"1С:Предприятие 8" в промышленном авиахолдинге
ОАО "Компания "Сухой" является одним из крупнейших российских авиационных холдингов, в состав которого входят ведущие конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении - от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. В настоящее время она занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей и является крупнейшим российским поставщиком авиационной техники на экспорт. Для гражданской авиации компания "Гражданские самолеты Сухого", являющаяся дочерним предприятием "Компании "Сухой", совместно с корпорацией "Boeing", а также рядом российских и европейских производителей ведут разработку региональных пассажирских самолетов "SuperJet-100". В холдинге работают около 31 тыс. человек.
Активная деятельность компании в последние годы привела к появлению новых филиалов и увеличению документооборота. По этой и по ряду других причин у нее появилась необходимость в информационной системе большей производительности, а также обладающей новыми развитыми функциональными возможностями, соответствующими изменившимся потребностям. В результате ее руководство приняло решение о внедрении новой автоматизированной системы на платформе "1С:Предприятие 8".
Работы по автоматизации были поручены специалистам компании "1С:Хомнет Консалтинг" (1С:Франчайзи, г. Москва), с которой холдинг плодотворно сотрудничает начиная с 2004 г.
Одной из главных задач проекта являлась автоматизация бухгалтерского и налогового учета компании. В системе требовалось также реализовать расчет заработной платы и кадровый учет. Для создания автоматизированной системы были использованы типовые прикладные решения "1С:Бухгалтерия 8" и "1С:Зарплата и Управление персоналом 8" на платформе "1С:Предприятие 8".
При разработке информационной системы "Компании "Сухой" специалисты "Хомнет Консалтинг" учли опыт, полученный ранее при автоматизации бухгалтерского учета головного предприятия холдинга на платформе "1С:Предприятие 7.7", а также особенности деятельности компании.
В состав холдинга входит несколько крупных предприятий, которые находятся в разных регионах России и за рубежом. К особенностям его деятельности относятся большое количество проектов и контрактов с длительными сроками реализации, активная внешне-экономическая деятельность и необходимость учета в контрактах требований зарубежных партнеров. На предприятии используются, как правило, многоэтапные финансовые схемы реализации контрактов. В соответствии с требованием заказчика следовало предусмотреть взаимодействие системы с приложениями, которые используются на предприятии: пакет MS Office и Hyperion Enterprise - специализированный программный продукт для формирования пакета консолидированной финансовой отчетности в соответствии с российскими стандартами, МСФО или GAAP.
При разработке и внедрении автоматизированной системы были использованы проектная технология и система управления качеством, по которой компания "1С:Хомнет Консалтинг" сертифицирована на соответствие международным стандартам ISO 9001:2000. В результате выполнения проекта было автоматизировано 50 рабочих мест.
Рассмотрим некоторые особенности автоматизированной системы.
Бухгалтерский и налоговый учет
В системе реализована схема ведения учета в нескольких российских и зарубежных филиалах. Для ведения распределенной информационной базы и составления филиальной сметы предусмотрены документы: "Поступление материалов", "Услуги сторонних организаций", "Передача материалов в филиалы".
Для проведения инвентаризации на участках учета основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности и др. в системе используется комплект инвентаризационных описей.
План счетов налогового учета настроен в соответствии с требованиями к ведению учета, отчетности и анализу операций, облагаемых и не облагаемых налогом на прибыль.
В соответствии с пожеланиями заказчика в системе значительно усилена роль отделов планирования. Предусмотрена функционально насыщенная схема планирования и учета расходов по контрактам, автоматизировано планирование затрат при позаказном методе учета расходов.
Для оптимизации бизнес-процессов и сокращения временных затрат предназначен пакет отчетов для управленческого учета финансовой и производственной деятельности компании. В соответствии со спецификой финансовой деятельности автоматизированы расчет и учет процентов по кредитам и займам.
Регламентированная бухгалтерская и налоговая отчетность в системе приведена в соответствие особенностям деятельности холдинга. Структура бухгалтерского баланса компании по форме N 1, например, реализована с учетом ее финансовой деятельности. Предусмотрены разделение долгосрочной и краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности, учет процентов по долгосрочным кредитам и т.д. Автоматизировано и получение статистической отчетности по формам П-1, П-2, П-3 и 5-З.
Кроме того, при разработке новой информационной системы был усовершенствован ряд функциональных возможностей, реализованных специалистами "1С:Хомнет Консалтинг" в прежней системе на платформе "1С:Предприятие 7.7". Это относится, например, к учету авансовых отчетов при расчете по корпоративным картам, учету клиринговых операций, выполненных через комиссионеров, и т.д. Реализована также возможность учета аванса по произвольным курсам при расчете суммовых разниц.
Перенос остатков в новую систему был выполнен с помощью решения "1С:Предприятие. Конвертация данных".
Учет НДС
В системе реализован достаточно сложный учет налога на добавленную стоимость (НДС). Для ведения учета НДС настроен План счетов бухгалтерского учета, предусмотрены специальные документы по учету "входящего" НДС - "Запись книги покупок по НДС налогового агента" и "Сторно НДС".
Распределение хозяйственных операций на облагаемые и не облагаемые НДС, а также на облагаемые НДС по ставке 0% выполняется с помощью документа "Распределение входящего НДС". Для анализа НДС в системе предусмотрены соответствующие отчеты.
Расчет заработной платы и кадровый учет
В соответствии с пожеланиями заказчика в системе реализованы специфические механизмы для расчета среднего заработка, а также отчетность для кадрового учета и расчета заработной платы. Выполнен перенос данных из "1С:Зарплата и Кадры 7.7" в "1С:Зарплата и Управление персоналом 8". Проведено обучение пользователей.
Следует отметить, что после перехода на новую информационную систему скорость расчета Единого социального налога (ЕСН), например, и формирования отчетности по ЕСН увеличилась примерно в 50 раз.
В системе реализован механизм для загрузки из файлов Excel данных о ежемесячных премиях. Предусмотрены также механизмы для автоматического формирования списков на выплату через кассу и карточные счета. Настроена гибкая система выгрузки проводок в программу "1С:Бухгалтерия 8".
Все печатные формы кадрового учета приведены в соответствии с внутренними стандартами компании. Предусмотрено формирование статистической отчетности по форме П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".
Результаты проекта
После внедрения в холдинге информационной системы на платформе "1С:Предприятие 8" пользователи работают в современной, гибкой и дружелюбной среде. Новые возможности платформы позволили вести более подробный и масштабный учет, получать оперативную и итоговую информацию о финансовом состоянии компании. Благодаря автоматизации документооборота и бизнес-процессов значительно снизились трудозатраты. В результате выполнения проекта автоматизации компания получила комплексную автоматизированную систему, которая соответствует всем требованиям руководства и российского законодательства.
Е. Юстус,
1С:Франчайзи "1С:Хомнет"
Контактный телефон (495) 967-81-52
"Финансовая газета", N 43, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71