Комментарий к приказу Министерства финансов РФ от 01.09.2008 N 87н
"О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств
получателей средств федерального бюджета и администраторов
источников финансирования дефицита федерального бюджета"
Порядок санкционирования денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств), утвержденный Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н*(1), издан во исполнение ст. 219, 219.2 БК РФ. Статья 219 "Исполнение бюджета по расходам" БК РФ с 1 января 2008 года действует в новой редакции. Изменения в бюджетный кодекс внесены Федеральным законом N 63-ФЗ*(2). Этим же законом Бюджетный кодекс дополнен ст. 219.2 "Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета".
Исполнение бюджета по расходам (санкционирование расходов3) предусматривает следующие этапы:
- принятие бюджетных обязательств;
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
Принятие бюджетных обязательств происходит либо путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, либо в соответствии с законом, соглашением, другим правовым актом.
Подтверждение денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, необходимых для санкционирования их оплаты. Санкционирование оплаты денежных обязательств - в форме совершения разрешительной надписи (акцепта). В свою очередь, акцепт платежного документа допускается только после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.
Именно этот порядок и установлен Приказом Минфина РФ N 87н. Чтобы завершить описание цепочки этапов санкционирования расходов, следует сказать о заключительном этапе: о подтверждении исполнения денежных обязательств. Он осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью. Санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, производится также в порядке, утвержденном Приказом Минфина РФ N 87н. То есть Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств распространяется и на администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - учреждения) представляют в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства по месту их обслуживания (далее - ОФК) Заявку на кассовый расход (код по КФД 0531801) или Заявку на получение наличных денег (код по КФД 0531802) (далее - Заявка).
Заявка, подписанная руководителем и главным бухгалтером учреждения, может представляться или в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (при наличии электронного документооборота), или на бумажном носителе с одновременным представлением на машинном носителе.
На следующий день после получения заявки ОФК проверяют ее на соответствие установленной форме, наличие в ней соответствующих реквизитов и показателей, а также соответствие подписей имеющимся образцам, представленным учреждениями.
Обратите внимание: в одной Заявке может содержаться несколько сумм кассовых расходов (кассовых выплат) по разным кодам классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) по одному денежному обязательству учреждения.
Получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств, возникающих по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды, указывает в Заявке реквизиты и предмет соответствующего государственного контракта, договора аренды, а также реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (далее - документ-основание). Для оплаты денежных обязательств при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда заключение государственных контрактов законодательством РФ не предусмотрено, в Заявке указываются только реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.
Для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта, а также денежных обязательств по договору аренды в Заявке реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут не указываться.
Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств представляет в ОФК вместе с Заявкой указанные в ней в соответствии с пп. 15 п. 5, 6 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств соответствующий государственный контракт либо договор аренды и (или) документ-основание в электронном виде или на бумажном носителе. При этом на санкционирование оплаты денежных обязательств, связанных с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений, эти требования не распространяются.
При санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам (за исключением расходов по публичным нормативным обязательствам) Заявка проверяется по следующим направлениям:
1) коды классификации расходов (далее - ККР) федерального бюджета, указанные в Заявке, должны соответствовать ККР, действующим в текущем финансовом году на момент представления Заявки;
2) соответствие указанных в Заявке кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) текстовому назначению платежа;
3) непревышение указанного в Заявке авансового платежа предельному размеру авансового платежа, установленному федеральным законом *(4), Постановлением Правительства РФ N 778*(5);
Обратите внимание: на основании п. 6 Постановления Правительства РФ N 778 получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи в размере:
- до 100% суммы договора (контракта), но не более ЛБО, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% ЛБО, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ;
- до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% ЛБО, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
4) соответствие содержания операции, исходя из электронной копии документа-основания, коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа;
5) непревышение сумм в Заявке остатков соответствующих ЛБО и предельных объемов финансирования, учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств.
Кроме того, в случае если бюджетное обязательство по государственному контракту, договору аренды было ранее учтено ОФК, при его санкционировании осуществляется проверка соответствия информации, указанной в Заявке, реквизитам и показателям бюджетного обязательства на:
- идентичность кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру по бюджетному обязательству и платежу;
- идентичность ККР федерального бюджета по бюджетному обязательству и платежу;
- идентичность предмета бюджетного обязательства и содержания текста назначения платежа;
- идентичность кода валюты, в которой принято бюджетное обязательство, и кода валюты, в которой должен быть осуществлен платеж;
- непревышение суммы кассового расхода над суммой неисполненного бюджетного обязательства;
- соответствие ККР бюджетного обязательства и платежа, исходя из вида средств;
- идентичность наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанного в Заявке, и банковских реквизитов по бюджетному обязательству и платежу;
- непревышение размера авансового платежа по бюджетному обязательству и платежу;
- наличие в показателях бюджетного обязательства ссылки на уникальный номер реестровой записи, присвоенный государственному контракту уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в реестре государственных контрактов;
- идентичность реквизитов и показателей бюджетного обязательства по государственному контракту сведениям о нем в реестре госконтрактов;
- соответствие информации, содержащейся в Заявке по указанному государственному контракту, исходя из их электронных копий, сведениям о государственном контракте в реестре госконтрактов.
При положительном результате проверки в Заявке, представленной на бумажном носителе, уполномоченным работником ОФК проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), с указанием даты, подписи, расшифровки подписи, содержащей фамилию, инициалы указанного работника, после этого Заявка принимается к исполнению.
Л. Максимова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2008 г.
--------------------------------------------------------------------------
*(1) Данный приказ носит нормативный характер и подлежит государственной регистрации в Минюсте РФ.
*(2) Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
*(3) Понятие "санкционирование расходов" и понятие "санкционирование оплаты денежных обязательств" не идентичны. Санкционирование оплаты денежных обязательств является составной частью (элементом) санкционирования расходов.
*(4) Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
*(5) Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"