Статистика знает все
С 02.09.2008 вступило в силу Постановление Правительства РФ N 620*(1), которое призвано упорядочить процесс представления отчетности в статистические органы. Им утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение).
О чем и кому надо отчитываться?
В пункте 1 Положения сказано, что оно определяет условия представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета. Здесь необходимо разъяснить приведенные понятия, определения которых даются в ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ*(2).
Субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ). Таковыми являются Федеральная служба государственной статистики (Росстат*(3)) и ее подразделения на местах. Это следует из Положения о Федеральной службе государственной статистики*(4) (далее - Положение о Росстате). Согласно ему именно Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.
Первичные статистические данные (ПСД) - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ). Юридические лица, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций, а также предприниматели без образования юридического лица, действующие на территории РФ (в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), представляют ПСД в обязательном порядке (п. 3 Положения).
Административные данные (АД) - используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая органами государственной власти, местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством РФ (п. 6 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ).
В Положении приведены условия, которые должны выполняться при обязательном представлении первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (п. 2 Положения).
Во-первых, собранные в обязательном порядке данные должны включаться в официальную статистическую информацию, то есть обобщенную субъектом официального статистического учета с целью дать представление о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ).
Во-вторых, данные представляются в виде заполненных форм федерального статистического наблюдения, которые должны быть утверждены в установленном порядке, как и указания по их заполнению. Эти функции делегированы Росстату (п. 6 Постановления Госкомстата России N 154*(5), п. 4 ст. 6 Федерального закона N 282-ФЗ).
В-третьих, указанные формы и указания по их заполнению должны быть доведены до респондентов. Доводятся они безвозмездно (ст. 8 Федерального закона N 282-ФЗ). Форма доведения не указана. На практике Росстат рассылает их почтой (по адресам крупных и средних предприятий, указанным при их регистрации и подтвержденным при сдаче статистической отчетности за прошлые периоды) или выдает по месту сдачи отчета представителю предприятия, которое обязано отчитаться по определенной форме. В то же время субъектам официального статистического учета вменено в обязанность размещать формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет*(6).
Есть также специальное условие в отношении административных данных. Они представляются по специальному письменному запросу субъекта официального статистического учета или при наличии соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.
Малые и средние - в упрощенном порядке
Для респондентов - субъектов малого и среднего предпринимательства установлен упрощенный порядок представления ПСД в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ*(7). Напомним, что на основании п. 1 ст. 4 указанного закона к этим категориям относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), ПБОЮЛ, крестьянские (фермерские) хозяйства, если:
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не превышает 25%;
- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не более 15 чел. включительно для микропредприятий, 100 чел. - для малых предприятий, 250 чел. - для средних;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. С 01.01.2008 такие предельные значения выручки установлены8 для микропредприятий - 60 млн. руб., для малых предприятий - 400 млн. руб., для средних - 1 000 млн. руб.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 209-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся сплошные и выборочные статистические наблюдения. В настоящее время определены порядок проведения выборочного наблюдения*(9) и конкретные показатели, которые включаются в статистические формы. Отметим, что микропредприятия обследуются не чаще чем раз в год, малые и средние - ежемесячно и (или) ежеквартально.
Кто отвечает за статотчетность?
Положение впервые вводит следующую норму: руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию (ПСД) от имени юридического лица (п. 5). Однако нести ответственность за достоверность представляемой в статорганы информации, по нашему мнению, по-прежнему будет руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, как это и вытекает из п. 12 Постановления Госкомстата России N 154. Эти же лица и подписывают формы статистической отчетности. Во всяком случае, Положение не раскрывает, что подразумевается под представлением отчетности уполномоченными должностными лицами, не указывает определенным образом, что они должны ее подписывать и нести ответственность за своевременность и правильность ее представления.
По нашему мнению, это тем более очевидно, учитывая, что только в п. 6 Положения четко указано, что именно назначенное должностное лицо, а не руководитель подписывает сопроводительное письмо в случае направления исправленных данных.
Исправление статистических данных
Исправленные данные направляются при обнаружении недостоверных ПСД самим респондентом или субъектом официального статистического учета. Во втором случае это надо сделать в трехдневный срок после получения соответствующего письменного уведомления. В приложенном сопроводительном письме приводятся обоснования для внесения исправлений или необходимые пояснения. Отметим, что ПСД считаются недостоверными, если нарушены указания по их заполнению, допущены арифметические или логические ошибки.
Для субъектов официального статистического учета также установлен трехдневный срок для направления уведомления о недостоверности представленных статистических данных с момента их обнаружения. Однако очевидно, что его несоблюдение указанными субъектами, направление уведомления позднее трехдневного срока, не дает респонденту права проигнорировать его, исправленные данные все равно необходимо представить и своевременно. Уведомление может быть направлено посредством почтовой, факсимильной или электронной связи.
Об электронной отчетности
Наиболее продвинутые пользователи имеют право представлять статистическую отчетность в электронном виде. Разумеется, они должны иметь соответствующее программное обеспечение, а субъект официального статистического учета при этом предоставлять такую возможность.
В пункте 10 Положения поясняется, что ПСД и АД направляются лично или через представителя, почтой с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи. Конкретную форму представления информации лучше согласовать с тем органом, куда она направляется. При направлении почтой датой представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче по телекоммуникационным каналам связи - дата отправки (п. 11 Положения). В последнем случае согласно п. 12 Положения субъект официального статистического учета должен передать респонденту квитанцию о приеме в электронном виде, правда, почему-то, как и при проставлении на копии полученной им формы федерального статистического наблюдения отметки о принятии и даты ее представления, только по просьбе респондента.
Обратите внимание: п. 17 Постановления Госкомстата России N 154 предусматривает определять дату представления отчетности в том же порядке. В то же время согласно п. 16 этого документа статистическая информация, представленная в электронном виде, в обязательном порядке подтверждается копией на бланке формы в течение месяца с момента передачи статистической информации. При этом должны быть обеспечены следующие требования: идентичность статистической информации, представляемой отчитывающимися субъектами в электронном виде, с бумажным носителем; соблюдение структуры файлов, установленной отчитывающимся субъектам территориальным органом или находящейся в ведении Росстата организацией. При невыполнении указанных требований статистическая информация считается непредставленной.
В Положении такое требование отсутствует. Учитывая это обстоятельство, а также более высокий статус Положения, считаем дату представления информации электронным способом, указанную в квитанции, окончательной, а п. 16 Постановления Госкомстата России N 154 - противоречащим Положению и поэтому не подлежащим применению.
Ответственность респондентов
Важность своевременного и точного представления статистической информации обусловлена тем, что в случае нарушения респонденты несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (п. 14 Положения).
Согласно ст. 13.19 КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации*(10), необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ, рассматривают территориальные органы Росстата (ст. 23.53 КоАП РФ) в лице руководителей или их заместителей. При этом осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях допускается служащим, замещающим должности начальника отдела и заместителя начальника отдела в территориальных органах Росстата и непосредственно выполняющим возложенные на них функции сбора статистической информации, включая бухгалтерскую отчетность (п. 1 Постановления Госкомстата России от 07.02.2003 N 36).
За невыполнение в установленный срок требования об исправлении недостоверной отчетности п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрен штраф: для предпринимателей - от 300 до 500 руб., для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб., или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Кроме того, может быть применена ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на предпринимателей в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб.
А.Б. Сухов,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 19, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета".
*(2) Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
*(3) Сокращение употребляется в соответствии с Распоряжением Администрации Президента РФ N 943, Аппарата Правительства РФ N 788 от 16.07.2008 "О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти".
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420.
*(5) Постановление Госкомстата России от 15.07.2002 N 154 "Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений".
*(6) Можно найти их на сайте Росстата: http://www.gks.ru/metod/forma.html.
*(7) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
*(8) Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
*(9) Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства".
*(10) Напомним, что мы по-прежнему считаем таковым руководителя организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"