Модели новой системы оплаты труда педагогических работников
дошкольных образовательных учреждений
В рамках проекта "Разработка и апробация моделей новой системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, соответствующих задачам увеличения охвата дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста, в условиях перехода к финансированию дошкольных образовательных учреждений по нормативному подушевому принципу" по направлению "Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования" задачи IV "Совершенствование экономических механизмов в сфере образования" федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в 2007 году была проведена разработка и апробация новых систем оплаты труда дошкольных образовательных учреждений. В проекте нашли отражение все существующие в настоящее время основные трактовки новой системы оплаты труда и определена их приемлемость для внедрения регионами в практику.
Разработка новой системы оплаты труда (НСОТ) педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - учреждения дошкольного образования), должна рассматриваться в двух аспектах: повышение уровня оплаты труда и совершенствование непосредственно системы оплаты труда.
Новая система оплаты труда работников учреждений дошкольного образования должна предусматривать значительное увеличение зависимости уровня оплаты труда от качества работы педагогов. В связи с этим на федеральном уровне необходимо пересматривать квалификационные требования по должностям педагогических работников, а также создавать и принимать профессиональные стандарты.
Профессиональные стандарты представляют собой совокупность нормативов, устанавливающих (помимо требований к наличию профессионального образования соответствующего уровня) требования к профессиональной подготовке и квалификации работника, необходимой для занятия должности педагогического работника, удостоверяемым дипломами, свидетельствами, сертификатами, которые предусматриваются в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Профессиональные стандарты определяют профессиональные требования к качеству и результативности работы педагога.
Наличие в каждой профессиональной квалификационной группе нескольких квалификационных уровней по должностям педагогов позволит молодым специалистам, показывающим отличные результаты работы, после прохождения аттестации и независимо от педагогического стажа получить более высокий квалификационный уровень и, соответственно, более высокую оплату труда. Это будет способствовать закреплению в учреждениях образования молодых кадров.
Значительное повышение уровня оплаты труда педагогических работников учреждений дошкольного образования должно рассматриваться как одна из приоритетных задач повышения качества дошкольного образования. Без установления минимального уровня оплаты труда воспитателей и иных педагогических работников, существенно (в разы) превышающего минимальный размер оплаты труда, нельзя говорить о надлежащей стимулирующей роли системы оплаты труда. Нынешняя ситуация, когда труд воспитателя оплачивается по 7-14 разряду (2 171 - 3949 руб., что составляет 94 - 171% минимального размера оплаты труда), не может быть признана нормальной и не должна воспроизводиться при новых системах оплаты труда.
Цели, задачи и принципы формирования новой системы оплаты труда
Основными целями введения НСОТ являются:
- повышение мотивации педагогических работников учреждений дошкольного образования к качественному труду;
- создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов посредством повышения общего уровня оплаты труда педагогических работников;
- расширение участия общественности в управлении образовательным учреждением.
Задачи, решаемые введением НСОТ:
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- обеспечение взаимосвязи между качеством педагогического труда и доходом педагога;
- значительное повышение заработной платы педагогических работников учреждений дошкольного образования;
- создание стимулов для повышения профессионального уровня работников и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс;
- привлечение и закрепление в образовательных учреждениях молодых кадров;
- экономическое стимулирование воспитательной работы и работы педагогов с родителями;
- институционализация участия гражданских институтов в материальном стимулировании педагогических работников учреждений дошкольного образования.
Дополнительной мерой решения данных задач может стать снижение норм рабочего времени воспитателей с 36 до 30 часов (в том числе путем установления методических дней), с тем чтобы время, высвободившееся от непосредственной работы с детьми в рамках 36-часовой рабочей недели, могло быть направлено на работу с родителями, участие в методических объединениях, повышение квалификации, самосовершенствование.
Такое снижение норм требует внесения изменений в Постановление Правительства РФ N 191*(1), однако может быть также реализовано и на уровне региона благодаря установлению в коллективных договорах соответствующих норм, регламентирующих рабочее время воспитателя.
Новая система оплаты труда работников образовательных учреждений базируется на следующих основных принципах:
- обязательность соблюдения норм трудового законодательства РФ и других законодательных и нормативных актов в области трудового права, включая учет продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, установленной Постановлением Правительства РФ N 191;
- самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников подведомственных учреждений в пределах их компетенции;
- обеспечение минимальных государственных гарантий оплаты труда работников образовательных учреждений;
- обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, особенностей в содержании и условий труда;
- материальное стимулирование повышения качества работы;
- стимулирование внедрения инновационных образовательных технологий;
- обеспечение участия школьных гражданских институтов в оценке качества труда педагогов.
Переход на новые условия оплаты труда работников образовательных учреждений будет связан с использованием следующих организационно-экономических механизмов (в отличие от принципов, обязательных для всех моделей новой системы оплаты труда, в различных моделях может быть использован различный набор механизмов):
- увеличение дифференциации оплаты труда учителей различной квалификации;
- изменение структуры заработной платы и принципов формирования базовой (тарифной) и стимулирующей частей;
- внедрение механизма связи заработной платы с качеством и результативностью труда, определение системы критериев и показателей для учета качества и результативности труда при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
- разделение фонда оплаты труда и зарплаты педагогических работников учреждений дошкольного образования на базовую и стимулирующую части;
- повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;
- использование системы поощрения за высокие результаты и качество выполнения работы, основанной преимущественно на применении индивидуальных надбавок стимулирующего характера, а также премирования за особые достижения в труде;
- регламентация системы повышающих коэффициентов для исчисления повышения ставок и доплат к должностным окладам работников образования;
- установление связи между заработной платой педагогических работников учреждений дошкольного образования и количеством воспитанников;
- учет в оплате труда всех видов деятельности педагогических работников учреждений дошкольного образования;
- определение гибкого механизма связи уровня стимулирующих надбавок с уровнем оценки труда педагога со стороны государства (аттестация педагогических кадров) и со стороны общества (гражданских институтов);
- модернизация системы аттестации педагогических работников учреждений дошкольного образования.
С целью формирования гибких социально-экономических подходов и обеспечения реализации стимулирующей функции НСОТ фонд оплаты труда (ФОТ) педагогических работников учреждений дошкольного образования определяется как состоящий из базовой (ФОТб) и стимулирующей (ФОТст) частей. При этом ФОТб должен составлять не более чем 75% ФОТ, а ФОТст - не менее 25% ФОТ. При наличии средств возможно последующее поэтапное изменение соотношения базовой и стимулирующей частей до 65% и 35%.
ФОТб предназначен для выплаты базовых окладов (тарифных ставок), обеспечивающих материальную компенсацию педагогическим работникам учреждений дошкольного образования за трудовые усилия, потраченные на качественное выполнение основных профессиональных функций, определенных квалификационными требованиями в рамках нормативов рабочего времени с учетом особенностей содержания и условий труда.
ФОТст обеспечивает поощрение педагогических работников учреждений дошкольного образования за эффективность труда и профессиональные достижения, влияющие на высокое качество работы учреждения и образовательных услуг в динамично меняющихся условиях модернизации системы образования.
Результативность деятельности учреждений дошкольного образования непосредственно связана с качеством труда педагогов. Ее оценка должна осуществляться с участием различных сторон образовательного процесса, поэтому необходимо передавать полномочия оценки качества гражданским институтам, органам государственно-общественного управления образовательным учреждением, включая полномочия по распределению стимулирующей части ФОТ.
Учет качества дошкольного образования при определении результативности труда педагогических работников учреждений дошкольного образования может также осуществляться на основе единых критериев, показателей и процедур, выработанных в региональных системах оценки качества образования.
Результаты внешней оценки качества имеют прямое отношение к увеличению базовой части ФОТ, так как служат основанием присвоения педагогу квалификационной категории. Они влияют и на аттестацию учреждения, в том числе с целью лицензирования, аккредитации, изменения его статуса (типа, вида). Учет внешней оценки качества может быть обеспечен установлением различных повышающих коэффициентов при начислении заработной платы педагогическим работникам.
Стимулирующая роль заработной платы возрастает также за счет введения стимулирующих выплат за качество и результаты труда. Стимулирование (повышение ставок, установление надбавок, премирование) осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами региона, муниципального образования, в которых в том числе могут учитываться:
- результаты аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, соблюдение лицензионных условий;
- физическое и психическое здоровье воспитанников (по результатам мониторинга);
- создание благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);
- участие образовательных учреждений в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и тому подобное;
- удовлетворенность родителей воспитанников качеством оказываемых образовательным учреждением услуг.
Конкретные размеры стимулирующих выплат и порядок выплаты определяются в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах.
Положение о размерах и порядке назначения стимулирующих выплат по результатам труда (положение о материальном стимулировании) по представлению руководителя учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации в обязательном порядке согласовывается с гражданским институтом - органом, обеспечивающим государственно-общественное управление образовательным учреждением. При принятии положения учитывается региональный опыт повышения ставок, установления доплат и надбавок за различные качественные показатели.
Модели новых систем оплаты труда
Исходя из действующего законодательства, регламентирующего трудовые отношения и вопросы оплаты труда, а также опыта регионов, внедряющих НСОТ, было разработано пять моделей НСОТ для педагогических работников образовательных учреждений дошкольного образования. Эти модели включают в себя вариативную (специфическую для каждой модели) и инвариантную (обязательную для всех моделей) часть. Вариативная часть моделей обеспечивает расчет базовой части заработной платы, а инвариантная - стимулирующей.
В рамках вариативной части предлагаются разработанные с учетом регионального и федерального опыта модели систем оплаты труда, в различной степени решающие задачи создания НСОТ, а также обеспечивающие выполнение предписаний действующего трудового законодательства об условиях оплаты труда педагогических работников.
Предлагаемые модели оплаты труда педагогических работников учреждений дошкольного образования основаны на следующих концептуальных идеях расчета базовой части заработной платы:
- учете качества работы - повышение уровня оплаты труда (включая его базовую часть) в зависимости от оценки качества работы педагога гражданскими институтами в сочетании с системой стимулирующих выплат, позволяющих более оперативно давать оценку результатам работы педагога. При этом в качестве минимального размера заработной платы педагогического работника определяется установленный Правительством РФ базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы соответствующей профессиональной квалификационной группы работников;
- совершенствовании ЕТС - модернизация ЕТС посредством установления научно обоснованных тарифных коэффициентов, обеспечивающих надлежащее материальное стимулирование педагогических работников и повышение уровня оплаты их труда, в сочетании с системой надбавок, обеспечивающих учет качества работы с включением в оценку качества гражданских институтов. В рамках данной модели дифференциация оплаты труда педагогических работников учреждений дошкольного образования достигается за счет стимулирования повышения квалификации в тарифной части заработной платы и оценке качества работы педагога гражданскими институтами за счет надтарифной (стимулирующей) части оплаты труда;
- использовании подушевых принципов и учете результативности работы - повышение уровня оплаты труда с учетом результативности работы, включая наполняемость групп. Результативность работы педагогических работников оценивается гражданскими институтами и определяется исходя из объективных показателей, в том числе наполняемости групп;
- отраслевой системе оплаты труда, разработанной Минобразованием. Система основана на использовании базовых размеров ставок, дифференцированных по уровню профессионального образования работников, стажевых групп и учете результатов аттестации;
- использовании базовой единицы и набора коэффициентов. Эта система апробирована в Санкт-Петербурге и с учетом ее модернизации, в том числе путем добавления в нее инвариантной части, также может быть рекомендована для использования регионами.
Показатель | В настоящее время |
Модель НСОТ | ||||
Оценка качества |
Совершенство- вание ЕТС |
Подушевая | Отраслевая | Базовая единица |
||
Оклад начинающего педагога, руб. |
2 171 | 4 485 | 7 176 | 6 689 | 6 892 | 6 892,8 |
Рост зарплаты | - | 2,1 | 3,3 | 3,1 | 3,2 | 3,2 |
Оклад педагога высшей квалифика- ции, руб. |
3 949 | 10 350 | 16 473 | 8 026,8 | 13 233 | 10 338,8 |
Рост зарплаты | - | 2,6 | 4,2 | 2,0 | 3,4 | 2,6 |
Дифференциация в оплате труда |
1,8 | 2,3 | 2,3 | 1,2 | 1,9 | 1,5 |
Как показала апробация, модели НСОТ обеспечивают различный рост уровня заработной платы педагогических работников (мы рассматриваем только уровень роста базовой части, так как стимулирующая часть зависит от оценки качества работы гражданским институтом и не может быть предсказана исходя из уровня квалификации работника). Расчеты проводились по состоянию на конец 2007 года исходя из параметров Единой тарифной сетки и не учитывают регионального повышения оплаты труда, размеров инфляции и роста минимального размера оплаты труда в 2008 году.
Наибольший рост базовой части оплаты труда педагогов обеспечивают модель оценки качества и отраслевая модель. Наименьший рост, причем как для начинающих педагогов, так и для обладающих высокой квалификацией, при нормальной наполняемости групп влечет подушевая модель оплаты труда. В подушевой модели минимален разрыв между уровнем оплаты труда работников разной квалификации. Наибольшую дифференциацию в уровне оплаты труда в зависимости от квалификации педагогов (2,3 - 2,4 раза) обеспечивают модели оценки качества и совершенствования ЕТС.
Выбор модели связан с необходимостью определения предпочтений: что необходимо прежде всего - стимулировать оплату труда опытных педагогов (и, следовательно, увеличивать дифференциацию в оплате труда) или содействовать привлечению молодых специалистов.
Как показала апробация, работники дошкольных образовательных учреждений и органов управления образованием ставят на первое место повышение общего уровня оплаты труда и не считают желательным увеличение дифференциации базовых окладов. Это связано прежде всего с недостойно низким уровнем оплаты труда, не обеспечивающим притока молодых специалистов и обновления кадров в дошкольных учреждениях.
Инвариантная часть моделей системы оплаты труда педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обеспечивает реализацию принципов материального стимулирования повышения качества работы, стимулирования внедрения инновационных образовательных технологий и обязательности участия общественности в управлении учреждением - посредством регламентации распределения стимулирующего фонда оплаты труда учреждения. Такая регламентация осуществляется с обязательным для всех моделей использованием предлагаемых форматов и регламентов работы гражданских институтов, с участием которых будут распределяться стимулирующие надбавки для педагогических работников учреждений дошкольного образования. Рассмотрим примерный регламент и возможные форматы участия общественности в распределении стимулирующей части ФОТ.
Учет результатов независимой оценки качества работы педагогических работников учреждений дошкольного образования со стороны гражданского института является обязательным элементом распределения стимулирующей части ФОТ. В основу независимой оценки качества и результатов работы педагогов должен быть положен принцип продуктивности: любая образовательная деятельность воплощается в конкретном продукте. Это могут быть (в зависимости от содержания, методов, этапа работы педагога):
- результаты текущего мониторинга различных аспектов развития воспитанников, включая состояние их здоровья;
- результаты творческой деятельности детей;
- результаты проектно-исследовательской, инновационной работы педагога;
- презентации, творческие отчеты, портфолио;
- программно-методические разработки;
- инициирование образовательных событий и другое.
Независимость оценки качества и результатов работы педагогических работников обеспечивается посредством включения гражданских институтов в систему аттестации педагогов учреждений дошкольного образования и получения объективной общественно-государственной оценки качества работы педагога.
Гражданскими институтами, включаемыми в систему оценки качества и результатов работы педагогических работников учреждений дошкольного образования и участвующими в распределении стимулирующих выплат, могут быть в небольших учреждениях родительские комитеты или советы учреждения с обязательным включением в них представителей родителей воспитанников. При этом обязательным также является включение в состав родительского комитета представителей общественности. Для более крупных учреждений возможно (а для учреждений с контингентом воспитанников более 150 обязательно) создание попечительских или управляющих советов.
Участие попечительского (управляющего) совета учреждения (для учреждений, где такие органы общественно-государственного управления не созданы, - родительского комитета) в распределении стимулирующего фонда оплаты труда обязательно. Названные гражданские институты (попечительский, управляющий совет, родительский комитет с включением общественности, совет учреждения с участием родителей и общественности) будем именовать Советом. Здесь обязательным является изменение устава учреждения в части регламентации деятельности данного гражданского института и встраивания его в систему управления образовательным учреждением. Также изменения вносятся в коллективный договор.
Первая задача Совета для обеспечения эффективного участия в распределении стимулирующего фонда - построение общей модели, учитывающей поощрение как за результаты в уже отлаженных процессах деятельности педагога, так и за разработку инновационных решений с учетом специфических задач, стоящих перед образовательным учреждением в конкретной социально-культурной среде, и с учетом местных социально-экономических условий.
Здесь необходимо с учетом специфики учебного заведения искать разумный баланс между двумя принципиально различными подходами к мотивации: инвестиции в инновации, то есть в будущее, или вознаграждение за прошлые заслуги. Только после этого становится возможным формирование набора критериев и размеров стимулирующих выплат. Рекомендуется использовать премирование в качестве вознаграждения за прошлые заслуги работников. Только в отдельных случаях, при стабильно высоком уровне достижений, имеет смысл установить надбавку за высокое качество работы. А вот для стимулирования инновационной деятельности, освоения педагогами и внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий необходимо назначить на определенный срок надбавки из стимулирующего фонда. Обязательные стимулирующие надбавки утверждаются на заседании Совета, как правило, в начале учебного года по представлению руководителя учреждения.
Также необходимо разрешить объективные противоречия между различными составляющими образования (знания, общее развитие, здоровье ребенка, комфортность пребывания и так далее), являющимися значимыми с позиции различных участников образовательного процесса. Эти противоречия могут быть сняты только в ходе реального диалога позиций - и, как показывает практика, динамичного поиска компромисса, удовлетворяющего всех участников. В его процессе происходит уточнение, развитие собственной позиции, а также нахождение пересечений, точек соприкосновения сторон. Тем самым у родителей появляются условия для формулирования непротиворечивого запроса к образовательному учреждению.
Инновации часто реализуются в проектном режиме - под инновационную идею формируется команда, которая представляет общественности, педагогическому коллективу и администрации учреждения свою разработку в виде проекта. В случае поддержки участниками образовательного процесса данной идеи Совет имеет право выделить из стимулирующего фонда определенные средства на материальную поддержку внедрения проекта в практику. Оптимальным является наличие внебюджетного фонда инновационного развития Совета для обеспечения финансирования в рамках проекта необходимых материальных затрат, то есть формирование полного бюджета проекта. Бюджетом проекта в этом случае должен управлять его руководитель. Контроль за реализацией проекта осуществляется Советом. Средства на формирование фонда инновационного развития привлекаются за счет доходов от приносящей доход деятельности учреждения, включая добровольные пожертвования от физических и юридических лиц.
Определять размер премирования педагогических работников за качество работы в учреждении рекомендуется на балльной основе. По сумме баллов могут быть определены группы качества педагогических работников учреждений дошкольного образования и размеры премирования. Другой вариант - фиксированный уровень выплат (в процентах к окладу или в абсолютном выражении) за конкретные достижения. Сумма достижений педагога тем самым трансформируется в стимулирующую выплату в виде премии или надбавки.
В любом случае в положении о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда (или положении о материальном стимулировании) учреждения заблаговременно должны быть обозначены четкие и измеримые критерии оценки достижений педагога, порядок их рассмотрения и принятия решения Советом.
Целесообразно создать специальную комиссию Совета (особенно если учреждение крупное). Также определяются процедуры сбора данных по показателям деятельности каждого педагога, основные среди которых следующие:
- экспресс-опросы и анкетирование родителей;
- экспертные работы общественности на открытых мероприятиях педагога;
- составление рейтинговых шкал портфолио педагога.
Администрация учреждения тоже представляет в комиссию информацию по показателям за прошедший период, отражающим качественные результаты труда.
Комиссия организует проведение независимых рейтинговых процедур, мониторинга различных аспектов учебно-воспитательного процесса, анкетирование родителей и, возможно, опрос воспитанников (хотя с учетом возраста детей данную форму следует использовать крайне осторожно, с обязательным привлечением психолога). Комиссия на основе методики выносит решение о назначении по итогам установленного периода (четверть, полугодие, год) формы и размера материального стимулирования педагогических работников (премирования работников) за качественные показатели труда и за конкретные достижения.
В разработку критериев и показателей качества труда педагогических работников и методики определения размеров стимулирующих выплат кроме членов Совета рекомендуется вовлекать и представителей профсоюзов, методических объединений.
Следует обратить особое внимание на то, что формат участия общественности (Совета и профсоюзов) в гражданской оценке и стимулировании труда педагогических работников учреждений дошкольного образования не должен дублировать функций аттестации работников образования со стороны государства. Участие родителей в оценке качества работы педагога необходимо для обеспечения качественного образования и способствует трансформации учреждения в открытую образовательную систему.
В то же время участие общественности строится с позиции потребительской, клиентской оценки, которая реализует право общественности (как заинтересованной стороны договора) на получение качественной образовательной услуги в соответствии с обязательствами педагогов как профессиональной группы перед потребителями. В связи с этим общественная оценка должна использовать не узкие профессиональные критерии, а опираться на критерии общественного мнения - интегративные показатели удовлетворенности, признания полезности при оценке качества и результативности труда педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Общественная оценка в целях защиты профессиональных прав педагогов (в том числе во взаимоотношениях с администрацией учреждения) должна дополняться участием представителей профсоюзов.
Также следует быть готовым к тому, что участие общественности в распределении стимулирующей части ФОТ, гибком регулировании оплаты труда педагогов в случае неформального подхода неизбежно окажет влияние на образовательную программу учреждения. Иными словами, тем самым общественность включается в управление реализацией образовательной программы учреждения.
Критерии оценки развития ребенка должны учитывать его возраст, а также динамику изменения соответствующих показателей. Так, например, существует система показателей развития ребенка раннего возраста (от одного года до трех лет), куда включаются показатели общей моторики, тонкой моторики, когнитивного развития, навыков поведения, самообслуживания, социально-эмоционального развития, игры. Выявляя результативность работы воспитателя (педагогическая диагностика), необходимо учитывать, что на развитие ребенка оказывает влияние семья, а также принимать во внимание психофизиологическое состояние самого ребенка. При этом воспитатель должен знать психические и физические особенности каждого ребенка группы и ориентироваться в своей работе на них.
Диагностика должна базироваться в большей степени на определении динамики развития ребенка. Форматом информации о ребенке могут быть карты наблюдения, личностная диагностика, карта развития (описание, сочинение о ребенке). Параметры результативности работы воспитателей - сочетание внутреннего формата (психологическое, физическое здоровье ребенка, его участие в разного рода занятиях, интеллектуальное развитие, коммуникативные способности, участие в игровой деятельности) и оценки родителей.
К результатам дошкольного образования относятся:
- показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и так далее;
- уровень готовности ребенка к школе, что является основанием преемственности образования и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования;
- знания, умения и навыки, полученные ребенком в рамках образовательной программы.
Приведем возможные критерии оценки педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
- высокие достижения в развитии способностей детей (интеллектуальных, творческих, физических и так далее);
- формирование толерантности детей, способностей к социальной адаптации;
- включение (интеграция) родителей в образовательный процесс;
- сохранение здоровья воспитанников (снижение заболеваемости, организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся, и другое);
- использование в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий;
- организация работы с детьми с отклонениями в развитии;
- достижение высоких результатов в воспитательной работе;
- участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы в рамках выполнения федеральных, региональных, муниципальных и иных утвержденных программ;
- внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование инновационных и (или) авторских программ в учебно-воспитательной работе;
- участие педагога в методической работе (конференциях, семинарах, методических объединениях);
- организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья воспитанников;
- организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения у воспитанников, родителей, общественности;
- снижение (отсутствие) пропусков без уважительной причины;
- отсутствие обоснованных обращений родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень решения конфликтных ситуаций;
- образцовое содержание групповых помещений;
- высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел и так далее).
Обязательным условием премирования является отсутствие существенных замечаний по качеству и своевременности выполнения работниками каждого показателя премирования. К существенным замечаниям относятся нарушения устава образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, коллективного договора, других локальных актов, за которые работник получил взыскания в течение учебного года. В этом случае он исключается из числа премируемых по итогам работы за учебный год (или премиальный период, в котором на него было наложено взыскание).
Эффективность включения гражданских институтов в управление образовательным учреждением обеспечивается расширением объектов наблюдения. Параллельно с включением гражданских институтов в распределение стимулирующих надбавок для педагогических работников учреждений необходимо предоставление полномочий по участию в следующих процедурах:
- лицензирования образовательных учреждений;
- аттестации образовательных учреждений;
- аттестации администраций образовательных учреждений;
- аттестации педагогических работников образовательных учреждений.
Лицензирование и аттестация образовательных учреждений дошкольного образования должны проходить с обязательным участием представителей общественности.
Формами участия общественности в лицензировании и аттестации образовательных учреждений являются:
- представительство в экспертных комиссиях по лицензированию и аттестации;
- общественный контроль за соблюдением образовательными учреждениями условий, предусмотренных лицензией.
Рекомендации Минобрнауки и Минздравсоцразвития
В отличие от НСОТ, предлагаемой для общеобразовательных учреждений, Минобрнауки не стало предлагать к внедрению в дошкольных образовательных учреждениях подушевую систему оплаты труда. Письмом Минобрнауки РФ от 31.03.2008 N 03-599 "О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда" была доведена модельная методика, включающая механизмы формирования фонда оплаты труда образовательного учреждения, распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения, формирование централизованного фонда стимулирования руководителей дошкольных образовательных учреждений, описание базовой и специальной части фонда оплаты труда, распределение стимулирующей части фонда оплаты труда ДОУ, расчет заработной платы руководителя ДОУ.
Общую часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс, предложено определять путем суммирования общей части заработной платы каждого педагога: ФОТо = SUMФОТоп, где ФОТоп - общая часть заработной платы педагога.
При этом общая часть заработной платы педагога рассчитывается исходя из величины базового оклада (в соответствии со ст. 144 ТК РФ) с учетом повышающих коэффициентов, определяющих уровень образования, стаж педагогической работы и уровень квалификации, по следующей формуле:
ФОТоп = БО x (Ко + Кс + Кк), где:
БО - величина базового оклада в соответствии с Единой тарифной сеткой;
Ко - коэффициент, учитывающий уровень образования;
Кс - коэффициент, учитывающий стаж педагогической работы;
Кк - коэффициент, учитывающий уровень квалификации педагога.
Величина повышающих коэффициентов устанавливается самим дошкольным образовательным учреждением.
Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения, приводимая в письме, включает в себя только поощрительные выплаты по результатам труда (премии). При этом в практической работе могут быть использованы следующие условия премирования.
Наименование должности |
Основание премирования |
Педагогические работники | Общие показатели уровня развития воспитанников дошкольного образовате- льного учреждения по результатам мониторинга реализации основной обще- образовательной программы дошкольного образования; достижение воспитанниками более высоких показателей развития в сравне- нии с предыдущим периодом; низкий по сравнению с муниципальным уровень заболеваемости воспитанни- ков; организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях, каби- нетах специалистов, музыкальном и спортивном залах, игротеках; взаимодействие с семьями воспитанников, отсутствие конфликтных ситуа- ций; своевременное и качественное оформление документации (план воспитате- льно-образовательной работы, табель посещаемости воспитанников, табель закаливающих процедур, протоколы родительских собраний и так далее); другие |
Заместители руководителей по методической работе (старшие воспитатели) |
Организация работы методического кабинета; высокий уровень методической работы по повышению профессиональной ква- лификации педагогов ДОУ; разнообразие форм методической работы с кадрами, их эффективность; высокий уровень организации и контроля (мониторинга) воспитательно-об- разовательного процесса; качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении школой (экспертно-методический совет, педагогический совет, попечительский совет и так далее); высокий уровень организации аттестации педагогических работников ДОУ; поддержание благоприятного психологического климата в коллективе; уровень оформления методической документации (образовательная програм- ма ДОУ, годовой план воспитательно-образовательной работы, программа развития ДОУ, материалы оперативного и тематического контроля и так далее); другие |
Заместитель руководителя по АХЧ |
Обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях ДОУ; обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, ох- раны труда в помещениях и на территории ДОУ; обеспечение контроля за подготовкой и организацией ремонтных работ; другие |
Работники бухгалтерии | Своевременное и качественное представление отчетности; разработка новых программ, положений, подготовка экономических расче- тов; качественное ведение документации |
Педагог-психолог, социаль- ный педагог |
Результативность коррекционно-развивающей работы с воспитанниками; своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля; другие |
Медицинский персонал | Обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях ДОУ; контроль за состоянием здоровья воспитанников; проведение профилактических мероприятий (прививки, организация и конт- роль за проведением закаливания); организация качественного питания воспитанников; оформление тематических выставок для педагогов ДОУ и родителей воспи- танников; другие |
Обслуживающий персонал (по- мощники воспитателя, убор- щики служебных помещений, дворник, рабочий по зданию и другие) |
Проведение генеральных уборок; содержание помещений и территории ДОУ в соответствии с требованиями СанПиН, качественная уборка помещений; оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок; для помощников воспитателей - помощь воспитателю в организации воспи- тательно-образовательного процесса; участие в общих мероприятиях дошкольного образовательного учреждения (подготовка и проведение праздников, конкурсов и так далее); другие |
В последнее время федеральными органами власти принимаются различные документы, содержащие рекомендации по переходу на новые системы оплаты труда. Так, в частности, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 425н были утверждены Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений. Примерные положения предложено разрабатывать на основе действующего законодательства, а также нормативных правовых актов Минздравсоцразвития, список которых приведен в приложении к данным рекомендациям. При этом обращено внимание на необходимость учета Федерального закона N 91-ФЗ*(2), которым минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4 330 руб. с 1 января 2009 года.
Минздравсоцразвития предложило следующую структуру и содержание примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений:
1. Общие положения.
2. Порядок и условия оплаты труда.
3. Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера.
4. Другие вопросы оплаты труда либо заключительные положения.
В рекомендациях предлагается формировать систему оплаты труда на основе установления минимальных окладов (ставок) по соответствующим профессионально-квалификационным группам (ПКГ) и повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по занимаемым должностям. Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ (повышающие коэффициенты к окладу по занимаемым должностям) рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание бюджетных учреждений. Указанные должности должны соответствовать уставным целям федеральных бюджетных учреждений и содержаться в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
Дифференциация типовых должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, работе по соответствующей профессии или специальности.
Повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.
А. Вифлеемский,
д.э.н.,
директор Нижегородского центра экономики образования
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
*(2) Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"