Квалификационные требования к должностям работников образования
К числу основных нормативных документов, регламентирующих труд служащих, занятых в отраслях экономики, относятся квалификационные характеристики (требования) должностей.
Действующие в настоящее время квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, в том числе педагогических, имеют типовую структуру, не отличающуюся от общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик по должностям служащих, и состоят из разделов: "Должностные обязанности", "Должен знать", "Требования к квалификации по разрядам оплаты труда".
Структура тарифно-квалификационной характеристики по каждой должности представлена в таблице 1.
В разделе "Должностные обязанности" перечисляются работы, выполнение которых полностью или частично поручается работнику, занимающему данную должность. Этот раздел является основным, поскольку содержание работ определяет само наименование должности, ее роль и место в структуре предприятия, учреждения, организации, а также требования к знаниям и квалификации работников, необходимым для замещения соответствующей должности и выполнения установленных обязанностей.
Регулируемыми показателями структурного элемента квалификационной характеристики "Должностные обязанности" в соответствии с функциональным подходом является трудовая функция и ее разновидности. В рамках работы необходимо дать определения этим показателям.
В составе фактически выполняемых конкретных трудовых функций можно выделить главную, основные и вспомогательные функции, а также определить излишние, дублирующиеся и вредные:
Главная функция - функция, для осуществления которой создана данная должность. Она отражает назначение деятельности носителя функции.
Основная функция - функция, обеспечивающая выполнение главной.
Таблица 1
Структура тарифно-квалификационной характеристики
по должностям педагогических работников
Наименование раздела тарифно-квалификационной характеристики |
Содержание раздела |
Должностные обязанности | Основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами |
Должен знать | Основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей |
Требования к квалификации по разрядам оплаты |
Уровень образования; стаж работы (по специальности или педагогический); квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием. Этот раздел предусматривает кроме требований к уровню образования и стажу работы показатели квалификации и профессионализма (для педагогических работников): умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета (методику производственного обучения); использовать в своей работе прогрессивные идеи, формы и методы активного обучения; владеть организационными формами диагностической работы с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в образовательном процессе и др. |
Без нее выполнение главной функции не представляется возможным.
Вспомогательная функция - функция, способствующая осуществлению основных функций.
Излишняя функция - функция, которая не является необходимой при выполнении функций, она нейтральна по отношению к главной, основным и вспомогательным функциям.
Дублирующаяся функция - функция, не соответствующая специализации данной должности.
Вредная функция - функция, отрицательно влияющая на выполнение главной, основных и вспомогательных функций.
В должностных обязанностях педагогических работников должен быть приведен перечень основных, наиболее часто выполняемых функций, исходя из сложившейся практики разделения и кооперации труда. В зависимости от разделения труда, принятого в учреждении образования, обязанности педагогического работника, перечисленные в разделе "Должностные обязанности" квалификационной характеристики как типовые (основные) функции, могут быть расширены или сужены по сравнению с установленными. Так, в конкретную должностную инструкцию педагогического работника учреждения образования могут быть включены:
должностные обязанности, предусмотренные несколькими характеристиками;
обязанности, входящие в состав одной характеристики, могут быть разделены между несколькими исполнителями;
дополнительные обязанности, конкретизирующие содержание труда с учетом специфики труда конкретных исполнителей в учреждении образования того или иного типа.
При установлении квалификационных требований необходимо учитывать, что должностные обязанности педагогического работника - комплекс трудовых функций, которые он выполняет или должен выполнять полностью или частично на определенной педагогической должности.
Носитель трудовой функции - работник, обеспечивающий выполнение конкретных трудовых функций на определенной должности.
Показателями структурного элемента квалификационной характеристики "Должен знать" являются те знания, которыми должен обладать претендент на должность в соответствии с полученным образованием. В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 24.04.2008) к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Очевидно, что разработка квалификационных требований должна осуществляться с учетом Государственных образовательных стандартов профессионального образования по педагогическим специальностям, поскольку образовательный стандарт - это отражение в свернутом виде социального заказа в системе профессионального образования в отношении минимальных требований к профессиональному образованию обучаемых.
Раздел "Должен знать" должен сохранить свое традиционное для любой квалификационной характеристики содержание и включать основные требования, предъявляемые к педагогическому работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Содержание раздела "Должен знать" устанавливает минимум обязательных теоретических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций, которые работник должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей.
На наш взгляд, целесообразно предложить в качестве показателей раздела "Должен знать":
общие нормативно-правовые знания;
общие профессиональные знания;
специальные знания.
В таблице 2 приведены показатели раздела "Должен знать" и их характеристики.
Дифференциация знаний в зависимости от содержания должностных обязанностей и степени самостоятельности их выполнения может производиться на основе определения:
глубоких знаний;
основ знаний.
Так, для замещения одних должностей или групп должностей обязательны знания технологии производства продукции, экономики и организации труда и управления, а для других - достаточно знания их основ.
Принципами отбора материала для раздела "Должен знать" должны быть:
целостность и системность знаний;
связь теории с педагогической деятельностью;
соответствие материала современному уровню развития науки;
соответствие Государственному образовательному стандарту.
Таблица 2
Показатели раздела "Должен знать"
Показатель | Характеристика показателя |
1. Общие нормативно-правовые знания |
Общие и регулирующие основную деятельность по должности документы |
2. Общие профессиональные зна- ния |
Знания, отражающие специфику (педагогической) области деятельности |
3. Специальные знания | Предметно-специализированные знания. Специальные знания методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей |
Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования и стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяется по показателям, предусмотренным требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам).
На сегодняшний день определены критерии выявления квалификационных различий работников образования. Критерии квалификационных категорий специалистов едины и не зависят от вида образовательного учреждения (общеобразовательная школа, профессиональное училище, профессиональный лицей), и с этой точки зрения аттестация является основанием для профессионального роста специалиста.
Критерии квалификационных категорий управленческого и обучающего персонала образовательных учреждений включают в себя:
требования, предъявляемые к специалисту по уровню профессиональной культуры, включая уровень коммуникативной культуры;
требования, предъявляемые к специалисту по уровню квалификации и профессиональной компетентности:
требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.
Рассматривая требования к квалификации научно-педагогических работников, ректораты российских вузов, руководство кафедр и отделы кадров по работе с сотрудниками сталкиваются с трудностями по определению соответствия уровня квалификации того или иного научно-педагогического работника его должностному положению. Эти проблемы возникают при оформлении новых сотрудников на работу в вуз, при их аттестации, оценке профессионального мастерства, должностном продвижении и определении разряда тарифной сетки оплаты.
В основном нормативном документе, которым пользуется большинство российских вузов, - "Нормативно-правовом справочнике по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки", приводятся предельно обобщенные и обезличенные критерии оценки сложности научно-педагогического труда:
1. Образование (не менее высшего).
2. Наличие/отсутствие ученой степени.
3. Наличие/отсутствие ученого звания.
4. Длительность трудового научно-педагогического стажа.
Таблица 3
Структура и показатели квалификационных характеристик
Структурный элемент квалификационной характеристики |
Показатель структурного элемента |
Должностные обязанности | Трудовые функции: главная, основные, вспомогательные |
Должен знать | Знания (глубокие, основы знаний): общие нормативно-правовые, общие профессиональные, специальные |
Требования к квалификации по разрядам оплаты |
Образование; стаж работы педагогической или по профилю; квалификационная категория (первая, вторая, высшая); наличие/отсутствие ученой степени; наличие/отсутствие ученого звания; стаж научно-педагогический |
В таблице 3 приведены структура и показатели квалификационных характеристик с учетом выработанных подходов ("должностные обязанности" и "должен знать") и на основе проанализированной информации ("требования к квалификации по разрядам оплаты").
Необходимо отметить, что на сегодняшний день требования к квалификации по разрядам оплаты труда широко используются не только для тарификации педагогических должностей, но и для аттестации педагогических работников учреждений образования (кроме вузов) на первую, вторую и высшую категории на основе заданных критериев результативности труда. Изменение требований к образованию, стажу, изменение критериев результативности труда, разработка новых уровней сложности труда неизменно приведут к пересмотру разрядов оплаты труда. То же можно сказать и о требованиях к научно-педагогическим работникам, профессиональная квалификация которых подтверждается учеными степенями и научно-педагогическими званиями.
Фиксация государственных требований к содержанию квалификационных и тарифных требований к работникам требует детального рассмотрения принципов, которые лежат в их основе.
На наш взгляд, такими принципами являются:
принцип максимальной точности описания функциональных обязанностей должности имеет целью своевременное отслеживание исключения работ, уже несвойственных данной должности в изменившихся условиях, либо расширение круга обязанностей исполнителей за счет включения в перечень новых функций, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации или изменения должностного наименования;
принцип значимости функций состоит в следующем: при рассмотрении объекта как комплекса выполняемых им функций становится очевидным, что значимость этих функций неодинакова, а, кроме того, выполнение отдельных функций не является обязательным;
соответствие с принципом минимальной достаточности в перечень функций включаются типовые функции работника, которые минимально необходимы для исполнения служебных обязанностей в организациях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм;
принцип соответствия значимости функций затратам на их осуществление и уровню качества, реализующийся через сбалансированность распределения времени между различными по значимости функциями при высоком уровне качества;
принцип соответствия перечня знаний по должности содержанию подготовки специалиста, закрепленному в государственном образовательном стандарте;
принцип одновременного проектирования должностных обязанностей и необходимых для их выполнения знаний ("бок о бок").
А. Кибанов,
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой
управления персоналом Государственного
университета управления
Т. Лукьянова,
к.э.н., доцент кафедры управления
персоналом Государственного
университета управления
М. Ловчева,
к.э.н., доцент кафедры управления
персоналом Государственного
университета управления
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107