке - без удовлетворения.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г. N А42-4295/2007).
ИП и уплата налогов
Согласно пункту 4 статьи 58 НК РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.
Обращаем ваше внимание на то, что в этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:
- принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;
- вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
- выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.
Что же касается непосредственно индивидуальных предпринимателей, то на них также распространяются общие требования. В частности, порядок исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов регламентируется статьями 45, 58 и главами части второй НК РФ по конкретным налогам и сборам.
В силу подпункта 3 пункта 3 и пункта 8 статьи 45, пунктов 4 и 7 статьи 58 НК РФ налогоплательщики - физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) вправе уплачивать налоги, сборы, соответствующие пени и штрафы наличными денежными средствами через банк, а в случае отсутствия банка, как уже отмечалось выше, - через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. Обязанность по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов считается исполненной налогоплательщиком - физическим лицом, в частности, со дня внесения в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Пунктами 1 и 5 статьи 60 НК РФ предусмотрена обязанность банков по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, в том числе поручений физических лиц на перевод денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации без открытия банковских счетов.
При этом пунктом 1.2.3 Положения Банка России от 1 апреля 2003 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" определено, что банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании предоставляемого физическим лицом документа, форма которого устанавливается банками либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи, при указании всех необходимых реквизитов, на основании которых банками заполняется платежное поручение на бланке формы N 0401060.
МНС России совместно со Сбербанком России (совместное письмо МНС России N ФС-8-10/1199 и Сбербанка России N 04-5198 от 10 сентября 2001 г.) установлены формы платежных документов N ПД (налог) и N ПД-4сб (налог) на перечисление налогоплательщиками - физическими лицами налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщик - индивидуальный предприниматель вправе уплачивать налоги и сборы посредством внесения в банк наличных денежных средств, используя при этом бланки платежных документов N ПД (налог) и N ПД-4сб (налог). К такому выводу пришли чиновники Минфина России в своем Письме от 3 июня 2008 г. N 03-02-07/1-203.
ИП и транспортный налог
А теперь несколько слов непосредственно о конкретном, в данном случае, транспортном налоге.
Предположим, что индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, использует в своей деятельности автомобиль. Каков порядок уплаты транспортного налога в данном случае?
Ответ на данный вопрос содержится в Письме УФНС по г. Москве от 8 апреля 2008 г. N 18-12/4/034010. Итак. На основании пункта 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Транспортный налог на территории г. Москвы предусмотрен НК РФ и в частности Законом г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 48 "О транспортном налоге".
В статье 9 Закона N 48 установлены налоговые льготы по транспортному налогу для граждан, проживающих на территории г. Москвы.
На основании статьи 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно статье 358 НК РФ.
При этом пунктом 2 статьи 358 НК РФ установлен закрытый перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения.
Следовательно, по мнению чиновников, если транспортное средство, находящееся в собственности индивидуального предпринимателя, не включено в перечень транспортных средств, которые не признаются объектом налогообложения, и по нему не предоставлены какие-либо льготы, индивидуальный предприниматель обязан уплачивать транспортный налог в общеустановленном порядке.
ИП и недвижимость
В настоящее время широкое распространение получило такое явление, как сдача недвижимости внаем. Дело это прибыльное, да и желающих хоть отбавляй. Но все ли так просто, если к данному делу подключается индивидуальный предприниматель?
Рассмотрим на примере.
Пример 2
Смирнов И.И., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет в частной собственности как физическое лицо нежилые помещения (магазины и склады).
Согласно технической документации торговые помещения сдаются в аренду как магазин для осуществления розничной торговли, складские помещения сдаются в аренду для хранения товаров и осуществления оптовой торговли. С полученных доходов от аренды Смирнов И.И. как предприниматель уплачивает НДС - 18%, НДФЛ - 13%, ЕСН - 10%.
Возникает вопрос: является ли Смирнов И.И. как предприниматель плательщиком ЕНВД в отношении сдачи в аренду складских помещений и магазина?
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
При этом согласно статье 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, согласно статье 346.27 НК РФ относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, согласно НК РФ понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
В связи с этим предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование помещений (площадей) в объектах стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, а именно в магазинах и павильонах, на уплату единого налога на вмененный доход не переводится.
Таким образом, предпринимательская деятельность по передаче в аренду торговых и складских помещений в магазине в целях осуществления розничной и оптовой торговли, а также для хранения товаров не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения. А это значит, что Смирнов И.И. с доходов, полученных от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в его собственности, не вправе уплачивать налоги как физическое лицо. Эту точку зрения высказал Минфин России в своем Письме от 6 июня 2008 г. N 03-11-05/141.
В подтверждение сказанного в примере 2 приведем Письмо Минфина России от 6 июня 2008 г. N 03-11-05/140. В указанном Письме приводится ответ чиновников на следующий частный вопрос: гражданка имеет в частной собственности, как физическое лицо, нежилые помещения. Она же является индивидуальным предпринимателем, но у нее, как предпринимателя, отсутствует вид деятельности по сдаче помещений в аренду. Она, как физическое лицо, на правах частной собственности сдает помещения в аренду. Согласно технической документации, торговые помещения сдаются в аренду как магазин для осуществления розничной торговли, складские помещения сдаются в аренду для хранения товаров и осуществления оптовой торговли. Из установленной договором суммы арендной платы арендатор удерживает НДФЛ по ставке 13%.
Является ли физическое лицо плательщиком ЕНВД в отношении сдачи в аренду складских помещений и магазина?
Итак. В рассматриваемом письме так же указывается, что предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование помещений (площадей) в объектах стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, а именно в магазинах и павильонах, на уплату единого налога на вмененный доход не переводится.
Предпринимательская деятельность по передаче в аренду торговых и складских помещений в магазине в целях осуществления розничной и оптовой торговли, а также для хранения товаров не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.
Также чиновники акцентировали внимание налогоплательщиков на том, что согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями, о чем мы уже упоминали в начале статьи.
ИП и убытки от хищения
Индивидуальный предприниматель, как, впрочем, и любой другой предприниматель, не застрахован от хищений. В частности, предметом хищения могут быть денежные средства, перечисленные недобросовестному поставщику. Может ли индивидуальный предприниматель рассчитывать на уменьшение своих доходов на убытки от хищения при условии, что суммы денежных средств были похищены путем получения их в соответствующем банке неустановленной группой лиц? И если да, то каким образом это можно сделать?
Итак. В соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены.
Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе воспользоваться профессиональным налоговым вычетом в сумме убытков от хищения денежных средств, виновники которого не установлены. При этом отметим, что факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (Письмо Минфина России от 4 апреля 2008 г. N 03-04-05-01/113).
Отметим, что по вопросу учета похищенных средств Минфин России давал свои пояснения и ранее.
Так, в своем Письме от 18 декабря 2007 г. N 03-11-05/303 на вопрос, может ли предприниматель учесть в расходах в целях исчисления налога при применении УСН суммы похищенных из терминала денежных средств, чиновники отметили, что пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ установлен перечень расходов, принимаемых при определении налогооблагаемой базы к уменьшению полученных налогоплательщиком доходов.
Не предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ расходы при определении налоговой базы налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не учитываются.
Таким образом, по мнению финансового ведомства, так как расходы в виде недостачи или хищения денежных средств статьей 346.16 НК РФ не предусмотрены, то и при определении налоговой базы они учитываться не должны.
ИП и декларации
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Если индивидуальный предприниматель в течение налогового периода не осуществлял операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках, и не имеет объекта налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН), то он обязан представить в части ЕСН единую (упрощенную) налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. N 62н, не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом. Если индивидуальный предприниматель выступает одновременно в качестве работодателя и не имеет объекта налогообложения по ЕСН (т.е. в налоговом периоде не осуществлял выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц), то он также должен представить в налоговый орган единую (упрощенную) налоговую декларацию в части ЕСН по срокам не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября текущего года.
Что же касается представления декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), то пунктом 5 статьи 227 НК РФ установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета (т.е. месту жительства) декларацию по НДФЛ.
Согласно статье 229 НК РФ налоговая декларация представляется индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым признается календарный год.
Освобождение налогоплательщика от обязанности по представлению налоговой декларации в связи с фактическим неосуществлением индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности главой 23 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в установленные сроки независимо от фактического осуществления такими лицами предпринимательской деятельности.
Что касается единой (упрощенной) налоговой декларации, то оснований для представления данной декларации в части НДФЛ не имеется.
Вместе с тем подпунктом 24 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ.
Следовательно, у индивидуальных предпринимателей не возникает обязанности декларировать суммы таких доходов.
В случаях, когда индивидуальными предпринимателями осуществляются только те виды экономической деятельности, по которым они являются плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) не содержится сведений о заявленном ими праве на осуществление иных видов экономической деятельности, не подпадающих под уплату ЕНВД, то обязанности декларировать доходы в общеустановленном порядке у таких налогоплательщиков не возникает.
Если же в ЕГРИПе такие сведения имеются, то индивидуальным предпринимателям следует по окончании налогового периода письменно уведомить налоговый орган по месту жительства о том, что виды экономической деятельности, не подпадающие под уплату ЕНВД, в налоговом периоде ими не осуществлялись.
Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 5 статьи 227 НК РФ обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме N 3-НДФЛ в сроки, установленные статьей 229 НК РФ, независимо от фактического осуществления такими лицами предпринимательской деятельности.
Отметим, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по НДФЛ является основанием для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 21 марта 2008 г. N 04-2-02/1021).
И.М. Маркин,
эксперт журнала "КБ"
"Консультант бухгалтера", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru