Организация продает квартиры без отделки. Разрешение на ввод в эксплуатацию получено. В сметах отделка не указана, однако принято решение одну квартиру полностью обустроить в целях рекламы. Как следует учитывать расходы застройщика по строительству дома (квартир) и дополнительные расходы по рекламе?
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на особенности отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с принятием организацией-застройщиком законченных строительством объектов ОС (квартир), предназначенных для продажи населению.
Данные объекты (квартиры), изначально предназначенные для продажи, являются для застройщика готовой продукцией - товаром и должны квалифицироваться в качестве оборотных активов. При этом возможны несколько вариантов отражения в учете данной операции, из которых приведем следующий (см. таблицу).
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Основание |
Произведены расходы по строительству квартир (начислена задолженность перед подрядной организацией за выполненные работы) |
08 | 60 (10, 69, 70 и др.) |
Договоры, накладные, акты приемки- сдачи работ и др. |
Отражена сумма "входного" НДС за выполненные объемы подрядных работ |
19 | 60 | Счета-фактуры, акты выполненных работ |
Принят к вычету "входной" НДС | 68 | 19 | Счета-фактуры (операция произво- дится регулярно (ежемесячно) по мере выставления подрядчиком сче- тов-фактур) |
Произведена оплата задолженности заказчика за выполненные и принятые у подрядчика работы по строительству квартир |
60 | 51 | Счета, платежные поручения (другие платежные документы), выписки бан- ка |
Приняты предназначенные для продажи, введенные в эксплуатацию квартиры |
41 | 08 | Акт о приеме-передаче объекта ОС (форма N ОС-1а) |
Списана стоимость (себестоимость) квартир при их фактической продаже |
90-2 | 41 | Бухгалтерская справка |
Начислен НДС от договорной стоимости квартиры |
90-3 | 68 | Счета-фактуры |
Начислена задолженность за покупате- лем квартиры |
62 | 90-1 | Договор, счет, накладная (акт при- емки-передачи объекта ОС) |
Исчислен финансовый результат от продажи квартиры |
90-9 (99) | 99 (90-9) | Бухгалтерская справка |
Поступили денежные средства от покупателя квартиры |
51 | 62 | Счета, платежные поручения (другие платежные документы), выписки бан- ка |
Перечислен заказчиком причитающийся в бюджет НДС |
68 | 51 | Счета-фактуры, платежные поруче- ния, выписки банка |
Что касается расходов на рекламу, следует выделить две ситуации:
а) проведение работ по обустройству квартиры для проведения соответствующих рекламных акций в краткосрочной перспективе (в течение срока, не превышающего квартал);
б) проведение работ по обустройству квартиры в рекламных целях для проведения соответствующих рекламных акций в среднесрочной и долгосрочной перспективе (в течение отчетного года и (или) периода свыше 12 месяцев).
По мнению автора, вне зависимости от приведенных ситуаций "а" или "б" организации заказчику-застройщику следует возможные расходы по дополнительной отделке квартиры в рекламных целях первоначально аккумулировать на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со счетами расходов и расчетов как расходы капитального характера.
По окончании указанных работ накопленную сумму затрат следует отнести с кредита счета 08 в дебет счета 44 "Расходы на продажу" или счет 97 "Расходы будущих периодов" в зависимости от предполагаемого характера признания данных расходов (единовременно или равномерно в течение периода проведения рекламных акций).
Далее при фактическом проведении рекламных акций:
в краткосрочной перспективе (ситуация "а") - производится единовременное списание произведенных дополнительных расходов по отделке квартиры со счета 44 "Расходы на продажу" в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", или по дополнительно открываемому субсчету к счету 90, например "Коммерческие расходы";
в среднесрочной и долгосрочной перспективе (ситуация "б") - затраты, накопленные на счете 97 "Расходы будущих периодов", подлежат постепенному (равномерному) отнесению на счет 44 "Расходы на продажу". Отнесенные же в течение месяца в дебет счета 44 расходы на рекламу подлежат по окончании месяца списанию с него в дебет счета 90 "Продажи".
При этом размер (доля) затрат, относимых со счета 97 в дебет счетов учета расходов на продажу, определяется организацией застройщиком самостоятельно исходя из предполагаемого периода (продолжительности) проведения рекламных акций.
И. Ложников,
директор Департамента методологии бухгалтерского учета
ЗАО "НLB Внешаудит"
9 октября 2008 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 41, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71