Банковская розница: замедление роста
В банковской деятельности выделяются розничные банковские операции (retail banking) и персонифицированные банковские услуги (private banking). Первые основаны на предложении стандартизированных продуктов через множество сбытовых каналов: прием депозитов, потребительский кредит расчетные операции, ипотека, пенсионные счета, кредитные карточки и т.д. Вторые в силу их специфики рассматриваются обособленно, так как предоставляются состоятельным клиентам с индивидуальными потребностями и требуют специальных решений. В международной практике в настоящее время розничные банковские операции находятся в процессе изменений.
Банковская розница в Европе
В последние годы среди некоторых крупных европейских банков проявилась тенденция к сворачиванию розницы в пользу более выгодных сфер - инвестиционная деятельность, управление активами, обслуживание богатых индивидуальных клиентов. Однако в подавляющем большинстве операции с населением продолжают оставаться прибыльными для банков.
Согласно исследованию прибыли на акционерный капитал банков, проведенному немецкими экспертами, этот показатель в банковской рознице (20%) ниже, чем в других сферах банковской деятельности (41% для частных банковских услуг, 30% для управления активами, 29,5% для инвестиционной деятельности) и ниже среднего уровня прибыльности диверсифицированных банков (25%). Поскольку показатель прибыльности банковской розницы мало подвержен колебаниям, многие участники рынка считают перспективы увеличения доходов от данных операций ограниченными. Тем не менее вопреки общей тенденции отдельные банки достигли в этой сфере выдающихся результатов - годового показателя 30% прибыли на капитал в течение последних пяти лет, что более чем в три раза превышает показатели менее успешных банков и даже прибыльность инвестиционной банковской деятельности и управления активами.
Исследователи указывают на ряд факторов успешности розничных операций, важнейшими из которых являются:
профессионализм руководства, которому отводится центральная роль в обеспечении роста объемов и повышении эффективности операций, прежде всего с точки зрения стратегии развития и управления портфелем операций;
уровень расходов на ведение операций и организация постоянного и систематического контроля за ними;
оценка кредитоспособности и уровня риска.
Кроме того, указываются также следующие факторы:
объект сделки с учетом сегмента клиентуры и территориального размещения;
эффективность распределения по регионам с использованием альтернативных каналов обслуживания;
повышение эффективности традиционных каналов за счет применения высокопроизводительных процессов и информационных технологий.
Таким образом, за финансовыми успехами розницы стоят организационные способности банков, которые определяются такими факторами, как уровень руководства, кредитная политика, маркетинг и сбыт, информационные технологии.
В этом отношении ведущие банки обладают рядом общих черт, характеризующих их организационный потенциал. Прежде всего, это уровень мирового класса в культуре оказания услуг, а также высокий уровень во всех областях деятельности, отсутствие слабых мест компетентный и эффективный менеджмент с высокой культурой труда, эффективность расходов и надежная кредитная политика. Вместе с тем отмечается, что для достижения успеха, как правило, необходим длительный период времени, нередко 10-20 лет.
Согласно исследованию сравнительных показателей в Германии, Франции и США, темпы роста банковской розницы в Германии оказались впечатляющими: в 1997-2007 годах они составили в среднем 8% в год. Однако по сравнению с США и Францией эти достижения являются лишь попыткой сократить дистанцию в отношении как объемов, так и темпов роста. Анализ факторов сравнительно быстрого роста объемов розничных банковских операций в 1990-е годы привел к следующим выводам.
Во-первых, важнейшим стимулом послужили технологические инновации. Финансово-кредитный сектор вообще отличается интенсивным использованием технологий. Так, в Германии почти четверть годового прироста приходится на инновационные деловые процессы на базе информационных технологий. В значительной своей части он обусловлен развитием автоматизации операционных подразделений банков, обеспечивающей улучшение качества и снижение издержек, а также более интенсивным использованием каналов сбыта, базирующихся на информационных технологиях (например, банковское обслуживание в режиме онлайн, расчетные центры, банкоматы). Аналогичная структура факторов роста объема операций характерна и для Франции.
Во-вторых, рассматриваемый рост в еще большей мере (почти на 30%) обусловлен возросшим спросом со стороны клиентов, повышением общего уровня благосостояния, низким уровнем процентных ставок, развитием страхового пенсионного обеспечения, расширением операций на фондовых биржах. В Германии и Франции этот фактор оказал меньшее воздействие по сравнению с США, где клиенты осуществляют больше сделок, берут больше кредитов и делают большие капиталовложения, чем в Европе.
В-третьих, важную роль сыграло повышение уровня концентрации на рынке банковских услуг. На этот фактор приходится, согласно расчетам, пятая часть достигнутого в Германии в 1997-2007 годах роста объемов банковской розницы, во Франции - около одной седьмой. С начала 1990-х годов маржа немецких и французских розничных банков находилась под сильным давлением по различным причинам - в результате ухудшения экономического положения, конкуренции, растущих требований клиентов. Финансовые учреждения стремились использовать экономию на масштабах, что вело к консолидации рынка. Во Франции число банков сократилось в последнее десятилетие более чем на треть и достигло 520. В Германии это сокращение приняло еще большие масштабы - 40%.
При взаимодействии различных стимулов развития банковского обслуживания, как показывает опыт ключевым фактором дальнейшего роста являются технологические инновации. При этом эксперты рекомендуют использовать стандартизацию, по возможности совместимые и не слишком сложные системы информационных технологий. При дальнейшем развитии мобильных каналов сбыта целесообразно интегрировать их в уже существующие системы, чтобы не создавать новые сложности. В целом необходимо не только инвестировать в новые технологии, но и обращать внимание на их согласование с действующими процессами и моделями бизнеса и использование с полной загрузкой.
Не меньшее значение имеет консолидация банковского рынка. Речь идет не только о слияниях и поглощениях, но и о функциональной консолидации путем кооперации, централизации, передаче части функций филиалам. Учитывая большое число банков в ряде стран (в Германии, в первую очередь), в этом направлении имеется значительный потенциал.
В условиях сложившейся ситуации на фондовых и финансовых рынках и общеэкономического положения потребительский спрос, бывший ранее двигателем роста, теперь может утратить свое стимулирующее значение. Задачи и возможности банков связаны с дальнейшим предложением инновационных продуктов и постоянным приспособлением к меняющимся потребностям клиентов. Новые возможности могут также появиться и как следствие демографического развития.
В связи с этим все большее развитие получает интернет-банкинг. Наибольшее распространение данный вид услуг получил в Австрии, Финляндии, Корее, Сингапуре, Испании, Швеции и Швейцарии, однако занимаются им преимущественно традиционные, а не виртуальные банки. В Финляндии до одной трети клиентов банков пользуются банковским обслуживанием через интернет. В США, по данным на конец 2007 года, интернет-банкинг был сконцентрирован в крупнейших банках, на долю которых приходилось 90% банковских активов страны. Транзакционный интернет-банкинг предлагали 40% банков и 20% имели планы его освоения. Число виртуальных банков остается относительно небольшим. В настоящее время в США действуют 17 самостоятельных виртуальных банков и около 23 виртуальных банков с торговым названием. В ЕС имеется несколько виртуальных банков, являющихся либо самостоятельными, либо подразделениями традиционных банков. В Азии также действуют несколько несамостоятельных виртуальных банков (в Китае и Сингапуре).
Следует отметить, что розничные банковские операции, роль которых в ряде стран (и прежде всего в Германии и во Франции) ранее недооценивалась, в 1990-е годы стали движущей силой и важным элементом денежно-кредитной сферы экономики, позволившим в какой-то мере компенсировать отставание обеих стран от США. Главными стимулами этого процесса явились коммерческие и технологические инновации, возросший спрос и консолидация рынка. Для ликвидации этого отставания Германии придется в будущем продолжить консолидацию своего фрагментированного рынка. Во Франции же на первом плане находится модернизация платежной системы. По мнению экспертов, процесс ликвидации отставания немецкой финансово-кредитной сферы в области банковской розницы только начинается и его перспективы вполне реальны.
Специалисты подчеркивают значение стандартизации для успешного ведения данных операций. Об этом свидетельствует, например, опыт банка HypoVereinsbank (HVB). Банки стремятся обслуживать клиентов в соответствии с их пожеланиями, и вряд ли какой-либо банкир признается клиенту, что его обслуживают на основе стандарта. Новая деловая модель HVB доказывает, что стандартизация и индивидуализация не являются взаимоисключающими подходами. Совершенствование управления процессами может не только повысить доходность банковской розницы, но и дать возможность организовать индивидуальное консультирование клиентов.
В понятие "культура обслуживания и сбыта" включаются предоставление консультаций, отвечающих конкретным пожеланиям и целям клиента, качественных продуктов и услуг по справедливой обоснованной цене, дружественное, активное обслуживание и быстрые, компетентные решения. Эти требования выполнимы лишь при условии, если индивидуальные консультации и обслуживание клиентов объединяются с последовательной стандартизацией и систематизацией процессов. Качество обслуживания клиентов и эффективность инвестиционных решений зависят от способностей, знаний и предпочтений консультантов.
Индивидуализация в процессе предоставления финансовых услуг является самым серьезным вызовом для банков в плане совершенствования операций с частными клиентами. Сложность решения этой задачи обусловлена, в частности, тем, что время, затрачиваемое консультантом на работу с клиентом, слишком велико, поэтому процесс неэффективен и дорог. Лояльность клиентов по отношению к банку часто невелика, поскольку культура обслуживания и продаж оценивается как недостаточная. Предложение все более сложных продуктов в постоянно меняющихся экономических и налогово-правовых условиях повышает риски консультирования, основанного на индивидуальных способностях и знаниях сотрудников. Отдельному консультанту все труднее отслеживать и оценивать совокупность возможных решений для клиентов. Кроме того, многие банки, активно ведущие розничные операции, страдают от высоких издержек.
Эти проблемы в последние годы активно обсуждались в банковской сфере и широкой общественностью. Стандартизация процессов сбыта признана ключевым фактором изменения ситуации в пользу клиентов и банков. Она призвана обеспечить качественное предложение услуг по всем каналам сбыта (банковские отделения, телефонный и интернет-банкинг), а также гарантировать оптимизацию внутрибанковских процессов. Таким образом, стандартизация рассматривается как решающий фактор роста и повышения доходности банковской розницы в современных условиях (см. таблицу).
В основе деловой модели HVB лежит принципиальное изменение процесса продаж. До сих пор он в большой степени ориентировался на банк. Это означает, что на первом плане стоит предложение банковского продукта. На смену этому способу действий пришел способ, основанный на последовательной ориентации на клиента: сначала налаживается контакт с клиентом, выясняются его потребности, затем делается соответствующее предложение. Управление отношениями с клиентами осуществляется централизованно, на базе постоянного отслеживания данных о клиентах и с помощью электронных средств. Консультанты, работающие в отделениях, регулярно получают имена потенциальных клиентов или потребительских групп, с которыми есть повод для переговоров. С ними немедленно устанавливается контакт. Первые опыты показывают, что число консультационных переговоров удвоилось, а число заключенных сделок по запросам клиентов выросло в три раза.
Новая практика отличается от прежней тем, что все стадии процесса обслуживания включены в единую систему. На первой стадии происходит определение потребности клиента, причем делается это централизованно и унифицированно. Все клиенты регулярно проверяются на возможность налаживания с ними контактов и для определения необходимых им услуг Получаемая информация передается сотрудникам всех сбытовых каналов.
На второй стадии процесса банковский сотрудник налаживает контакт с клиентами. В отделениях HVB ежедневно по телефону или через интернет осуществляется около 120 тыс. контактов, во время которых клиенты выясняют состояние счетов, осуществляют необходимые им операции или делают заявки, согласовывает сроки консультаций. Для ведения целенаправленных переговоров сотрудник получает сведения о клиенте из банка данных.
Консультирование и переговоры являются полностью структурированным процессом и тем самым не зависят от индивидуальных действий консультанта. В его распоряжении имеются систематизированные руководства (по таким разделам как платежеспособность, страхование, недвижимость и имущество), на базе которых он работает. На каждом этапе переговоров консультант передает полученные от клиента данные в соответствующее отделение для компьютерной обработки, система обрабатывает данные и немедленно предоставляет необходимую информацию для дальнейших переговоров.
На заключительной стадии осуществляется контроль результатов. Поскольку модель HVB ориентирована на потребности клиентов, успех отделений банка определяется такими показателями, как степень активности, соблюдение сроков, уровень взаимодействия между подразделениями. Важным критерием оценки результатов является использование всех предоставляющихся возможностей для продажи продуктов.
Использование в процессе переговоров единых электронных руководств предоставляет значительные преимущества для сотрудников и клиентов: при предоставлении конкретных индивидуальных предложений обеспечиваются единые и обязательные стандарты качества продуктов и консультаций, повышается компетенция сотрудников в области продуктов и продаж, данные, собранные в процессе переговоров, немедленно используются для предложения или возможных комбинированных решений.
Таким образом, новая деловая модель HVB способствует централизации административных функций, стандартизации процесса обслуживания и консультирования клиентов, а также качества, которое перестает зависеть от действий того или иного сотрудника. В результате высвобождается время сотрудников, которое может быть использовано для интенсивных контактов и консультаций с клиентами. Прозрачность ценообразования должна обеспечить его унификацию в различных подразделениях банка.
Использование различных банковских технологий в развитых странах, %
1997 г. | 2007 г. | |
Электронные, в том числе: | 40 | 55 |
Прямое перечисление средств | 15 | 18 |
Карты для банковских автоматов | 5 | 8 |
Дебетовые карты | 5 | 7 |
Платежи по поручению | 4 | 5 |
Телефонные карты | 1 | 3 |
Компьютерный банкинг | 1 | 1 |
Смарт-карты | 8 | 12 |
Авансовые карты | 1 | 1 |
Неэлектронные, в том числе | 60 | 45 |
Личный контакт | 44 | 28 |
По почте | 15 | 15,3 |
Лично по телефону | 1 | 1,7 |
Модель повышает значение обучения и повышения квалификации сотрудников, поскольку наряду с профессиональной квалификацией все большее значение приобретают "мягкие" факторы, такие как коммуникабельность и чуткое отношение к потребностям клиентов. Важной движущей силой в модели является руководство, роль которого также определяется по-новому: оно должно быть играющим тренером, помогающим взаимоотношениям между клиентом и сотрудником и внушающим доверие своим знанием модели.
Банковская розница в России
Разнообразие путей доступа к банковскому обслуживанию дает клиенту возможность определять формат отношений с поставщиком финансовых услуг. Если в классических филиальных операциях он связан местом и временем работы своего банка, то теперь может сам решать, каким образом совершать операции с банком. Кроме того, клиент выигрывает от быстрого осуществления банковских операций с помощью современных способов доступа (интернет, например, позволяет это сделать круглосуточно и в выходные дни). С предложением различных каналов сбыта повышается качество консультаций: через телефонный центр, центр обслуживания клиентов или по интернету можно в любое время быстро и без проблем получить информацию, предложение или помощь, независимо от местонахождения.
В свою очередь, банки, используя различные каналы для контактов, получают более полную и точную информацию о клиентах и их потребностях. Так, использование онлайн-инструментов помогает определить их инвестиционные предпочтения. Информация собирается и уточняется при активном опросе клиентов, и объединение полученных по всем каналам сведений создает общую картину, приближая клиента к банку.
Если говорить о России с ее 144-миллионным населением, более чем вдвое превышающим совокупное население пяти стран Центральной Европы, вошедших в Европейский союз, то здесь потенциал для розничного банкинга огромен, однако для его реализации может потребоваться немало времени. Уровень финансового посредничества в России намного ниже, чем в Центральной Европе, а в сравнении с более развитыми государствами Западной Европы он очень мал.
В последние несколько лет в нашей стране наблюдается бурный рост количества услуг, адресованных частным финансам. Неудовлетворенный потребительский спрос создает основу для роста розничных банковских услуг. В период освоения рынка, когда шла борьба за наиболее выгодные ниши, игроки вынуждены был направлять максимум усилий на расширение клиентской базы, нередко пренебрегая ее качеством. В результате уровень просроченной задолженности на этом рынке в последние годы серьезно вырос. С ростом количества просроченных кредитов росло и количество организаций, работающих на рынке сбора неоплаченных долгов (сейчас их более 100).
В прошлом году, по данным Банка России, депозиты населения в коммерческих банках выросли более чем на 35%, а объем выданных розничных кредитов - на 57%. И это без учета существующих схем по рефинансированию кредитов, в результате действия которых многие кредиты списываются с балансов банка и перестают фигурировать в официальной статистике. На фоне низкой динамики банковских систем развитых европейских стран, сопоставимой со значениями инфляции, российский рост выглядит довольно эффектно.
Новшеством на российском рынке банковского ритейла стала дистанционная розница. Ярким примером может послужить появление розничного банка "Тинькофф Кредитные Системы", действующего без создания стандартной сети продаж в виде филиалов и дополнительных офисов, а именно на основе дистанционных методов работы с клиентами. Речь идет о "пластиковом" кредитовании, что достаточно перспективно в России: на каждого россиянина приходится всего 1,5 карты, в то время как в Европе - 5, а в США - 8.
Растет в России и количество банков, оказывающих полноценный мобильный банкинг. У некоторых банков, например Альфа-банка и Райффайзенбанка, количество клиентов приближается к 20 тыс. Себестоимость операции при дистанционном обслуживании на порядок ниже, чем непосредственно в отделении. Однако у большинства банков услуги ограничены рассылкой SMS-сообщений об операциях по счету и не позволяют дистанционно управлять счетами*(1).
Альфа-банк, ВТБ24, Райффайзенбанк, МБРР, Сбербанк и Ситибанк разработали специальные приложения на языке Java, позволяющие клиенту через мобильный телефон или смартфон совершать конвертацию денег, переводы между своими счетами, оплачивать коммунальные услуги, кредиты и паи управляющей компании.
Сами по себе телефонные продажи розничных продуктов - хороший способ диверсификации дистрибутивных каналов. Розничными кредитами через так называемые call-центры активно занимается Росбанк. Через три таких call-центра (Москва, Красноярск и Владивосток) в 2008 году банк собирается оформить кредитов на общую сумму 30 млн долл. Это удобный канал предпродажи кредитов, однако упрощенная процедура оценки заемщика менее надежна и обязывает закладывать в размер процентной ставки риски, связанные с невозвратами.
Для создания единого формата в мобильных телефонах (Near Field Communications, NFC) объединились 29 крупнейших операторов сотовой связи, контролирующих половину мирового рынка. Госдума РФ и Министерство связи и массовых коммуникаций РФ работают над поправками в действующее законодательство, параллельно разрабатываются отечественные стандарты для систем мобильной коммерции. На первых порах предполагается установить верхнюю планку по осуществлению транзакции: 500 руб. для расчета между физическими лицами и 5 тыс. руб. - с юридическим лицом. К 2009 году систему планируют развернуть по всей стране.
Появляются точки продаж потребительских кредитов в торговых сетях, например, в "Седьмом континенте", "Ашане", "Мосмарте" и др. Причем в последнем кредиты выдаются под брендом супермаркета, по сути, не обладающим банковской лицензией. Первые два создали свои банки - "Финсервис" и "Аккорд" соответственно.
Система франчайзинга ("Мосмарт" работает с GE Many Bank) предполагает возможность продажи под единым небанковским брендом кредитных продуктов одновременно нескольких банков, включая также автокредиты, ипотеку и т.д. Другой путь - банковский зонтичный бренд, предполагающий соглашение нескольких (в первую очередь, малых и средних) банков о продаже под единым брендом банковских розничных продуктов.
Развитию розницы в немалой степени мешает то, что банки сильно ограничены дефицитом ресурсной базы кредитов. Сегодняшняя линейка отечественных банковских услуг - лишь небольшая часть ассортимента стандартного европейского или американского банка. И иностранные филиалы (а не "дочки"), если таковые появятся, оттянут на себя многих клиентов: граждане ринутся в западные банки за дешевыми кредитами и лучшим спектром предложений. Не останется в накладе и middle и upper-middle класс: Ситибанк уже активно исследует возможность запуска новой услуги international personal banking (IPB), рассчитанной на инвесторов с входным билетом от 50 тыс. долл. и предполагающей также активную работу на зарубежных площадках.
Между тем фантазия наших банкиров все более истощается. За последнее время в банковской рознице, помимо вышеперечисленных, не было ни одной значительной новации. Даже крупные игроки занимаются преимущественно совершенствованием сервиса, а не обновлением продуктового ряда.
В кредитной сфере прорывов также не ожидается, кроме, возможно, всплеска в сегменте кредитных карт для массового потребителя. Прочие же услуги, которые могли бы пользоваться спросом, - например, открытие счетов в зарубежных банках - никак не продвигаются самими банками. Видимо, перспектива частых контактов с контрольными органами огорчает больше, чем недополученная прибыль. Впрочем, клиенты тоже не рвутся открывать официальные счета за границей - их пугает обязательный контакт с отечественными налоговыми органами.
Поэтому основными направлениями развития банковских услуг станут внедрение и расширение разнообразных форм дистанционного доступа к управлению счетом, расширение диапазона времени, когда человек может воспользоваться своими деньгами и осуществить необходимые платежи. А привлекательная идея "финансового супермаркета", продвигаемая рядом банков, еще долго останется вариантом не для всех: пока клиент не может просто принести в банк наличные и заплатить без квитанции просто по реквизитам - говорить о каком-то поступательном движении в банковской рознице бессмысленно.
Если определенные препятствия структурного характера будут устранены, то у России будет реальная возможность создать широкий и емкий рынок розничных банковских услуг, подобный тому, который формируется сейчас в Центральной Европе.
Банковская розница и коллективные инвестиции
Хорошей подпиткой для банковской розницы могут стать операции с коллективными инвестициями. Любой инвестор, постоянно следя за изменениями глобальной и внутренней ликвидности, рано или поздно выходит на рынок. Внешние условия характеризуют показатели притока (оттока) средств иностранных фондов, внутренние - остатки на корсчетах: чем больше денег на таких счетах, тем больше возможностей у банков работать с ценными бумагами. В мировой экономике положительных факторов так же много, как и отрицательных, и никто не берется предсказать, что перевесит. Сейчас экономика на подъеме, сырья ей требуется все больше, а рост цен на товарных рынках и бычий тренд на фондовом рынке, в том числе на российском, вроде бы сомнений не вызывают. В любом случае мировые финансовые рынки стоят на пороге многократного увеличения волатильности, и особенно это касается emerging markets. В настоящее время приток ликвидности в нашу страну формируют цены на нефть. Рост нефтяных котировок может подстегнуть интерес к России, где две трети фондового рынка приходится на компании нефтегазового сектора. Соответственно падение цен на нефть приведет к сжатию ликвидности на нашем рынке и к снижению котировок. Повышение ставок в развивающихся странах (Южной Корее, Турции) может еще более усугубить ситуацию на российском фондовом рынке. Суммировав все это и доверившись собственным ощущениям, инвестор и будет решать, пришло его время или стоит еще подождать.
Осторожный инвестор обычно выбирает облигации, традиционно считающиеся лучшими бумагами на периоды нестабильности. К тому же валютная либерализация может привести к росту спроса на российские долговые бумаги, а это значит, что у них есть возможность подняться в цене. Многие инвесторы, например, на лето перекладываются из ПИФов акций в облигационные ПИФы, и это, пожалуй, самая разумная стратегия на летний период, несмотря на традиционный минус бондов - низкую доходность (по так называемым мусорным бондам доходность находится примерно на уровне инфляции, а по бумагам надежных эмитентов - еще ниже). Но если использовать бонды как тихую гавань, где можно переждать, пока фондовый рынок хоть как-то определится с направлением движения, то покупать их заранее - хорошее решение: хотя бы потери от инфляции можно будет уменьшить. У инвестиций в акции минус только один, правда, существенный: поручиться за их рост нельзя. Вариантов два: покупать акции напрямую или через ПИФы. Конечно, ПИФы - более спокойный способ инвестирования и более доступный. Однако если акции на дне и средств достаточно, то лучше самостоятельно формировать портфель.
Следующий вопрос - что покупать. Аналитики предполагают, что в ближайшем будущем повторения бешеного роста рынка не предвидится, поэтому относиться к выбору объектов инвестирования придется более серьезно. Многое зависит от того, на какой период человек предпочитает стать инвестором. Если привычка "играть в короткую" преобладает, то, безусловно, стоит выбрать наиболее ликвидные бумаги. Рынок только нащупывает идеи для своего поведения, снижение все же не исключено, поэтому лучше иметь возможность быстро и без особых потерь из него выйти. Если же инвестор намерен войти в бумаги на более долгий период - не менее года, то взять можно и второй эшелон. Индекс РТС-2, демонстрирующий динамику именно менее расторгованных акций, на средне- и долгосрочных периодах демонстрирует схожие темпы роста. Зато среди второго эшелона можно раскопать и бумаги, которые выстрелят в большей степени. Теоретически самым лучшим вариантом инвестирования при волатильности рынка могли бы стать ОФБУ*(2) и производные инструменты. Однако рынок деривативов пока не стал особенно популярным, да и работать на нем сложнее, чем с ПИФами или акциями, а ОФБУ пока не очень хорошо используют свои конкурентные преимущества. Как раз сейчас ОФБУ могли бы активно привлекать клиентов: ведь они обладают большей гибкостью, чем ПИФы, и способны работать на самых разных рынках, с самими разными активами. Так, ОФБУ может вывести все свои активы из акций в деньги и переждать неблагоприятный период или поиграть на рынке производных инструментов. Существуют агрессивные фонды с высокой степенью инвестиционного риска, которые формируют структуру своих активов в соответствии с составом индексов. Такие фонды предполагают пассивное управление. Фонды активного управления более гибко реагируют на изменения на фондовом рынке и в условиях сильной волатильности предпочтительнее. Чтобы выбрать ОФБУ, необходимо проанализировать динамику их доходности за прошлые периоды. В случаях, когда рынок падает, фонды с активным управлением обычно снижаются медленнее, а иногда и остаются на неизменном уровне доходности. Лучше посмотреть на поведение фонда в ретроспективе трех-четырех падений. Неплохим вариантом может стать вложение в ОФБУ, которые гарантируют возврат инвестированного капитала. Это так называемые структурированные финансовые продукты типа фондов "Гарант" (Юниаструм Банк). Данный тип позволяет получить одновременно и плюсы инвестирования в рынок акций, что подразумевает высокую доходность, и плюсы инвестирования в депозиты.
Однако, несмотря на то, что ОФБУ теоретически могут зарабатывать и на падающем рынке, до сих пор практически все фонды на период волатильности занимают консервативную стратегию - переводят активы в деньги и в документы с фиксированной доходностью и ждут, пока обозначится тренд, чтобы уже тогда начать игру на повышение. А например, производный рынок, который позволяет получать доходы при полном отсутствии тренда на рынке акций или хеджировать риски на случай его падения, у ОФБУ вообще не пользуется популярностью. Дело в том, что, когда деривативы применяются как страховка от падения, доход при росте рынка становится несколько меньше, что не слишком нравится клиентам (ОФБУ до сих пор интересны исключительно своей высокой доходностью, а не надежностью). Когда же фонд пытается спекулировать на рынке производных, он, как правило, создает сложные конструкции с помощью опционов, что подразумевает такой же уровень риска, как и при работе с акциями. Подобные конструкции позволяют выдерживать 15%-ное падение рынка, но в случае более глубокого и резкого падения, к примеру на 30%, резко сокращается ликвидность на рынке производных финансовых инструментов, что в свою очередь не позволяет быстро закрыть позиции по опционам и в этом случае фонд может упасть вместе с рынком. На рынке производных можно играть и самостоятельно: считается, что когда рынок "ходит в коридоре", заработать на деривативах проще, чем на акциях. Тем более что сейчас физическим лицам доступны фьючерсы не только на отдельные акции и индекс РТС, но и на традиционно близкое и понятное россиянам сырье - нефть и золото. С учетом того, что товарным рынкам многие аналитики предрекают рост, можно попробовать с помощью фьючерсов приобщиться и к ним. Таким образом, в период волатильности риск любых вложений, кроме самых низкодоходных, возрастает. Тем, кто еще не выходил из бумаг или фондов, делать этого, конечно, не стоит: на выходе и последующем входе можно потерять до 10% потенциального дохода. А вот по поводу входа на рынок (из "кэша" или облигаций) придется решать самостоятельно: либо рисковать и использовать какую-нибудь из приведенных выше стратегий, либо ждать, пока рынок все же начнет расти.
Несмотря на то что объем рынка ОФБУ (около 50 млрд руб.) значительно уступает рынку ПИФов, суммарные активы которых сейчас превышают 650 млрд руб., конкуренция между ними становится все острее. Крупнейшие банковские фонды уже вплотную приблизились к лидерам рынка ПИФов. Более половины средств, инвестируемых в российский фондовый рынок, поступает от отечественных инвесторов: 30% приходится на российских институциональных инвесторов, 25% - на российские же банки и 45% - на международные фонды. При этом в России весьма быстрыми темпами развивается и сам сектор институциональных инвесторов, стало намного больше тех, кто хочет самостоятельно играть на бирже. Однако большая часть накоплений граждан до сих пор приходится на банковские депозиты (более 70%), что соответствует нынешнему состоянию российской экономики. При этом склонность населения к сбережению в последние годы снижается. Россияне сейчас предпочитают не накапливать средства, а тратить их. Сегодня чистые накопления граждан составляют не более 2% ВВП, что является очень низким показателем.
Всего суммарный объем IPO российских инвест-фондов в 2007 году составил 204,5 млрд руб., тогда как в 2006-м этот показатель составлял 48,9 млрд руб. Львиную долю прироста активов обеспечили ЗПИФы (197 млрд руб.), число которых выросло на 80 фондов. Крупнейшим проектом в прошлом году стало создание в начале года фонда "Альянс Континенталь" (УК "Континенталь") с активами в 82,89 млрд руб. В то же время объем привлечения в открытые паевые фонды и ОФБУ в прошлом году составил всего 7,27 млрд руб. Интервальные фонды, напротив, за год потеряли свыше 2,44 млрд руб. Такой результат напрямую связан с низкой доходностью, которую продемонстрировало большинство фондов в прошлом году. Среди фондов акций лучшие результаты были у закрытых фондов, средняя доходность которых составила 16,17%, тогда как открытые ПИФы акций и ОФБУ смогли в среднем заработать только 8,67%. Лучшую доходность среди фондов активного управления показали фонд "Премьер - Нефть Удвоенный" (Юниаструм Банк), заработавший 83% и ПИФ под управлением УК "Альфа-Капитал" "Альфа-Капитал Акции роста", прирост стоимости пая которого превысил 78,3%. При этом из 158 ПИФов акций 28 показали отрицательные результаты и лишь 15 смогли превысить планку доходности в 25%. В итоге у ряда крупных игроков наблюдался отток средств. Например, фонды УК "Тройка Диалог" за год потеряли свыше 3 млрд руб. Абсолютным лидером по оттоку средств из фондов стала УК "Уралсиб": с начала года фонды под управлением компании потеряли более 15 млрд руб. Напротив, наибольшую прибыль в прошлом году инвесторам принесли фонды недвижимости, в среднем их доходность держалась на уровне 60%, а доходность отдельных ЗПИФов недвижимости достигала 1000%. Например, стоимость пая фонда "Велес Агроинвест" (УК "Велес Менеджмент") с начала года выросла на 1774% (столь высокий рост паев фонда связан с тем, компания получила разрешение на дачное строительство).
Уже сейчас неподготовленные инвесторы предпочитают работать с ПИФами, а более продвинутые - с ОФБУ. Аналитики фондового рынка, эксперты в области коллективных инвестиций прогнозируют незначительное замедление роста доходов, хотя результаты будут зависеть от успешности работы отдельно взятых фондов. ПИФам прогнозируют в ближайшее чуть более динамичное развитие. По некоторым прогнозам, к 2009 году количество участников рынка коллективных инвестиций составит более 1% трудоспособного населения России. ОФБУ также имеют шанс улучшить свои показатели на фоне прогнозируемой волатильности. Ведь эти фонды предоставляют возможность инвестировать в западные рынки - сырьевые и фондовые, что позволяет более взвешенно, с меньшей степенью риска формировать портфель вложений в неспокойные времена. Потребность в институте коллективных инвестиций в последнее время возникла вовсе не случайно. На фоне укрепления курса рубля такие ранее привычные для россиянина способы сохранения личных накоплений, как перевод рублевой наличности в иностранную валюту или открытие банковских депозитов, стали приносить отрицательную доходность. По мере стабилизации российской экономики становится все более ясным: для того чтобы приносить приличную доходность, деньги должны работать. Однако небольшие средства мелкого вкладчика могут эффективно использоваться лишь в том случае, когда они используются в складчину. Вложив деньги в разные инструменты, можно рассчитывать на получение высокого дохода и нивелирование риска потери всего. Традиционно финансовые консультанты советуют большую часть средств инвестировать в высоконадежные инструменты. Например, размещать на банковских депозитах до 40-50% от общей суммы сбережений. А остальную часть распределять в соответствии с собственным отношением к риску.
Риски электронного банкинга (е-банкинга)
Переход к электронному способу ведения бизнеса кардинальным образом изменяет соотношение между различными видами риска, с которыми сталкиваются банки. Специфический характер электронного банкинга*(3) в наибольшей степени влияет на операционный, юридический риски и риск репутации.
В результате применения новых технологий потребуются изменения в надзорных процедурах, касающихся таких факторов риска, как безопасность, конфиденциальность информации, целостность данных и систем, работоспособность систем, аутсорсинг. Для виртуальных банков, осуществляющих все операции через электронные каналы, эти факторы имеют первостепенное значение. Во многих странах с распространенным е-банкингом органы банковского надзора выработали внутренние инструкции для проверяющих, а также в ряде случаев - руководства для банков (примерами служат Франция, Бельгия, США и Сингапур).
Первостепенное место в операционном риске в е-банкинге занимает безопасность. Несанкционированный доступ в систему с помощью различных видов атак с целью использования конфиденциальной информации, манипулирования данными, отказа от обслуживания или нарушения целостности информации - все это требует неусыпного внимания. Меры безопасности должны обеспечивать конфиденциальность информации и целостность системы и данных. Они состоят в сочетании технических и программных средств, административных процедур и методов управления персоналом. К основным принципам обеспечения безопасности можно отнести "разделение функций" и "контроль доступа", а к основным мерам - тщательную отработку средств межсетевой защиты (брандмауэров), надежные методы шифрования и идентификации, процедуры санкционированного доступа, адекватные методы резервирования и восстановления, обновляемые антивирусные средства.
Работоспособность системы является не менее важным критерием риска наряду с безопасностью. Эффективное использование потенциала электронного банковского обслуживания требует круглосуточной и надежной работы систем, короткой ответной реакции и быстрой восстанавливаемости. Не обойтись и без планирования производственных мощностей, связанного с ростом объемов операций и развитием новых технологий. Сюда входят финансовое планирование новых инвестиций, кадровое планирование с учетом требуемых квалификаций и возможность получения услуг от внешних поставщиков.
В последнее время существенным фактором операционного риска является растущая зависимость от аутсорсинга, который может служить дополнительным источником угрозы, а также воздействовать на целостность данных и работоспособность системы. Поэтому необходимыми элементами управления банковским риском должны быть проведение тщательных предварительных исследований, обеспечение адекватности контрактов, разработка ситуационных планов и мониторинг качества предоставляемых внешних услуг. В то же время более высокая компетентность внешнего поставщика конкретной услуги может привести к снижению затрат и операционного риска для данного банка.
Факторами риска потери репутации, помимо работоспособности и целостности системы и конфиденциальности информации, являются любые другие проблемы безопасности операций. Для банков, целиком или преимущественно опирающихся на электронные каналы обслуживания, степень риска потери репутации выше, чем у традиционных банков. Трудности, испытываемые одним виртуальным банком, могут оказать влияние на другие виртуальные банки, если клиенты теряют доверие ко всем электронным каналам или видят в слабостях банков неэффективность надзора за системой в целом. Решающее значение для минимизации риска потери репутации страны в результате слабости надзора в принимающей стране имеет двустороннее сотрудничество между домашними органами надзора и органами принимающей страны. В условиях роста риска репутации также возрастает значение планов кризисного управления и процедур, необходимых в случае потери доверия к е-бэнкингу.
Кроме того, е-банкинг способен повысить степень юридического риска, поскольку виртуальные банки не всегда располагают достаточными ресурсами для адаптации к условиям новых юрисдикций, в которых они предлагают услуги. Если для открытия операций в принимающей стране не требуется специальной лицензии, юридический риск может быть еще выше в результате отсутствия контакта между виртуальным банком и органом надзора принимающей страны и, следовательно, неведения банка относительно изменений норм регулирования.
Двумя другими важными источниками юридического риска являются: возможная неопределенность относительно того, какое законодательство распространяется на операции е-банкинга - юрисдикции лицензирования или юрисдикции, в которой предлагаются услуги, тем более что эти законодательства могут противоречить друг другу. И как следствие этого - сложность принуждения к исполнению законов, особенно относящихся к новым областям права, например электронным контрактам и цифровым подписям.
Важны и другие риски. Так, электронное банковское обслуживание связано со стратегическим и деловым риском. Факторами, отличающими характер риска е-банкинга от других стратегических решений, являются сложность технологии и ее быстрое изменение, несущественность государственных границ для банковской деятельности и конкуренции, сама новизна е-банкинга, затрудняющая прогнозирование возможностей бизнеса, глобальный характер конкуренции и легкость изменения потребительских предпочтений. Стремясь сформировать потребительскую базу, "виртуальные" банки принимают в высшей степени конкурентную стратегию ценообразования, что заслуживает внимания со стороны органов надзора. Необходимость использования новейших и испытанных технологий повышает уровень стартовых инвестиций, потребности в адекватных компетенциях и ресурсах. Органы надзора должны убедиться, что банковский менеджмент учитывает соответствующие риски и тщательно выбирает стратегические решения с тем, чтобы увеличение неопределенности компенсировалось дополнительными выгодами.
Расширение географических рамок клиентуры за счет электронного обслуживания и отсутствие непосредственных контактов с потребителями могут воздействовать на кредитный риск. Анализ кредитного риска затрудняется при ограниченности информации об условиях ведения бизнеса в той или иной стране и особенно при отсутствии личных отношений с потребителями. Как правило, банки, предлагающие услуги в менее знакомых им регионах или странах, испытывают большую степень любого вида риска. В то же время результатом более широкого географического охвата может стать диверсификация и улучшение структуры кредитного портфеля, что могло бы снизить кредитный риск отдельных банков.
Е-банкинг также может повлиять на риск ликвидности. Более высокий риск виртуальных банков может потребовать более высокого уровня ликвидности. Органам надзора может понадобиться усиление мониторинга, а также слежение за достаточностью обеспечения, которое может быть использовано для временной поддержки ликвидности. В принципе функция центрального банка как последнего кредитора должна таким же образом применяться в отношении виртуальных банков, как и традиционных. Временные ссуды против обеспечения должны предоставляться центральным банком неликвидным, но платежеспособным виртуальным банкам, лицензированным в данной стране. Кредитование виртуального банка, находящегося под риском неплатежеспособности, должно рассматриваться только при его важности с системной точки зрения. Предпочтительным, однако, является использование в этом случае бюджетных средств.
Влияние е-банкинга на рыночный риск двояко. С одной стороны, расширяющаяся эмиссия и торговля ценными бумагами через интернет способна повысить нестабильность цен, увеличив тем самым риск банков, осуществляющих брокерские операции с депозитами, передачу ссуд третьим лицам или программы секьюритизации. С другой стороны, рост объемов торговли ценными бумагами может повысить их ликвидность. Органы надзора должны проводить оценку воздействия этих факторов на отдельные банки и качества их управления соответствующими рисками.
Е-банкинг не должен оказывать какое-либо влияние на валютный риск. Даже если отдельные банки будут в состоянии принимать больше валютных вкладов и (или) предоставлять ссуды в иностранной валюте расширяющейся международной клиентуре, валютный риск определяется способностью хеджировать любые позиции независимо от их происхождения. Однако хеджирование валютного риска для валют, имеющих незначительные обороты, может потребовать существенных затрат и соответствующего анализа.
Достаточно существенная проблема, связанная с электронным банкингом, и в частности с интернет-банкингом, состоит в возможности его использования для отмывания денег. В этой связи в ряде стран приняты специальные нормы регулирования и руководства по идентификации клиентов. Некоторые страны (США, Великобритания) распространили действующие в отношении почтового и телефонного банкинга нормы регулирования на интернет-банкинг, другие разработали дополнительные рекомендации. Рекомендуется, например, проведение серии проверок личности на основании различных документов. Отмечается, что мониторинг электронных транзакций требует особой бдительности. Предлагаемые меры по борьбе с отмыванием денег не отличаются от мер, применяемых в обычных банковских операциях, но требуют большего внимания, особенно быстрой реакции и возможности приостановления исполнения операции. От банков требуется слежение и составление профиля операций по счетам каждого клиента с целью выявления подозрительных транзакций. Критериями подозрительности служат, например, определенные регионы, особенно несотрудничающие страны и территории согласно классификации ФАТФ, а также значительные объемы и серии транзакций. Глобальный характер е-банкинга повышает значение международной координации законодательства и регулирования во избежание создания убежищ для криминальной деятельности. Отсюда рекомендация ФАТФ по достижению единообразия стандартов в различных юрисдикциях.
В современной жизни важную роль в снижении рисков играет обучение потребителей. Банки должны обеспечивать легкодоступные и понятные консультации относительно соблюдения мер безопасности и конфиденциальности. Органы надзора могут стать важнейшим проводником мер защиты потребителей, поддерживая процесс обучения и требуя от банков внимания к этим вопросам.
Некоторые надзорные инстанции рассматривают обучение потребителей банковских услуг как одну из своих задач. Например, в США Федеральная корпорация страхования депозитов дает на своем сайте информацию, позволяющую идентифицировать официально зарегистрированные электронные банки, включенные в систему страхования, предоставляет советы и помощь по интернет-банкингу, а также официальные документы, предупреждающие об организациях, могущих проводить несанкционированные банковские операции.
Возрастание рисков в результате воздействия факторов технологии и глобализации вызывает необходимость в международном сотрудничестве органов надзора, требует включения управления рисками электронного банкинга в качестве интегрального элемента политики управления банковскими рисками. Факторами риска электронного банкинга являются также зависимость от ограниченного числа высокоспециализированных поставщиков технологий и возможность потери доверия к этим технологиям и к безопасности электронных операций, что может вызвать цепную реакцию.
Со второй половины 1990-х годов банки разных стран мира все активнее используют электронные каналы для деловых связей и бизнеса не только на национальном, но и на международном рынке. Большинство банков предлагает свои электронные продукты и услуги на зарубежных рынках через размещенные там подразделения. Некоторые банки начали оказывать трансграничные электронные услуги резидентам других стран напрямую - без посредничества своих подразделений на их территории, т.е. без физического там присутствия. Однако этот вид деятельности банков развивается не столь быстрыми темпами, как внутренний е-банкинг, что в значительной мере связано с настороженным отношением потребителей к вопросам безопасности и надежности трансграничных электронных сделок с иностранными банками и с опасениями самих банков, что они могут нарушить действующее национальное законодательство.
Вместе с тем руководители банков и органов надзора за ними предвидят существенный потенциал роста трансграничных электронных операций в ближайшие годы по двум причинам. Во-первых, по мере распространения е-банкинга внутри отдельных стран потребители будут все меньше внимания обращать на национальность кредитно-финансового учреждения, которое предоставляет необходимые им продукты и услуги. Во-вторых, дальнейшие технологические инновации будут расширять возможности банков по доведению продуктов и услуг через электронные каналы до целевой группы потребителей, не прилагая усилий для создания структур, обеспечивающих физическое присутствие в иностранных государствах, и без существенных инвестиций.
Национальные надзорные органы сталкиваются с проблемами обеспечения эффективного надзора за операциями на собственном рынке при поступлении услуг из зарубежных стран и за деятельностью на иностранных рынках банков, лицензированных в своей юрисдикции. Обе проблемы не новы, но новые технологии и новые каналы предоставления электронных продуктов и услуг придают им особую значимость.
Широкомасштабное развитие трансграничного е-банкинга пробуждает к жизни и новые риски, связанные с ним, усиливая одновременно уже известные стратегический риск, риск для репутации, операционный риск и страновой риск. Наиболее существенным из новых рисков является так называемый правовой риск, заключающий в возможности нарушений национальных законодательств и регламентаций, в том числе законов о защите потребителей, о рекламе, финансовой отчетности, конфиденциальности и т.д. Степень этого риска определяется общим состоянием правовой неопределенности в отношении того, как будут применяться национальные правовые нормы и регламентации к трансграничным операциям, как будут распределяться роли и ответственность между страной размещения банка и страной, резиденты которой пользуются е-банкингом.
Несмотря на то что национальные органы надзора за банковской деятельностью не вправе решать спорные юридические вопросы и влиять на законодательство других стран, по мнению Базельского комитета, они могут развивать сотрудничество друг с другом по вопросам регулирования трансграничного е-банкинга. Кроме того, они должны повысить эффективность контроля над банками, входящими в сферу их компетенций и занимающимися трансграничными операциями. Их "программа контроля" обязательно должна охватывать трансграничный е-банкинг и концентрироваться на обязательствах банков по управлению рисками.
Банк международных расчетов и действующий при нем БКБН с целью проведения анализа и обмена опытом между органами надзора в сфере разработки принципов пруденциального регулирования электронных банковских операций создали Группу по электронному банкингу, документы которой призваны определить роль и ответственность надзорных органов страны происхождения и принимающей страны, а также основные принципы кооперации между этими органами и обмена информацией между ними. Эти документы исходят из того, что е-банкинг является расширенной формой традиционной банковской деятельности, которая использует электронные каналы продажи своих продуктов и услуг, а потому действующие в отдельных странах законы и регламентации банковской деятельности должны быть распространены и на е-банкинг Точно так же принципы деятельности и сотрудничества органов надзора страны происхождения и принимающей страны применимы к е-банкингу.
Трансграничный е-банкинг в международной практике определяется как предоставление банком одной страны банковских продуктов и услуг в режиме онлайн резидентам другой страны. В этом определении не отражены правовые аспекты, в частности, касающиеся права местных органов власти лицензировать банковскую деятельность или применять местные законы в отношении иностранных организаций, занимающихся трансграничным е-банкингом в их стране. В нем также не отражены особенности национальных определений банковской деятельности или критериев ее регулирования и лицензирования. Во многих юрисдикциях между тем иностранный банк, который обязан получить лицензию как местный банк, должен иметь физическое присутствие (подразделение) в стране и использовать его для операций с местными резидентами. Однако в некоторых юрисдикциях действует правило, согласно которому местные органы надзора вправе разрешить иностранному банку получить лицензию и без обязательно физического присутствия. В ЕС действует механизм "европейского паспорта", основанный на взаимном признании правовых норм, по которому трансграничные розничные электронные услуги могут предоставляться на территории стран-участниц по упрощенной процедуре лицензирования.
Лицензирование виртуальных банков осуществляется на тех же или сходных условиях, что и традиционных банков. Некоторые органы банковского надзора и регулирования вводят новые нормативные положения, связанные со спецификой электронных банковских операций и соответствующих рисков. При этом большое значение приобретают такие вопросы, как обстоятельства, требующие выдачи лицензии, способы предотвращения нарушений.
Говоря о международным характере электронных банковских операций, нельзя упускать из виду, что если банковские учреждения одной страны обслуживают клиентов в других странах, орган надзора этой страны должен осуществлять наблюдение на консолидированной основе, поскольку надзор принимающей страны ограничен деятельностью банка на местном рынке. Базельский комитет рекомендует, чтобы орган надзора страны регистрации снабжал органы надзора принимающих стран соответствующей информацией. Если принимающая сторона озабочена эффективностью домашнего надзора, должны быть организованы меры по сотрудничеству.
Подавляющее большинство органов надзора требуют лицензирования виртуальных банков во всех странах, где они предоставляют услуги, с целью обеспечения защиты местных резидентов и банковских систем. Это особенно важно в тех случаях, когда эффективность домашнего надзора и сотрудничества не отвечает потребностям. По существу, от "виртуальных" банков могут потребовать создания сети лицензированных отделений в этих странах. Такая практика существует, например, в большинстве стран ЕС и в США. Методы осуществления надзора за "виртуальными" и традиционными банками едины, инспекционные проверки на месте проводятся в административных офисах "виртуальных" банков, однако дополнительное внимание уделяется рискам электронного банкинга.
Потенциалом расширения недостаточно регулируемой деятельности обладает виртуальное офшорное банковское обслуживание. Если офшорные банки распространяют свою деятельность на клиентов в данной стране, ее орган надзора должен определить, предоставляются ли услуги только в офшорном банковском центре или также и в его стране. В последнем случае такое обслуживание должно быть запрещено или поставлено под действие стандартного регулирования, поскольку эффективный банковский надзор требует применения единых норм и процедур пруденциального регулирования на внутреннем рынке.
А. Саркисянц,
к.э.н.
"Бухгалтерия и банки", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Через обычные мобильные телефоны можно получать только SMS-оповещения, по телефонам с выходом в интернет (через WAP) можно узнать остаток на счете и движение денежных средств, через смартфон (с реализованной поддержкой электронной цифровой подписи) можно уже осуществлять платежи.
*(2) Доверительными управляющими ОФБУ являются кредитные организации, регулирующую функцию осуществляет Банк России, а объектом доверительного управления могут быть денежные средства в российской и иностранных валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты. Для ОФБУ требования к инвестиционной политике заключаются всего в одном положении: фонд не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента и группы эмитентов, которые связаны между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением. Но это ограничение не распространяется на государственные ценные бумаги.
*(3) Согласно определению Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), "электронное банковское дело, или е-банкинг (e-banking), включает предоставление розничных и незначительных по объему банковских продуктов и услуг через электронные банковские каналы, а также значительных по объему электронных платежей и других оптовых банковских услуг электронным способом". Интернет-банкинг является подвидом электронного банкинга. Для обозначения предоставления банковских услуг в отличие от предоставления информации применяется также термин "транзакционный е-банкинг".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540