МСФО: возможности и перспективы
Министерство финансов РФ разработало Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, которая предусматривает реформирование системы отечественного бухгалтерского учета в направлении расширения сфер применения МСФО.
Данной концепцией определены следующие этапы работ по внедрению МСФО:
1. 2004-2007 годы. Перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Этот этап не завершен в связи с задержкой принятия Госдумой Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности".
2. 2008-2010 годы. Перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).
К общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц; другие организации.
Основные экономические факторы, стимулирующие
российские предприятия к внедрению МСФО
Такими факторами являются:
1. Возможность доступа к дешевым по сравнению с российской банковской системой иностранным инвестициям для стимулирования инновационных процессов.
Согласно мнению многих экономистов основным фактором, сдерживающим в настоящий момент рост российской экономики, является недостаточный приток инвестиций в частный сектор. Это результат отсутствия возможности получения долгосрочных кредитов для выполнения инвестиционных проектов. Российские банки предпочитают работать с так называемыми "короткими" деньгами, а "длинные" деньги дают под проценты, которые делают получение кредитов делом невыгодным.
Иная ситуация с долгосрочным кредитованием в зарубежных банках. Однако в настоящее время этот выгодный источник финансирования для многих российских организаций практически недоступен. Когда они пытаются выйти на зарубежные рынки капитала, то сталкиваются с требованиями кредиторов по представлению качественной финансовой информации. Их принципиальным требованием является представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Такая позиция вполне объяснима, так как финансовые институты стран с развитой рыночной экономикой не в состоянии оценить финансовое положение российских организаций-заемщиков, результаты их хозяйственной деятельности, а следовательно, изменение финансового состояния, исходя из учетной информации, подготовленной согласно российским правилам (стандартам) бухгалтерского учета. В качестве примера можно привести требования к потенциальным заемщикам такого крупнейшего финансового института, как европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и Всемирный банк.
В качестве обязательных условий получения кредита они требуют:
1) представлять заверенную аудитором годовую финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО;
2) поддерживать определенный уровень финансовых коэффициентов, рассчитываемых на основе данных МСФО.
Позиция наиболее мощных международных финансовых институтов привела к тому, что крупные российские компании, не дожидаясь изменений в нормативной правовой базе отечественного бухгалтерского учета, уже начали составлять свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, среди них - "Газпром", "Транснефть", "Ростелеком" и другие.
Банк России еще в конце 2003 года издал распоряжение о переходе всех коммерческих банков на подготовку финансовой отчетности по МСФО. Им подготовлена соответствующая нормативная документация, предусматривающая трансформацию отечественной финансовой отчетности банков в финансовую отчетность, составленную по МСФО.
Одновременно Банк России определил требования к аудиторским организациям при заключении с коммерческими банками договоров по аудиту финансовой отчетности, составленной по международным стандартам. Эти требования вступили в силу начиная с отчетности за 2005 год.
2. Рост рыночной капитализации.
Согласно мнению многих экспертов в области рынка ценных бумаг акции значительной части российских организаций недооценены по сравнению с акциями сопоставимых европейских компаний. Одним из главных объяснений этой ситуации является разница в применяемых стандартах финансовой отчетности.
Экономические факторы, сдерживающие внедрение МСФО
Перевод организаций на МСФО является дорогостоящим процессом. Основная часть расходов приходится на следующие направления, имеющие разный удельный вес:
1) оплата услуг аудиторов (консультантов);
2) затраты на переквалификацию кадров;
3) замена или модернизация программного обеспечения.
Рассмотрим эти направления затрат более подробно.
Издержки на услуги аудиторов (консультантов)
Одну из основных статей затрат денежных средств при переходе на МСФО составят расходы на оплату услуг аудиторов за аудит отчетности, составленной по МСФО, и оказание консультационных услуг по трансформации финансовой отчетности в соответствии с их положениями и требованиями. Значимость этой статьи затрат обусловлена тем, что в настоящее время в российских организациях остро ощущается нехватка квалифицированных кадров в области составления отчетности по МСФО. В связи с этим большинство организаций, не имея собственных кадров для выполнения таких работ и времени на их подготовку, будут привлекать аудиторов.
Оценивая эту статью затрат, следует иметь в виду, что затраты на оплату услуг аудиторов будут зависеть от различных факторов, в том числе чисто профессиональных (почасовая стоимость работ: чем крупнее компания и выше ее профессионализм, тем выше стоимость одного часа работы ее аудиторов) и, например, таких, как местоположение организации-заказчика, от которого зависят дополнительные затраты на проезд и проживание аудиторов.
В настоящее время услуги по составлению и трансформации финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО оказывает небольшое число, как правило, крупных аудиторских организаций, которые успели подготовить для этих целей высококвалифицированные кадры. Это в первую очередь крупнейшие международные компании "большой четверки" - Pricewaterhouse-Coopers, КPMG, Ernst&Young, Deloitte&Touche, на которые приходится "львиная" доля рынка, а также некоторые российские фирмы, добившиеся определенного международного признания и ставшие полноправными членами международных организаций: BKR Intercomaudit (Москва), Русаудит - Baker Tilly International, Топ-Аудит (RSM) и другие, являющиеся членами международных аудиторских сетей.
Издержки на программное обеспечение
В связи с переводом финансовой отчетности на МСФО у организации возникнет объективная необходимость перестройки всей системы электронного ведения бухгалтерского учета. Эта перестройка может быть осуществлена или на основе имеющегося программного обеспечения с помощью его модернизации, или на основе приобретения нового программного обеспечения.
Безусловно, первый путь потребует меньших первоначальных затрат. Однако следует иметь в виду, что он может оказаться малоэффективным, так как модернизация зачастую приводит к сбоям и ошибкам в работе программы, что может повлечь значительные затраты в долгосрочной перспективе на внесение в проведенные расчеты корректировок. При этом не удастся избежать затрат, обусловленных привлечением к проведению консультаций и обучению персонала организации специалистов, которые будут проводить модернизацию программного обеспечения.
Второй путь - внедрение нового программного обеспечения потребует существенных первоначальных финансовых затрат. На настоящий момент не известны готовые типовые разработки программного обеспечения, и поэтому в каждом конкретном случае необходимо создание индивидуальных программ, что всегда дорого. Внедрение таких программ потребует их увязки со всей системой программного обеспечения, действующей в организации, а также обучения персонала организации работе с новым программным обеспечением.
Издержки на сбор информации
Финансовая отчетность организаций, составленная по МСФО, отличается от отчетности, составленной по российским правилам (стандартам) бухгалтерского учета большим объемом и точностью раскрытия финансовой информации об организации.
Таким образом, любым организациям, составляющим финансовую отчетность согласно МСФО, необходимо будет закладывать в свой финансовый бюджет трансформационные издержки (как финансовые, так и временные). При этом дополнительные затраты на сбор информации будут возникать в обоих случаях - как при аутсорсинге, то есть составлении финансовой отчетности организации аудиторами или внешними консультантами, так и при ее подготовке силами сотрудников самой организации.
Данные затраты будут включать расходы времени и финансовых средств на сбор информации (рассылка информационных запросов по структурным подразделениям организации и ее дочерним организациям, их получение и обработка), проверку информации, прежде всего расходы на сверку информации между различными подразделениями (внутригрупповые расчеты).
Очевидно, что чем сложнее будет организационная структура организации, внедряющей МСФО, тем большими будут издержки на осуществление сбора и проверку информации. Наибольшие затраты организации понесут в течение периода внедрения МСФО, что обусловлено сложностью организации и адаптации оптимальной системы связи и коммуникаций между структурными подразделениями.
Кадровые ресурсы
Выше отмечалось, что в настоящее время число аудиторских организаций, оказывающих аудиторско-консультационные услуги по МСФО, весьма незначительно. Количество специалистов в их штате, способных самостоятельно сформировать и провести аудиторскую проверку финансовой отчетности, составленной по МСФО, или оказать соответствующие консультационные услуги, еще меньше.
Исходя из сложившейся ситуации, можно констатировать с достаточной степенью уверенности, что спрос на кадровые ресурсы, обеспечивающие проведение вышеуказанных работ, будет расти как со стороны аудиторских и консалтинговых организаций, так и со стороны организаций, внедряющих у себя МСФО. Это неизбежно приведет с одной стороны к повышению расходов заинтересованных организаций на поиск соответствующих специалистов, а с другой стороны - к необходимости высокой оплаты их труда.
Более того, поскольку система МСФО постоянно меняется, то специалисты, занимающиеся составлением отчетности согласно МСФО, должны на системной основе повышать свою квалификацию, что также потребует немалых затрат.
Роль профессиональных объединений
в организации подготовки кадров для внедрения МСФО
Как показывает международная практика, переход хозяйствующих субъектов на составление финансовой отчетности по МСФО может успешно осуществляться только при наличии специально подготовленных внешних и внутренних аудиторов, а также учетного персонала.
По отношению к внешним аудиторам эту проблему достаточно успешно решают три профессиональных объединения, аккредитованных при Минфине России:
1) НП "Аудиторская Палата России", членами которой являются ведущие высшие учебные заведения, например Финансовая академия при Правительстве РФ, Российская экономическая академия им. Г.А. Плеханова, Российская академия государственной службы при Президенте РФ;
2) НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России", который ведет подготовку специалистов по МСФО по программам АССА через сеть региональных учебных центров;
3) НП "Российская коллегия аудиторов". Она проводит занятия в основном по программам СИПА.
Работу по подготовке и добровольной сертификации кадров внутренних аудиторов и внутренних контролеров в области МСФО осуществляет по программам Института профессиональных финансовых менеджеров (Великобритания) Институт профессиональных финансовых менеджеров (Россия), который через 40 учебных центров проводит обучение специалистов с последующей сдачей квалификационных экзаменов независимым экзаменационным комиссиям. Специалистам, успешно сдавшим экзамены, Институтом профессиональных финансовых менеджеров (Великобритания) выдается диплом, подтверждающий уровень квалификации его обладателя.
Таким образом, можно констатировать, что процесс формирования в российских компаниях крупного и среднего бизнеса имеет долговременный устойчивый характер, поскольку для него имеются достаточные организационные и экономические предпосылки.
В то же время следует отметить, что скорость процесса внедрения требований МСФО в российскую учетную практику будет во многом определяться, во-первых, наличием доступного для всех заинтересованных пользователей официального перевода международных стандартов на русский язык и, во-вторых, формированием скоординированной системной подготовки и повышения квалификации заинтересованных специалистов через системы повышения квалификации саморегулируемых профессиональных организаций внешних аудиторов, внутренних аудиторов и контролеров, профессиональных бухгалтеров и других финансовых специалистов.
Б. Соколов,
председатель Методического совета ИПФМ (Россия),
член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России,
профессор
"Аудит и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720