Комментарий к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
от 14.08.2008 N 425н
"Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными
государственными органами и учреждениями - главными распорядителями
средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда
работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений"
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ N 583*(1) Минздравсоцразвития Приказом N 425н*(2) утвердило Рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда работников федеральных государственных органов и подведомственных им учреждений.
Рекомендации состоят из трех разделов:
Общие положения
В данном разделе Приказа N 425н Минздравсоцразвития обращает внимание разработчиков положений по оплате труда на то, что при их составлении следует провести анализ специфики деятельности подведомственных федеральным государственным органам учреждений. Разработку примерных положений по оплате труда нужно строить по типам учреждений, для этого целесообразно провести группировку учреждений с учетом осуществления ими их основной уставной деятельности. Дополнительно министерство рекомендует учитывать нормативно-правовые акты, перечень которых приведен в приложении к рекомендациям.
Структура и содержание примерного положения об оплате труда работников
федеральных бюджетных учреждений
В данном разделе дана краткая характеристика примерного содержания положения об оплате труда - в частности, сказано, что оно должно включать главы:
- "Общие положения";
- "Порядок и условия труда";
- "Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера";
- "Другие вопросы оплаты труда" либо "Заключительные положения".
Общие положения
Общие положения содержат обобщенное описание применяемой системы оплаты труда и ее основных элементов, а также краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников. В данном разделе целесообразно указать действующие нормативно-правовые акты по оплате труда, отражающие специфику видов экономической деятельности.
Порядок и условия оплаты труда
Подраздел "Основные условия оплаты труда" устанавливает порядок применения и размеры окладов (ставок) работников на основе отнесения занимаемых ими должностей по соответствующим профессиональным квалификационным группам (ПКГ), а также размеры повышающих коэффициентов.
Обратите внимание: размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующими ПКГ рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание бюджетных учреждений, соответствующих уставным целям федеральных бюджетных учреждений и содержащихся в соответствующих разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
При разработке размеров окладов необходимо учесть, что минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года - 4 330 руб. (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Оклады заместителей руководителей структурных подразделений устанавливаются на 5 - 10% ниже окладов руководителей.
Компенсационные выплаты
Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822). Данные выплаты предусматриваются работникам:
- занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно Приказу N 425н размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера закрепляются положениями трудовых договоров и устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников в соответствии с федеральными законами и указами Президента РФ в виде:
- надбавок и доплат;
- коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях;
- коэффициентов за работу в высокогорных районах;
- процентных надбавок к заработной плате работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областях, Республике Бурятия, Республике Хакасия.
Работодатели обязаны принимать меры для проведения аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".
При разработке новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ, в местностях с особыми климатическими условиями - в соответствии со ст. 148 ТК РФ. Выплаты компенсационного характера работникам, выполняющим работы в других условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом ст. 149 ТК РФ. Дополнительно следует принимать во внимание требования нормативных правовых актов, которыми установлены минимальные размеры этих доплат и надбавок. Многие из них приняты еще государственными органами СССР, но продолжают применяться на основании ст. 423 ТК РФ, если не противоречат новому трудовому законодательству.
Рассмотрим нормативно-правовую базу, которой следует руководствоваться при разработке выплат компенсационного характера.
Занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с действующими в данное время постановлениями Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" и от 03.04.1996 N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей", приказами Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", Минздравмедпрома РФ от 06.06.1994 N 113 "Об утверждении Перечня научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, и порядка его применения", которые предусматривают абсолютно определенный размер доплаты за работу в особых условиях.
Компенсационные выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями установлены гл. 50 ТК РФ, Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и иными нормативными правовыми актами. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей содержится в постановлениях Совета министров СССР от 10.11.1967 N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и от 03.01.1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 года N 1029".
Одним из основополагающих элементов заработной платы является районный коэффициент, назначение которого - компенсация работникам дополнительных расходов и повышенных затрат труда, связанных с проживанием и выполнением работы в зонах с неблагоприятными климатическими условиями (Определение КС РФ от 05.03.2004 N 76-О).
Обратите внимание: ст. 316 ТК РФ органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. Установленные размеры подлежат применению только учреждениями, финансирование которых должно осуществляться соответственно из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Применение данных размеров федеральными бюджетными организациями не допускается.
За работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), трудовым законодательством предусмотрена повышенная оплата труда, размеры которой устанавливаются в порядке, прописанном в ст. 135 ТК РФ, и не могут быть ниже размеров, определенных нормативными правовыми актами. Максимальных ограничений нет, здесь главную роль играет фонд оплаты труда конкретного учреждения и размер бюджетных ассигнований.
За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливается компенсационная надбавка в процентах к должностному окладу. Размер этой надбавки и порядок ее установления определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Выплаты компенсационного характера назначаются руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам бюджетных учреждений в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом N 822.
Обратите внимание: при разработке примерных положений по оплате труда федеральным государственным органам и учреждениям - главным распорядителям средств рекомендовано учитывать требование п. 3 Постановления Правительства РФ N 583. В соответствии с данным пунктом совокупные выплаты (включающие минимальные оклад (ставку) по соответствующим ПКГ, повышающий коэффициент и компенсационные выплаты) не могут быть меньше заработной платы, которую работник получал на основе ЕТС по должности, которую занимал до 1 декабря 2008 года.
Стимулирующие выплаты
Выплаты стимулирующего характера установлены Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2007 N 818. Данные выплаты определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и предусматриваются:
- за качество выполняемых работ;
- за интенсивность и высокие результаты работы;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- по итогам работы в виде премий.
Они направлены на мотивацию работника к качественному труду и на поощрение его за выполненную работу. Размеры и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с названным перечнем и должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.
Как указано выше, список подобных выплат для бюджетных организаций закрытый, но количественные и качественные показатели разрабатываются каждым бюджетным учреждением самостоятельно, на основании отраслевой нормативной базы.
При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера рекомендуется учитывать:
- успешное и добросовестное исполнение работником его обязанностей в соответствующем периоде;
- инициативу, творчество и применение современных форм и методов организации труда;
- качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;
- участие в течение месяца в особо важных работах и мероприятиях.
Конкретный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентах к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.
Выплаты стимулирующего характера, установленные в процентом отношении, применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ без учета повышающих коэффициентов.
Обратите внимание: выплаты стимулирующего характера, установленные в процентом отношении, применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ без учета повышающих коэффициентов (п. 7.3 Приказа N 425н).
Для руководителя, его заместителя и главного бухгалтера предусматривается самостоятельный перечень стимулирующих надбавок. Указанные надбавки могут быть установлены с учетом целевых показателей эффективности деятельности федерального бюджетного учреждения (п. 8 Приказа N 425н).
Размеры премирования руководителя, порядок и критерии его выплаты ежегодно устанавливаются главным распорядителем средств федерального бюджета в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения.
Другие вопросы оплаты труда
В данном подразделе рекомендовано отразить в разрабатываемых положениях по оплате и стимулированию труда работников подведомственных учреждений специфику трудовых отношений отдельных категорий работников. Кроме того, в этом подразделе можно затронуть вопросы оказания работникам материальной помощи из фонда оплаты труда.
Организация работы по формированию примерного положения об оплате труда
работников федерального бюджетного учреждения
В данном разделе Приказа N 425н рекомендуется всю работу по разработке примерных положений по оплате труда распределить между тремя группами специалистов главного распорядителя, в обязанности каждой из которых будет входить выполнение определенного задания.
Основной деятельностью первой рабочей группы является проведение анализа (с учетом положений нормативных правовых актов Минздравсоцразвития):
- подведомственной сети учреждений;
- соотношения должностей (профессий) работников, предусмотренных штатными расписаниями учреждений, с профессиональными квалификационными группами и квалификационными уровнями;
- законодательных и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников, действующих до введения новых систем оплаты труда;
- штатной численности работников подведомственных учреждений в разрезе профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней, заместителей руководителей подведомственных учреждений;
- численности работников, которым в настоящее время установлены выплаты компенсационного характера и их размеры;
- численности работников, получающих выплаты стимулирующего характера, соответствующие утвержденному перечню видов выплат, а также иные выплаты, установленные законодательством.
Основной деятельностью второй рабочей группы является:
- анализ наименований, условий и размеров выплат компенсационного характера, применяемых в соответствии с законодательством в настоящее время;
- подготовка предложений по рекомендуемым размерам и условиям осуществления выплат компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера.
Основной деятельностью третьей рабочей группы является:
- разработка критериев оценки эффективности работы различных категорий работников, включающих прямую зависимость результатов работы от работника, определение целевых показателей работы, достижимых для большинства специалистов, возможность оценки работы по критериям эффективности методами, которые не должны вызывать двойственных толкований и быть понятными для работающих;
- подготовка предложений по условиям оплаты труда руководителей учреждений, включая размер окладов до пяти средних заработных плат основного персонала, условиям премирования руководителей в зависимости от результатов работы учреждений и выполнения целевых показателей;
- анализ наименований, условий и размеров выплат стимулирующего характера, применяемых в соответствии с законодательством в настоящее время;
- подготовка предложений по рекомендуемым наименованиям, условиям и размерам выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Минздравсоцразвития.
С.Р. Гулиева,
эксперт журнала
"Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"