Шпаргалка для жалобщика
Разногласия между предпринимателями и контролирующими органами разрешаются или при подаче жалобы в вышестоящие инстанции, или в судебном порядке. Если выступили на тернистый путь жалобщика, на что следует обратить внимание, чтобы не потратить впустую силы и время?
Предпринимательская деятельность изначально предусматривает контроль со стороны государства. К сожалению, не всегда действия контролеров бывают объективными, основанными на букве закона и здравом смысле. Поэтому права субъектов предпринимательской деятельности призван защитить Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля". Статья 13 данного закона закрепляет право юридического лица, индивидуального предпринимателя или их законного представителя обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формулировка "в соответствии с законодательством Российской Федерации" является достаточно широкой, поэтому процесс обжалования действий должностных лиц государственных и муниципальных органов определяется нормативными актами данных структур. В таблице в краткой форме приведен порядок подачи жалобы в вышестоящие инстанции некоторых контролирующих органов. Особенно актуальной эта процедура становится при обжаловании действий налоговых органов - ведь с 1 января 2009 года невозможно будет подать иск в суд без предварительного разбирательства в вышестоящей инстанции*(1).
Таблица
Порядок подачи жалобы в вышестоящий орган
N п/п | Орган, на который подается жалоба |
Основание для обжалования |
Установленный срок обжалования |
Форма подачи жалобы в вышестоящий орган |
Срок для принятия решения (ответа) |
1 | ФНС РФ | Главы 19 и 20 Налогового кодек- са РФ (часть пер- вая) |
В течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (если иное не предусмот- рено НК РФ). В течение 10 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении (глава 30 КоАП РФ). Порядок обжалования действий налоговых органов читайте в следующем номере |
В письменной форме соответствующему на- логовому органу или должностному лицу, если иное не пре- дусмотрено пунктом 3 статьи 139 НК РФ. |
Решение принимается одного месяца получе- ния жалобы. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней. |
2 | Пожарный надзор |
Приказ МЧС РФ от 2 октября 2007 г. N 517; Админист- ративный регла- мент по исполне- нию государствен- ной функции по надзору установ- ленных требований пожарной безопас- ности |
Сроки устанавлива- ются действующим законодательством Российской Федера- ции (п. 95 приказа МЧС РФ N 517), по административным правонарушениям в соответствии с главой 30 КоАП РФ. |
В письменном виде с соблюдением требова- ний пункта 95 приказа МЧС РФ N 517; подле- жит обязательной ре- гистрации в трехднев- ный срок. |
Письменная жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации. Возможно продление срока, но не более чем на 30 дней с уведомлением заявите- ля. |
3 | Роспотреб- надзор |
Статья 52 Феде- рального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О са- нитарно-эпидемио- логическом благо- получии населе- ния"; приказ Мин- здравсоцразвития РФ от 19 октября 2007 г. N 658; Административный регламент феде- ральной службы по надзору в сфере защиты прав пот- ребителей и бла- гополучия челове- ка |
Порядок обжалования установлен законо- дательством Россий- ской Федерации (п. 3 ст. 54 Закона N 52-ФЗ, п. 7.25 приказа N 658) |
В письменном виде в соответствии с зако- нодательством РФ. Подача жалоб не приостанавливает об- жалуемых действий, если их исполнение не приостанавливается решением суда. |
Письменная жалоба рассматривается за 30 дней со дня ее регистрации. Возможно продление срока с письменным уведомле- нием заявителя. |
4 | Ростехнад- зор |
Статья 11 Феде- рального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об ох- ране окружающей среды"; раздел XI приказа Ростех- надзора от 24 октября 2006 г. N 724 "Об утверж- дении регламента федеральной служ- бы по экологичес- кому, технологи- ческому и атом- ному надзору" |
Следует руководст- воваться нормами Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обра- щений граждан Рос- сийской Федерации". По административным правонарушениям - в соответствии с главой 30 КоАП РФ. |
Обращения граждан и организаций могут быть поданы в письменной форме, в форме электронных сообщений или личного обращения к должност- ному лицу во время приема граждан. |
Не более 30 дней с момента регистрации обращения. Рассматриваются в соответствии с Фе- деральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмот- рения обращений граж- дан Российской Феде- рации". |
5 | Федераль- ная служба по труду и занятости |
Статья 361 Трудо- вого кодекса РФ; раздел XI при- каза Роструда от 11 сентября 2007 г. N 211 "Об ут- верждении регла- мента федеральной службы по труду и занятости" |
Срок обжалования определяется в со- ответствии с зако- нодательством Рос- сийской Федерации (п. 11.1 приказа Роструда N 211). По административным правонарушениям - в соответствии с главой 30 КоАП РФ. |
Обращения граждан и организаций могут быть поданы в письменной форме, в форме электронных сообщений или личного обращения во время приема граждан. Порядок составления жалобы определен в пункте 11.4 приказа Роструда N 211. |
Обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней с даты их регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием зая- вителя о продлении срока рассмотрения. |
6 | ФСС РФ | Главы 19 и 20 Налогового ко- декса РФ (часть первая); постановление ФСС РФ от 21 мая 2008 г. N 110, от 7 апреля 2008 г. N 82 |
Определяется статьями 101.2, 139-141 НК РФ (см. пункт 1 табли- цы). |
||
7 | Пенсионный фонд РФ |
Глава VI Федера- льного закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пен- сионном страхова- нии в Российской Федерации" |
Срок обжалования должен быть указан в решении (ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ). Если решение обжалуется в судебном порядке, то его исполнение может быть приостановлено судом в соответствии с АПК РФ. |
В письменном виде. Если обжалуется реше- ние о взыскании не- доимки по страховым взносам, пеней и штрафов в вышестоящий орган, то действие решения приостанавли- вается. Копия заявления на- правляется в террито- риальный орган, реше- ние которого оспари- вается. |
Спорные вопросы рас- сматриваются органом страховщика в течение одного месяца со дня получения заявления. Ответ дается в пись- менной форме в тече- ние пяти рабочих дней. |
8 | Служба су- дебных приставов (ССП) |
Глава 18 Феде- рального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнитель- ном производстве" |
10 дней со дня вынесения постанов- ления, совершения действия, установ- ления факта без- действия должност- ного лица, либо когда лицо узнало или должно было узнать о таких фак- тах. |
Непосредственно выше- стоящему должностному лицу ССП или должнос- тному лицу, действия которого обжалуются. Далее в трехдневный срок такая жалоба должна быть переправ- лена вышестоящему должностному лицу ССП |
Жалоба, поданная в порядке подчиненнос- ти, рассматривается в течение 10 дней со дня ее поступления. Принятие судом заяв- ления об оспаривании постановления, дейст- вий (бездействия) должностного лица ССП приостанавливает рас- смотрение жалобы, по- данной в порядке под- чиненности. |
9 | ФМС МВД РФ | Статья 7 Федера- льного закона от 25 июля 2002 г. N 11-ФЗ "О пра- вовом положении иностранных гра- ждан в Российской Федерации"; раздел V приказа ФМС РФ от 19 марта 2008 г. N 64; пункт 48 постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 |
В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления о при- нятии решения при досудебном или су- дебном обжаловании отказа выдачи вре- менного разрешения на работу. Для организаций по административным правонарушениям в соответствии с главой 30 КоАП РФ. |
Письменное обращение в ФМС РФ или терри- ториальный орган. |
Не более 30 дней с момента регистрации в подразделении дело- производства соответ- ствующего органа. |
Предупрежден - значит вооружен
Порядок предъявления претензий в различные структуры имеет свои особенности, но все же есть единые критерии, которые следует соблюдать.
В первую очередь жалоба должна быть составлена на русском языке. В республиках она может составляться на государственном языке данной республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик (п. 1 ст. 16 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов РФ").
При составлении жалобы необходимо полно и достоверно указать сведения о лице (организация, предприниматель), подающем ее, то есть полное наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество уполномоченного должностного лица, адрес местонахождения (адрес, по которому должен быть направлен ответ), ОГРН, ИНН, место и дату составления и другие данные, позволяющие идентифицировать сторону, подающую жалобу. По возможности следует отразить дополнительные регистрационные номера, присвоенные по внутреннему регламенту органами, действия которых обжалуются, - это тоже поможет при идентификации. В этом случае вероятность получить отказ из-за недостаточной информации об источнике жалобы будет значительно меньше.
В самом документе необходимо точно указать должность, фамилию, имя и отчество сотрудника, должностного лица, чье решение или действие (бездействие) обжалуется (при наличии информации), или же реквизиты обжалуемого ненормативного акта. Далее излагается суть (обстоятельства) обжалуемого действия (бездействия), аргументы, на основании которых можно сделать вывод о нарушении прав и свобод или законных интересов заявителя. Или же указывается на то, что ему созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения.
К жалобе могут быть приложены копии документов и материалов (и их перечень). Обязательно следует указать должность заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому следует направить ответ.
Жалоба, поданная в письменном виде, не будет принята к рассмотрению, если содержит:
- нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу любого должностного лица, а также членов его семьи;
- текст письменного обращения, не поддающийся прочтению (ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес воспроизводимы);
- вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу на ранее полученные обращения, и при этом в данном обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
При обращении в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам необходимо руководствоваться порядком, установленным применительно к данному органу. Как правило, в его основе лежит Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке обращения граждан". Правда, законодатель четко не прописал возможность применения этого закона к деятельности организаций, но в большинстве случаев его нормы присутствуют во внутриведомственных регламентах и правилах рассмотрения жалоб.
Вполне естественно, что жалоба должна быть подписана уполномоченным должностным лицом.
Примерная форма жалобы в виде искового заявления приведена на стр. 77 (исковое заявление составлено с более поздними датами, так как указанная отчетность должна быть представлена в органы статистики 28 ноября 2008 г.).
В Бабушкинский районный суд
г. Москвы____________________
(наименование суда)
Истец:
Семен Семенович Занозов, генеральный директор
ООО "Рогалик",
ОГРН 1037716016545
129345, г. Москва, ул. Малыгина, д. 7
Тел. 472-11-22
Ответчик:
Московский Северо-Восточный окружной отдел
статистики
129301, г. Москва,
проспект Мира, д. 184, к.1, под. 4
Тел. 682-72-51
Исковое заявление
на неправомерные действия органа статистики
по наложению штрафа
Решением начальника Московского Северо-Восточного окружного отдела статистики Зинаиды Павловны Прицеповой N 255/ДС от 15 декабря 2008 г.
(Ф.И.О. должностного лица, обжалуемый документ, действие
(бездействие))
на меня был наложен штраф в размере 5000 рублей за нарушение сроков представления в органы статистики статистической информации по форме N 1-Т (проф) "Сведения о численности и потребности предприятий в работниках по профессиональным группам" ООО "Рогалик", 129345, г. Москва, ул. Малыгина, д. 7 по состоянию на 31 октября 2008 года и сроку представления 28 ноября 2008 года.
(указать основания наложения административного взыскания: за
искажение данных, нарушение сроков их представления)
Считаю действия руководителя статоргана неправомерными по следующим основаниям: данная отчетность была представлена ООО "Рогалик" по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. На момент вынесения решения подтверждающие документы находились у главного бухгалтера ООО "Рогалик" Н.А. Бессмертной, которая отсутствовала в связи с командировкой, о чем было доведено до сведения сотрудников статоргана. По прибытии из командировки указанного сотрудника ООО "Рогалик" готово было представить документы, подтверждающие факт отправки отчетности и представления ее по почте. Однако данные обстоятельства не были приняты во внимание.
____________________________________________________________________ _____
(указать основания и доказательства неправомерности действия при
наложении административного взыскания)
В соответствии с Законом РФ "Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности" от 13 мая 1992 г. N 2761-1
Прошу:
Признать решение начальника Московского Северо-Восточного окружного отдела статистики Зинаиды Павловны Прицеповой N 255/ДС от 15 декабря 2008 г. о наложении на меня штрафа недействительным.
Приложения:
1. Копия решения о наложении штрафа.
2. Копия описи вложения.
3. Копия уведомления о вручении почтового отправления органу статистики.
4. Копия приказа о командировании главного бухгалтера Н.А. Бессмертной.
5. Квитанция об уплате госпошлины.
"19" декабря 2008 г. Занозов С.С. Занозов
---------------
(Подпись)
Обжалование в соответствии с ГПК и КоАП
Обжалование в рамках гражданского производства осуществляется в соответствии с главой 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ "Гражданский процессуальный кодекс РФ".
Организация (гражданин) вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).
Обратиться можно непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности по месту нахождения организации (гражданина) или органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Суд вправе приостановить обжалуемое действие до вступления в законную силу решения суда. Рассмотрение претензии производится в течение 10 дней со дня ее поступления со всеми материалами по делу (п. 1 ст. 257 ГПК РФ).
Если же обжалуются постановления контролирующих органов об административных правонарушениях, то порядок определяется главой 30 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс об административных правонарушениях". Жалоба подается в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении. Подается она либо в суд, либо должностному лицу, которое вынесло постановление, либо непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы должно быть произведено в течение 10 дней со дня ее поступления со всеми материалами по делу (ст. 30.5 КоАП РФ).
А. Химичев,
ведущий эксперт ПБ
Это важно
Жалоба, поданная в письменном виде, не будет принята к рассмотрению, если содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу любого должностного лица, а также членов его семьи.
"Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об обжаловании действий налоговых органов в судебном порядке читайте в журнале "ПБ" N 4 за 2008 год на стр. 48.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.