Финансово-экономическая деятельность военных организаций.
Каждой воинской части по кассовому аппарату?
С 1 июня 2008 г. может прекратить свое действие бланк строгой отчетности - квитанция (форма N 10) (код по ОКУД 0504510), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" от 10 февраля 2006 г. N 25н (Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" от 27 августа 2007 г. N 542"). Данный бланк является формой строгой отчетности и предназначен для оформления приема наличных денежных средств от физических лиц в оплату товаров (работ, услуг) без применения контрольно-кассовых машин как непосредственно в кассу военного учреждения, так и уполномоченными учреждением в установленном порядке лицами.
У Министерства обороны Российской Федерации для обеспечения отраслевой деятельности бюджетных учреждений после указанного срока есть три основных пути решения проблемы организации приема наличных денег от физических лиц в оплату товаров (работ, услуг):
1. Разработать и утвердить в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171) новый специализированный бланк строгой отчетности, заменяющий чек контрольно-кассовой машины.
2. Установить, что наличные деньги от населения и юридических лиц принимаются в кассу военного учреждения только с использованием контрольно-кассовой машины.
3. Реализацию товаров (работ, услуг) производить безналичным порядком.
Третий путь значительно увеличит временные затраты по соответствующим операциям как у работников финансового органа военного учреждения, которым необходимо будет оформить счета к оплате, так и у клиентов, которым необходимо будет оплатить данные счета через одно из кредитных учреждений. Такой способ оплаты применяется, как правило, только при оплате периодически предоставляемых услуг, например: оплата за содержание детей военнослужащих в ведомственных детских дошкольных учреждениях, платежи за предоставляемые коммунальные услуги квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны Российской Федерации.
Второй путь является общепризнанным в гражданском секторе экономики. Однако в Министерстве обороны Российской Федерации он потребует значительных затрат бюджетных средств на закупку и установку контрольно-кассовых машин в каждое военное учреждение. Причем оборудовать контрольно-кассовым аппаратом придется каждое рабочее место, где осуществляется прием наличных денег от физических лиц в оплату товаров (работ, услуг).
Первый путь характерен для воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, имеет исторически сложившуюся организацию обеспечения, хранения, использования и списания бланков строгой отчетности, заменяющих чеки контрольно-кассовых машин. Однако чтобы использовать этот опыт, соответствующим органам Министерства обороны Российской Федерации необходимо разработать и утвердить в Министерстве финансов Российской Федерации новую форму специализированного бланка. Организация приема наличных денег от физических лиц во всех бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации уже была поставлена под угрозу исключения из правового поля, так как изначально бланк строгой отчетности - квитанция (форма N 10) должен был прекратить свое действие 1 сентября 2007 г. (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 2007 г. N 02-14-10а/951), а взамен ему в военные учреждения новая форма бланка не поступала. В связи со сложившейся ситуацией Правительство Российской Федерации продлило срок действия квитанции (форма N 10) до 1 июня 2008 г. (Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" от 27 августа 2007 г. N 542).
Некоторые специалисты предлагают воспользоваться организацией документооборота приема денег от физических лиц, используемой во внутренних войсках МВД России. Так, при реализации товаров (работ, услуг) финансовый орган воинской части внутренних войск МВД России в момент приема денег в кассу оформляет только приходный кассовый ордер, а на руки физическому лицу выдается лишь корешок приходного кассового ордера. Однако мы считаем, что такая организация приема денег от физических лиц не обеспечивает их сохранности и является нарушением требований нормативных правовых актов, регламентирующих данный вопрос хозяйственной деятельности, а именно:
- ст. 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ;
- Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171;
- п. 94 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н;
- п. 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40.
Такой позиции придерживаются и органы военной прокуратуры. Так, Московской городской военной прокуратурой в 2007 г. в поднадзорных воинских частях внутренних войск МВД России выявлено более 170 случаев нарушения федерального законодательства при оформлении приема в кассу наличных денежных средств от физических лиц в оплату услуг без применения контрольно-кассовых машин, за что соответствующие должностные лица привлечены к ответственности, а в отношении юридических лиц были возбуждены дела об административных правонарушениях по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.
По нашему мнению, именно первый путь является наиболее приемлемым для военных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Но в сложившейся ситуации до введения новой формы специализированного бланка нам представляется, что использование контрольно-кассовых машин является единственным законным способом приема в кассу военного учреждения наличных денежных средств от физических лиц при реализации товаров (работ, услуг). Поэтому начальникам финансовых органов воинских частей необходимо изыскать соответствующие средства на приобретение, регистрацию и установку контрольно-кассовых машин.
Порядок работы с контрольно-кассовой техникой
В связи с тем что в военные учреждения Министерства обороны Российской Федерации пока не поступали новые специализированные бланки строгой отчетности взамен квитанции (форма N 10), финансовым работникам необходимо изучить порядок работы с кассовыми аппаратами.
При осуществлении наличных денежных расчетов на территории Российской Федерации применяются только модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр, который подлежит официальному опубликованию в установленном порядке (Правила ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, а также требования к его структуре и составу сведений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 39). Информация о включенных в Государственный реестр моделях контрольно-кассовой техники размещена на сайте www.rosprom.gov.ru.
Пользователь кассового аппарата должен самостоятельно отслеживать все изменения в Государственном реестре. В этой связи напомним, что официальная публикация документальных актов Федерального агентства по промышленности (которое ведет данный реестр), не нуждающихся в государственной регистрации, осуществляется в газете "Еженедельник промышленного роста".
Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом, контрольно-кассовая техника, применяемая организациями, должна:
- быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;
- быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
- иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
- обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
- обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, отображать ее на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- эксплуатироваться в фискальном режиме;
- регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
- соответствовать образцу, представленному в Федеральное агентство по промышленности при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;
- иметь паспорт установленного образца;
- иметь идентификационный знак установленного образца;
- иметь эксплуатационную документацию;
- иметь знаки "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание" установленного образца.
На военное учреждение - пользователя контрольно-кассовой техники возлагается обязанность по хранению документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, контрольных лент, накопителей фискальной памяти и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, которые должны храниться не менее пяти лет с даты окончания их использования.
Для регистрации контрольно-кассовой машины военное учреждение обязано представить в налоговый орган заявление о регистрации контрольно-кассовой техники. Заявление о регистрации кассового аппарата, подлежащего применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой машины и договор о ее технической поддержке, заключенный между военным учреждением и поставщиком (центром технического обслуживания).
При регистрации могут потребоваться дополнительные документы и сведения, например:
- доверенность на право регистрации кассового аппарата в налоговом органе, оформленная в установленном порядке, если документы на регистрацию подает не руководитель военного учреждения, а иное лицо, а также документ, удостоверяющий личность;
- прошнурованные, пронумерованные, скрепленные подписью и печатью журнал кассира-операциониста и журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ. Налоговый инспектор заверяет эти журналы подписью, штампом налогового органа и ставит дату фискализации контрольно-кассовой техники;
- свидетельство на право собственности помещения, где будет установлен кассовый аппарат, либо иные документы, подтверждающие право пользования помещением.
В любом случае необходимый перечень документов лучше уточнить в налоговой инспекции по месту постановки военного учреждения на учет.
Налоговый орган не позднее пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники. Одновременно с регистрацией военному учреждению выдается карточка регистрации контрольно-кассовой техники, а также возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению. О регистрации контрольно-кассовой техники делается отметка в паспорте контрольно-кассовой машины, которая заверяется печатью налогового органа.
Обратите внимание, что процедура регистрации контрольно-кассовых машин в каждом субъекте Российской Федерации имеет свои особенности, поэтому военным учреждениям при постановке на учет кассовых аппаратов рекомендуется руководствоваться нормативными правовыми актами управления Федеральной налоговой службы по месту дислокации (например, налоговые органы Москвы осуществляют регистрацию контрольно-кассовой техники в соответствии с правилами, установленными Порядком регистрации, перерегистрации и снятия с учета контрольно-кассовой техники в налоговых органах г. Москвы (утверждены приказом УМНС России по г. Москве от 29 июня 2004 г. N 189).
Невыполнение требований, предъявляемых к установке и регистрации контрольно-кассовой техники, может привести к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в следующих случаях:
- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование контрольно-кассовой техники без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование кассового аппарата, у которого отсутствует пломба либо который имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- указание в чеке суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом) (п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 16, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 марта 2007 г. N А68-6569/06-357/10);
- использование контрольно-кассовой техники, не включенной в Государственный реестр (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 16).
При осуществлении военным учреждением операций с применением контрольно-кассовой техники необходимо использовать унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением (утверждены постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" от 25 декабря 1998 г. N 132):
1. Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма N КМ-1).
2. Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма N КМ-2).
3. Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3).
4. Журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4).
5. Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5).
6. Справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6).
7. Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма N КМ-7).
8. Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8).
9. Акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма N КМ-9).
Отсутствие вышеуказанных документов при налоговой проверке может быть расценено как грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения и является основанием для привлечения к налоговой ответственности по ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
При работе с контрольно-кассовой машиной военным учреждением должны соблюдаться следующие правила. Перед началом работы на контрольно-кассовой технике кассир-операционист совместно с начальником финансового органа (или с соответствующим должностным лицом, назначенным приказом руководителя военного учреждения) снимают показания счетчиков кассового аппарата, сверяют их с показаниями, записанными в журнале кассира-операциониста за предыдущий день, заверяют своими подписями и подготавливают машину к работе.
В процессе работы на контрольно-кассовой машине кассир-операционист должен строго соблюдать правила расчетов. В случае допущения ошибки при вводе суммы кассир-операционист составляет акт по неиспользованным чекам в конце рабочего дня. В случае возврата денежных средств покупателям по возвращенным ими и подписанным руководством чекам кассиром-операционистом совместно с соответствующим должностным лицом в конце рабочего дня составляется акт формы N КМ-3 о возврате денежных сумм по неиспользованным чекам. Сами чеки при этом погашаются, наклеиваются кассиром на лист бумаги и вместе с актом сдаются в финансовый орган. Суммы их вместе с напечатанными за день нулевыми чеками отражаются в журнале кассира-операциониста.
При закрытии каждой смены снимаются показания данных фискальной памяти кассового аппарата (распечатывается Z-отчет). На их основании заполняется справка-отчет кассира-операциониста. Она составляется в одном экземпляре ежедневно. В ней, в частности, отражаются данные фискальной памяти на начало и на окончание смены. По ним, за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям (клиентам) и по неиспользованным кассовым чекам, определяется выручка.
Отчет подписывает кассир-операционист и вместе с выручкой сдает по приходному кассовому ордеру (форма N КО-1) кассиру. Кассир при приеме и оприходовании денег по кассе также ставит подписи в отчете. Рекомендуется подкалывать Z-отчет к соответствующей справке-отчету кассира-операциониста.
После снятия значений данных фискальной памяти и проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста. Этот документ применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждому кассовому аппарату военного учреждения и является контрольно-регистрационным документом показаний контрольно-кассовой машины.
Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и начальника финансового органа военного учреждения и печатью. Все записи в журнале кассир-операционист ведет ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Вносимые исправления оговариваются и заверяются подписями кассира-операциониста, руководителя и начальника финансового органа военного учреждения.
При расхождении результатов сумм на контрольной ленте (Z-отчете) и выручки выясняется причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала.
Военное учреждение может использовать не один, а несколько кассовых аппаратов. Тогда старший кассир на основании всех полученных отчетов составляет сводный отчет - сведения о данных фискальной памяти. В нем по данным фискальной памяти на начало и на окончание работы по каждой контрольно-кассовой машине рассчитывается выручка, в том числе с распределением ее по отделам (местам приема наличных денег). Это подтверждается подписями назначенных должностных лиц структурных подразделений военного учреждения (руководителей, старших специалистов и др.). В конце таблицы подводятся итоги данных фискальной памяти всех кассовых аппаратов и приводится итоговая выручка военного учреждения с распределением ее по структурным подразделениям. Общая выручка уменьшается на итоговую сумму денег, выданных клиентам по возвращенным ими кассовым чекам. Сведения подписывают руководитель военного учреждения и старший кассир.
Таким образом, военные учреждения при использовании контрольно-кассовых машин обязаны:
- регистрировать контрольно-кассовую технику в налоговых органах;
- применять при осуществлении наличных денежных расчетов исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
- выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;
- производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в ее фискальную память информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Отражение в бюджетном учете операций, связанных с приобретением и
установкой контрольно-кассовой машины
Контрольно-кассовые аппараты являются объектами основных средств. Если стоимость контрольно-кассовой машины составляет от 1 000 до 10 000 рублей включительно, то при передаче ее в эксплуатацию происходит начисление амортизации в размере 100%.
Рассмотрим на примере, как отражаются в учете операции по приобретению кассового аппарата.
Пример 1. Военное учреждение приобрело контрольно-кассовую машину стоимостью 9 000 руб. Операции, осуществляемые военным учреждением в рамках приносящей доход деятельности, не подлежат обложению НДС. Кассовый аппарат установлен в кассе учреждения.
По бухгалтерскому учету данные операции отразятся следующим образом (см. таблицу):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В учреждение поступил кассовый аппарат | 2 106 01 310 | 2 302 19 730 | 9 000,00 |
Оплачен кассовый аппарат | 2 302 19 830 | 2 201 01 610 | 9 000,00 |
Кассовый аппарат принят к учету | 2 101 04 310 | 2 106 01 410 | 9 000,00 |
Кассовый аппарат введен в эксплуатацию: | |||
смена материально ответственных лиц (внутреннее перемещение) | 2 101 04 310 | 2 101 04 310 | 9 000,00 |
начисление амортизации | 2 401 01 271 | 2 104 04 410 | 9 000,00 |
Пример 2. Предположим, что стоимость кассового аппарата составляет 15 000 рублей. Операции, осуществляемые военным учреждением в рамках приносящей доход деятельности, не подлежат обложению НДС. Контрольно-кассовая техника передана в эксплуатацию. Согласно Общероссийскому классификатору основных средств ОК 013-94 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359) кассовому аппарату присвоен код 14 301 0020, который соответствует 4-й амортизационной группе. Установленный учреждением срок полезного использования данного объекта - 5 лет, следовательно, ежемесячная амортизационная норма составляет 250 рублей.
По бухгалтерскому учету данные операции отразятся следующим образом (см. таблицу):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В учреждение поступил кассовый аппарат | 2 106 01 310 | 2 302 19 730 | 15 000,00 |
Оплачен кассовый аппарат | 2 302 19 830 | 2 201 01 610 | 15 000,00 |
Кассовый аппарат принят к учету | 2 101 04 310 | 2 106 01 410 | 15 000,00 |
Кассовый аппарат введен в эксплуатацию: | 2 101 04 310 | 2 106 01 310 | 15 000,00 |
В конце месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, начислена амортизация |
2 106 04 340 | 2 104 04 410 | 250,00 |
* * *
Несмотря на отработанный на практике порядок при осуществлении наличных денежных расчетов посредством контрольно-кассовой машины, преимущества использования в военных учреждениях бланков строгой отчетности перед контрольно-кассовыми машинами очевидны:
1) не нужно покупать кассовый аппарат и регистрировать его в налоговом органе;
2) нет необходимости заключать договор с центром технического обслуживания и платить за ремонт кассовой техники;
3) не придется обучать персонал работе на кассовых аппаратах;
4) прием наличных денег в отдаленных структурных подразделениях военных учреждений, не выделенных на самостоятельный баланс и не имеющих лицевого счета в органах федерального казначейства, может производиться уполномоченными лицами с использованием бланков строгой отчетности, выданных финансовым органом;
5) иногда использовать бланки строгой отчетности намного удобнее (например, если приходится выезжать к заказчику);
6) невозможность применения контрольно-кассовой техники в полевых условиях (на учениях, при ведении боевых действий).
Таким образом, сегодня требуется решение проблем обеспечения законного оборота наличных денег в военных организациях. По нашему мнению, менее затратным и более целесообразным является использование бланков строгой отчетности при приеме в кассу военных учреждений наличных денег от физических лиц в оплату товаров (работ, услуг). Введение в использование контрольно-кассовых машин ограничивает мобильность военных организаций. Хотя возможен и комбинированный подход.
Д.М. Плотников,
адъюнкт Военной финансово-экономической
академии, капитан
"Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Финансово-экономическая деятельность военных организаций. Каждой воинской части по кассовому аппарату?
Автор
Д.М. Плотников - адъюнкт Военной финансово-экономической академии, капитан
"Право в Вооруженных Силах", 2008, N 7