Электронные деньги
Интернет создал новые рынки для товаров и услуг. В настоящее время можно загружать из сети музыку, играть в игры, иметь допуск к информационным базам данных, совершать покупки и продажи через интернет и т.д.
Наиболее популярным способом платежей за онлайн-покупки являются кредитные карты. Однако стоимость их обслуживания достаточно высокая. Практика же требовала более дешевого способа оплаты, но такого, на который можно было бы положиться. Это привело к разработке различных платежных систем специально для интернета и появлению так называемых электронных денег.
Электронными деньгами называются определенные единицы измерения, которые обладают следующими основными характеристиками:
представляют собой электронный суррогат банковских купюр и монет;
хранятся на электронном носителе, например чип-карте или в памяти компьютера;
имеют определенную стоимость;
обмениваются по отношению к обычным деньгам;
служат платежным средством в интернете по отношению к определенным продавцам.
Другими словами, электронные деньги являются альтернативой оплаты реальными денежными средствами.
Электронные деньги имеют две основные формы: компьютерные деньги (digital cash), которые представляют собой электронные единицы, имеющие определенную стоимость, и электронный бумажник (stored value cards) - карточки с интегрированным чипом.
Электронные деньги позволяют осуществлять платежи путем перевода электронной информации между должником и кредитором. При этом такой перевод осуществляется сразу же при поставке. В некоторых системах лицо, получившее электронные деньги, может их сразу же использовать для оплаты других товаров или услуг. Другие системы требуют, чтобы электронные денежные средства были проведены через банковский счет.
В настоящее время лицами, которые выпускают электронные деньги, не обязательно должны быть банки. Это могут быть супермаркеты, компьютерные компании и т.д.
Несмотря на то что электронные деньги похожи на официально действующие платежные единицы, вряд ли можно говорить о том, что они могут считаться действительными деньгами по нескольким причинам.
Во-первых, электронные деньги не имеют материальной формы. Они создают нематериальные права на денежные средства, но не являются ими непосредственно.
Во-вторых, электронные деньги выпускаются не центральным банком, а коммерческими компаниями, и этот процесс очень часто едва ли контролируется государством.
В-третьих, электронные денежные средства не являются методом универсального обмена. Владелец электронных денег может только использовать их вместе с продавцом или банком, которые являются членами соответствующей системы электронных денег и больше нигде.
В-четвертых, платежи электронными деньгами невозможны в анонимном порядке: система регистрирует, кто осуществил платеж.
В настоящее время в России специального государственного регулирования электронных денег не осуществляется. Однако на европейском уровне была принята директива от 18.09.2000 2000/46/EC (On the taking up, pursuit of and prudential supervision of the business of electronic money institutions), регулирующая электронные деньги (далее - директива).
Она была принята с целью, чтобы:
создать регулятивное поле для лиц, выпускающих электронные деньги; гармонизировать правила для них;
защитить потребителя и обеспечить уверенность на рынке путем введения пруденциальной системы для защиты финансовой интеграции и стабильности институтов, выпускающих электронные деньги;
избежать споров между традиционными кредитными организациями и институтами, выпускающими электронные деньги, что создаст юридическую определенность на рынке, в том числе для развития электронной коммерции.
В директиве отмечается, что выпуск электронных денег не может быть рассмотрен как деятельность по принятию депозитов, если полученные реальные денежные средства сразу же обмениваются на электронные деньги лицом, их выпускающим. Выпуск электронных денег просто составляет продажу расчетных единиц. Соответственно деятельность по выпуску электронных денег не может рассматриваться как банковская деятельность. Из этого следует, что деятельность по выпуску электронных денег может осуществляться не только банками, но и другими лицами.
Если же лицо, которое выпускает электронные деньги, поменяло их на реальные деньги и держит эти средства в пользу клиента, то такая деятельность может расцениваться как принятие депозита и, следовательно, как банковская деятельность, которая требует получения лицензий и более строго регулируется.
Директивой признается, что институты, которые выпускают электронные деньги, требуют более легкого и гибкого регулирования, чем установлено для банков. Однако директива все же предъявляет определенные требования к лицам, выпускающим электронные деньги, чтобы их финансовая ответственность по выпуску электронных денег была обеспечена достаточными активами.
Требования директивы включают в себя следующие положения:
бизнес-деятельность лиц, которые выпускают электронные деньги, ограничивается их выпуском, а также предоставлением услуг, тесно связанных с выпуском электронных денег (ст. 1 директивы);
лица, выпускающие электронные деньги, должны иметь капитал не менее 1 млн евро (ст. 4);
установлены определенные правила осуществления инвестиций лицами, выпускающими электронные деньги (ст. 5);
компетентные органы должны проверять, по крайней мере два раза в год, что лица, выпускающие электронные деньги, соблюдают требования к капиталу и к инвестициям (ст. 6);
лица, выпускающие электронные деньги, должны иметь соответствующее пруденциальное управление и бухгалтерские процедуры и адекватные механизмы внутреннего контроля (ст. 7).
Директива также подчиняет лиц, выпускающих электронные деньги, требованиям директивы об отмывании денежных средств (Money Laundering Directive 91/308). Однако законодатель понимает, что для лиц, выпускающих электронные деньги, не всегда будет возможно следовать общим требованиям о незаконном отмывании денежных средств. В связи с этим, возможно, будут приняты соответствующие изменения, адаптирующие правила о незаконном отмывании денежных средств к лицам, выпускающим электронные деньги.
Обычно в сфере обращения электронных денег используются следующие документы:
условия обращения, которые регулируют отношения между лицом, выпускающим денежные средства, и потребителем;
договор, который регулирует отношения между лицами, участвующими в системе.
Очень важным является вопрос: как должна регулироваться система электронных денег в интернете? Должен ли это быть обязательно государственный орган или это может быть какое-то саморегулируемое образование? Наверное, в некоторых случаях саморегулируемое образование было бы достаточным. Государственные органы не всегда имеют необходимые технические знания для контроля над такими системами и принятия норм, регулирующих их.
Также немаловажен вопрос о защите прав потребителей при выпуске и обращении электронных денег Например, в Великобритании определенная защита предоставляется потребителям, приобретающим электронные деньги, через банковский кодекс в отношении тех компаний, которые его соблюдают. Банковский кодекс представляет собой свод определенных правил, которые обновляются каждый год. Задача этих правил - установить определенные стандарты деятельности банков, когда они оказывают финансовые услуги своим клиентам. Такие стандарты имеют как юридический, так и этический характер. Как указано в самом банковском кодексе, он является добровольным к исполнению.
При определении информации, которая должна раскрываться потребителям, участвующим в системе электронных денег, скорее всего необходимо учитывать следующее:
принципы работы систем электронных денег;
процесс фиксирования ошибок системы и процесс их устранения;
платежи, которые берутся в процессе функционирования системы электронных денег;
процедуру осуществления платежей;
информацию о лице, выпускающем электронные деньги;
ответственность лиц, выпускающих электронные деньги;
отчетность перед потребителями;
защиту персональных данных потребителей.
Несмотря на видимые преимущества электронных денег для облегчения процесса осуществления сделок, совершенных посредством интернета, можно отметить и их следующие недостатки:
непонятно влияние выпуска электронных денег на поток денежных средств, а также на монетарную политику центрального банка;
непонятно, как выпуск электронных денег может повлиять на платежные системы, в том числе создав их зависимость от компьютерных систем;
дополнительные риски заключаются в мошенничествах, которые совершаются в интернете, что может значительно повлиять на доверие пользователей к электронным деньгам;
вопросы, связанные с безопасностью и деятельностью лиц, выпускающих электронные деньги, на которые не в полной степени распространяются пруденциальные нормы контроля и несостоятельность которых может повлиять на лиц, участвующих в соответствующей системе;
могут возникать вопросы незаконного денежного отмывания и уклонения от уплаты налогов.
В России выпуск и оборот электронных денег пока специально не регулируются. Это может быть связано с тем, что электронные деньги еще не получили широкого применения в стране. Хотя в Доктрине информационной безопасности РФ от 09.09.2000 N Пр-1895 еще в 2000 году была отмечена необходимость разработки и внедрения национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также важность разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей их использование.
В некоторых странах и на уровне ЕC выпуск электронных денег регулируется, чтобы защитить финансовую систему и потребителей от неожиданных потрясений, если лицо, выпускающее электронные деньги, не сможет выполнять свои обязательства. Однако, так как электронные деньги не являются реальными деньгами, регулирование, применяемое к ним, не такое строгое и более гибкое.
А. Буркова,
к.ю.н.
"Бухгалтерия и банки", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540