Добыча и производство золота:
особенности исчисления НДПИ
Драгоценные металлы, и в частности золото, играют двоякую роль: с одной стороны, функционируют как обыкновенный товар и используются в промышленном производстве (электроника, медицина и т.д.), с другой - выполняют монетарные функции, являясь предметом инвестиций, удобным инструментом банковских и иного рода финансовых операций, универсальной валютой.
Общие показатели. Меры государственного регулирования
Россия - одна из немногих стран, обладающая огромными запасами золота (рис. 1).
По данным World Gold Council*(1), запасы золота в государственном резерве России в декабре 2007 года составили 438,2 т. При этом Россия переместилась с 12-го на 11-е место в мире по объему золота, находящегося в государственном резерве.
Золотодобыча в России кардинально отличается от золотодобычи в любой другой стране по своим природно-экономическим условиям и истории развития.
Так, в отличие от других стран - производителей золота в России значительная его часть (от 90% в XIX веке до 70% в настоящее время) добывается из россыпей. Использование этого вида месторождений более эффективно, так как требует меньшего времени и меньших затрат, чем освоение рудных месторождений. Это особенно важно в условиях отдаленности районов золотодобычи и отсутствия транспортных сетей и иной инфраструктуры.
Данные по объемам добычи золота в России и динамика производства золота приводятся на рис. 2 и в табл. 1.
Как видно, в 2007 году добыча золота снизилась на 1,6%, с 147,6 до 145,3 т, а производство попутного и вторичного золота возросло соответственно на 3,4% и 17,8%.
Не секрет, что и добыча, и обращение золота всегда были очень прибыльным делом. Для сравнения: из одной тонны золотой руды добывается золота в среднем на сумму, в несколько раз превышающую стоимость основного полезного ископаемого, добываемого из одной тонны железной руды. При этом издержки при добыче золота в 1,5 раза ниже.
Современный этап развития золотодобывающей промышленности начался с распадом СССР. Тогда в целях формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации как важнейшего условия ее государственного суверенитета был принят Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории России" (действовал до середины 2000 года).
"Рис. 1"
Таблица 1. Динамика производства золота в 2006 и 2007 гг., кг
Производство | 2007 год | 2006 год | Отношение показателя 2007 года к 2006 году, % |
Попутного золота | 12120,8 | 11721,3 | Ю3,4 |
Вторичного золота | 5866,9 | 4980,5 | П7,8 |
А с 1 мая 1992 г. расчетные цены на аффинированные золото и серебро в слитках и порошке, сдаваемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации предприятиями и организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, устанавливались исходя из мирового уровня их стоимости в долларах США с учетом рыночного курса рубля Центрального банка России (Постановление Правительства РФ от 30.04.1992 N 279).
Позже, в связи с вступлением РФ в Международный валютный фонд и необходимостью предоставления ему сведений о добыче и производстве золота было принято
Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 N 536 "О сведениях о добыче и производстве золота", которым, в частности, снят гриф секретности со сведений о квотах на добычу золота и отчетных данных о его добыче и производстве в Российской Федерации в целом, а также по предприятиям и организациям независимо от форм собственности.
Для более эффективного использования золотовалютных резервов Правительством РФ был намечен выпуск золотых сертификатов 1993 года (Постановление от 25.09.1993 N 980), которые могли свободно реализовываться физическим и юридическим лицам Российской Федерации, а также нерезидентам.
Объем продажи был определен в количестве, соответствующем стоимости 100 т золота. Все золотые сертификаты являлись именными. Номинал сертификата - 10 кг золота пробы 0,9999.
Доходность по сертификатам гарантировалась Минфином России на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР*(2) по долларам США, публикуемой в газете Financial Times, плюс 3%.
Если на рубеже 1990-х гг. золото в России добывалось крупными государственными объединениями, то после 1995 года основными производителями стали средние и мелкие артели, которые преобразовались в акционерные общества и смогли выдержать разразившийся в то время экономический кризис.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов, их добычи, производства, использования и обращения, а также заготовки лома и отходов драгоценных металлов.
Это регулирование осуществляется посредством лицензирования пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни; преимущественного права приобретения добываемых драгоценных металлов для соответствующих государственных фондов; установления требований к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с ними; нормативно-правовой регламентации действий организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с этими металлами на внутреннем и внешнем рынках; специального учета указанных организаций и индивидуальных предпринимателей; контроля за соблюдением российского законодательства в области геологического изучения и разведки месторождений этих металлов, их добычи, производства, использования и обращения; определения Президентом РФ порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней; особого порядка таможенного контроля за ввозом на территорию России и вывозом с ее территории драгоценных металлов, а также изделий из них; определения порядка сертификации драгоценных металлов и изделий из них; установления перечня организаций, проводящих аффинаж драгоценных металлов.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области геологического изучения и разведки золотоносных месторождений, добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) золота, является Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ).
В нем даны определения таких понятий, как: добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;
производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;
аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.
Из недавно принятых нормативных правовых актов следует выделить Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ) и принятый в связи с его изданием Федеральный закон от 29.04.2008 N 58-ФЗ.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона N 57-ФЗ иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над стратегическими обществами*(3).
Подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Законом N 57-ФЗ, сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями, в результате которых эти государства и организации приобретают право: - прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы упомянутых обществ;
- блокировать решения органов управления таких обществ;
- прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы стратегических обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения.
Следует отметить, что геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения ст. 6 Закона N 57-ФЗ отнесены к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с этим ст. 1 Закона N 58-ФЗ в Закон РФ "О недрах" внесено несколько принципиальных изменений, касающихся месторождений ряда полезных ископаемых, в том числе золота. Так, частью третьей ст. 2.1 Закона РФ "О недрах" установлено, что к участкам недр федерального значения относятся в том числе участки недр, расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 г. запасы коренного золота от 50 т.
Особенности исчисления НДПИ
Главой 26 НК РФ установлен ряд особенностей исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при разработке месторождений драгоценных металлов.
В соответствии со ст. 334 налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
НДПИ уплачивается при разработке месторождений драгоценных металлов налогоплательщиками, видом деятельности которых согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007*(4), является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы), (код 13.20.41).
Виды добытого полезного ископаемого установлены в ст. 337 НК РФ: среди них концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, т.е. извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений (подп. 13).
Таким образом, особенности расчета НДПИ при добыче драгоценных металлов связаны с типом разрабатываемого месторождения. В действующем законодательстве нет определений типов месторождений. Но применительно к горному делу такие определения существуют.
Таблица 2. Химический состав ГСО золота лигатурного
Номер ГСО | Массовая доля золота, % |
Массовая доля серебра, % |
Массовая доля меди, % |
8754-2006 | 0,11 | 0,49 | 99,40 |
8755-2006 | 0,49 | 1,93 | 97,58 |
8756-2006 | 1,97 | 4,90 | 93,13 |
8757-2006 | 4,95 | 9,86 | 85,19 |
8758-2006 | 10,05 | 79,87 | 10,08 |
8759-2006 | 29,94 | 29,90 | 40,16 |
8760-2006 | 50,02 | 49,80 | 0,18 |
8761-2006 | 79,88 | 20,00 | 0,12 |
8762-2006 | 89,91 | 5,07 | 5,02 |
8763-2006 | 98,97 | 0,10 | 0,93 |
Так, коренные месторождения представляют собой первичные скопления минерального вещества в недрах, не подвергшиеся преобразованию и разрушению близ земной поверхности. Они образуют пластовые, жильные и иной формы тела минерального сырья, залегающие среди коренных пород. При эксплуатации этих месторождений необходимо применение взрывных работ. Коренные месторождения - источник россыпей, которые, как правило, размещаются по соседству. Такое совместное нахождение характерно именно для месторождений золота, платины, алмазов, вольфрама и олова.
Россыпные месторождения - скопление обломочных горных пород, содержащих ценные минералы, разработка которых экономически целесообразна и технически возможна. Эти месторождения сформированы в результате физического и химического выветривания горных пород и полезных ископаемых.
Техногенные месторождения являются скоплением минеральных веществ на поверхности земли или в горных выработках, которое пригодно для промышленного использования. Например, отвалы добычи полезного ископаемого, хвостохранилища обогатительных фабрик, складированные отходы металлургического и других производств.
К концентратам и другим полупродуктам относятся в том числе производимые при разработке месторождений концентраты золотосодержащие (код по ОКДП 1323102)*(5); золото лигатурное (код по ОКДП 1323104); шлиховые золото и платина; сплав Доре; осадки цинковые золотосодержащие и др.
Указанная продукция производится на обогатительных (шлихообогатительных) фабриках, фабриках по извлечению золота, промывочных установках, установках кучного и подземного выщелачивания и т.д. Минеральным сырьем, из которого производятся концентраты и другие полупродукты, могут служить извлеченные из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, а также руды и пески техногенных месторождений.
Целесообразно пояснить некоторые вышеприведенные понятия.
По составу золота лигатурного установлены 10 типов государственных стандартных образцов (ГСО 8754-2006-ГСО 8763-2006), характеристики которых приведены в табл. 2.
Они предназначены для метрологического обеспечения аналитического контроля в сфере добычи и переработки золотосодержащего сырья и применения в аналитических лабораториях металлургических и золотодобывающих предприятий, выполняющих анализ и сертификационные испытания.
В настоящее время документы на ГСО проходят процедуру перевода в статус международных стандартных образцов (МСО).
Шлиховое золото относится к самородным. Его получают при промывании золотоносных песков в ковшах, лотках или других приспособлениях. Представляет собой относительно крупные частички.
Сплав Доре - золотосеребряный сплав, который получают на золоторудных месторождениях и отправляют на аффинажные заводы для дальнейшей очистки (содержание золота и/или серебра - не менее 70%, вредными примесями являются железо, свинец, теллур и никель).
Определение количества добытого полезного ископаемого. В соответствии со ст. 339 НК РФ при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Согласно Правилам учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731) учет драгоценных металлов осуществляется в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов. В статистических формах отчетности 5-гр, 70-тп, 71-тп отражаются сведения о запасах полезных ископаемых, состоящих на государственном балансе запасов полезных ископаемых, и изменениях запасов, а также о количестве добытого минерального сырья, содержащего драгоценные металлы (руда, пески), и химически чистого драгоценного металла, содержащегося в минеральном сырье, и их потерях.
Таким образом, ведение учета количества концентратов и иных полупродуктов действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Количество добытого полезного ископаемого, являющегося в соответствии со ст. 337 НК РФ полезными компонентами, содержащимися в добытой многокомпонентной комплексной руде, определяется как количество компонента руды в химически чистом виде.
Не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в общий расчет количества добытого полезного ископаемого не включаются. Таким образом, налоговая база по ним определяется отдельно.
Оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, в соответствии с п. 5 ст. 340 НК РФ производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. То есть при расчете налоговой базы учитываются цены не на полезное ископаемое, а на химически чистый металл, иначе говоря, на продукт переработки (аффинажа).
При расчете стоимости добытого полезного ископаемого необходимо учитывать следующее. Реализованный продукт может быть произведен из полезного ископаемого, добытого не в текущем налоговом периоде, а в одном из предшествующих.
В НК РФ учтен сезонный характер добычи драгоценных металлов. Если в налоговом периоде, за который исчисляется налог, реализация химически чистого металла не производилась, для расчета стоимости полезного ископаемого можно воспользоваться ценами ближайшего из предыдущих налоговых периодов. При этом законодательство не содержит указаний, какой из предыдущих налоговых периодов следует считать ближайшим.
Доля содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого, которая используется для исчисления НДПИ, должна быть подтверждена документально. В случае переработки добытого полезного ископаемого (или его части) используются данные, полученные при его приеме на аффинажный завод. Объем фактически аффинированного металла не применяется для расчета доли, поскольку он не учитывает потери при аффинаже.
Если переработка произведена по истечении налогового периода, налогоплательщик должен подать уточненную декларацию, указав в ней скорректированные данные о доле содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом.
Налоговая ставка. В соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, налогообложение производится по налоговой ставке 6%.
Налоговая ставка 0% (0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) применяется в части нормативных потерь полезных ископаемых (п. 1 ст. 342 НК РФ).
Этот порядок может применяться и при добыче россыпного золота в части нормативных потерь (см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 04.10.2007 N 03-06-06-01/50).
При этом в целях исчисления НДПИ нормативными потерями признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
Учитывая, что полезным ископаемым при разработке коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов признаются не минеральное сырье (руда, пески) и не химически чистый металл, а концентраты и иные полупродукты, содержащие драгоценные металлы, потери полезного ископаемого в данном случае представляют собой потери концентратов и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Количество этих потерь определяется как отношение количества потерь химически чистого драгоценного металла к величине доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого (концентрате и ином полупродукте).
Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, введенными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 (в ред. от 05.02.2007), предусмотрено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации.
Вновь утверждаемые нормативы потерь действуют с момента их утверждения в порядке, установленном указанным Постановлением Правительства РФ. При этом перерасчет НДПИ после утверждения новых нормативов потерь нормами п. 1 ст. 342 НК РФ не предусмотрен.
Возможные изменения в порядке исчисления НДПИ
при добыче драгоценных металлов
Необходимость применения мер налогового стимулирования для развития отечественной золотодобычи отмечалась давно. Так, еще в 2004 году в Магадане на совещании, посвященном состоянию и перспективам развития золотодобычи, ставился вопрос о возможности применения упрощенной системы налогообложения для золотодобывающих организаций и разрешении индивидуального предпринимательства в золотодобыче. Дело в том, что в старых заброшенных поселках, где прежде велась золотодобыча, население, в основном пенсионного возраста, продолжает вести индивидуальную добычу, чем провоцируется незаконный оборот золота. Легализация допуска физических лиц к золотодобыче позволила бы максимально освоить отвалы, отходы и другие объекты непромышленной добычи, уменьшить социальную напряженность во многих золотодобывающих регионах страны за счет увеличения занятости населения, привлечения к дополнительному заработку пенсионеров, снижения теневого оборота драгоценных металлов.
Там же был озвучен ряд предложений, направленных на увеличение темпов роста добычи золота в России. В частности, предлагалось рассмотреть предложения субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по распоряжению участками недр, содержащих отдельные мелкие месторождения россыпного и рудного золота; ввести дифференцированную ставку НДПИ в зависимости от горно-геологических и экономических условий освоения месторождений полезных ископаемых; подготовить порядок оформления ввоза-вывоза драгоценных металлов с территории особых экономических зон с целью реализации их на зарубежных рынках; разработать и принять нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части установления порядка выделения участков недр для добычи драгоценных металлов и порядка их сдачи в государственные или частные золотоприемные кассы.
В 2007 году в Государственную Думу был внесен законопроект N 379925-4, которым для налогоплательщиков-организаций, ведущих добычу золота из россыпных месторождений и производящих выплаты физическим лицам, предусматривалось снижение ставки единого социального налога до 14%, а также установление ставки НДПИ в размере 0%.
Как указывалось в пояснительной записке, добычу россыпного золота ведут в основном малые предприятия (с объемом добычи до 100 кг в год). Их число с 2001 по 2005 год сократилось почти на 30% (с 443 до 316), а доля добычи снизилась на 22,7% (с 12,4 до 9,6 т).
Кроме того, процедура оформления проектов на геологическое изучение и добычу с согласованиями требований земельного, лесного, водного и других законодательств по мелким россыпным месторождениям такая же длительная (от 15 до 20 месяцев), как и для крупных месторождений золота. И это при том, что разработка нескольких мелких россыпей осуществляется в течение одного промывочного сезона.
Поселки, расположенные в малонаселенных районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, имеют один вид деятельности - россыпная золотодобыча. В случае их ликвидации возникнет проблема вывоза населения.
Предложенный в законопроекте комплекс мер был направлен на стимулирование добычи золота из россыпных месторождений, что позволило бы сохранить в ближайшие годы добычу на уровне 60-80 т и снизить нарастающую в связи с этим социально-экономическую напряженность в рассматриваемых регионах.
По расчетам авторов законопроекта, в случае принятия этих предложений добыча россыпного золота уменьшилась бы незначительно (в 2008 году - 60 т), а потери бюджета (от нулевой ставки НДПИ - 2160 млн руб., от снижения ставки единого социального налога - 864 млн руб.) частично компенсировались дополнительным поступлением подоходного налога (312 млн руб.) и налога на прибыль (1985 млн руб.). Таким образом, общие потери бюджета оценены в сумме 1039 млн руб. В случае же отказа от данных предложений эти потери, как полагают авторы законопроекта, возрастут на 617 млн руб.
Кроме того, поддержка предприятий, добывающих россыпное золото, позволила бы увеличить доходы бюджетов всех уровней по земельному налогу и налогу на имущество организаций, платежам за пользование водными объектами, природными ресурсами. То есть сохранение и увеличение добычи россыпного золота будет иметь мультипликативный эффект для других отраслей экономики страны, которые также увеличат свои налоговые отчисления.
Однако Правительством РФ данный законопроект не был поддержан. В заключении от 03.04.2007 N 1213п-П13, в частности, указывалось, что по замыслу авторов законопроекта одним из оснований для установления нулевой ставки НДПИ является значительная доля в разработке некондиционных запасов. Вместе с тем в соответствии с действующим порядком (подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ) при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения) налогообложение производится по ставке 0%.
Кроме того, налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают НДПИ в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ). Одновременно расходы налогоплательщиков на освоение природных ресурсов учитываются при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
При наличии такого отрицательного заключения Правительства РФ рассмотрение законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы не осуществлялось.
Заключение
Дальнейшее развитие российской золотодобывающей промышленности во многом зависит от решений, которые примет государство. Это могут быть налоговые льготы, финансовые кредиты, стимулирующие создание новых производств и внедрение новейших технологий, либо иные изменения в действующее законодательство, позволяющие существенно повысить приток инвестиций в данную отрасль.
Например, в конце 1980-х гг. в Канаде была принята государственная концепция flow-through shares - "инвестиции в акции". В случае покупки акций горнодобывающей компании, ведущей геолого-разведочные работы, инвестор получал значительную льготу по подоходному налогу. При эффективном использовании этой льготы частным инвесторам удавалось вывести из-под налогообложения большую часть стоимости приобретенных акций соответствующих компаний. Эта налоговая инициатива, несмотря на определенные издержки, привела к росту интереса частных инвесторов к горнорудному сектору и позволила стремительно увеличить его капитализацию.
Несколько лет назад Счетная палата РФ, анализируя состояние дел в золотодобывающей промышленности, предложила ряд мер поддержки этой отрасли со стороны государства, которые и по сей день остаются актуальными. По мнению Счетной палаты РФ, государственная политика в сфере добычи золота должна развиваться по следующим направлениям:
- взвешенное использование государственных методов регулирования: установление разумной платы за недра, снижение налогового бремени и таможенных пошлин (но не отмена их), что позволило бы увеличить объемы работ на уже действующих предприятиях, а соответственно и размер поступлений в государственную казну;
- полная либерализация производства и обращения золота при усилении контрольных функций государства в этой сфере деятельности;
- усиление роли Центрального банка России в развитии золотопромышленности;
- предоставление золотодобывающим предприятиям или коллективному заемщику - государственной инвестиционной компании сезонных и долгосрочных кредитов, учитывая, что в настоящее время практика долгосрочного кредитования коммерческими банками в России практически отсутствует; - осуществление государственных инвестиций на возвратной основе в крупные проекты, способные существенно увеличить золотодобычу.
Практические шаги в этих направлениях (с учетом имеющихся в стране запасов и производственного опыта в золотопромышленности) позволили бы, по мнению Счетной палаты РФ, уже в течение ближайших лет повысить на 30 % добычу этого металла в России, а к 2010 году удвоить ее.
Однако без введения системы жесткого государственного контроля со стороны ведомственных контрольных органов, налоговых и таможенных органов (в том числе Минфина России и Центрального банка России), а также координации этого контроля на государственном уровне со стороны Счетной палаты РФ все мероприятия могут оказаться неэффективными. Средства, направленные на развитие отрасли, будут "перехвачены" через различные недобросовестные банки и подставные компании, как это не раз уже случалось с большинством "золотых кредитов", предоставленных государством в середине 1990-х гг.
В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации
2-го класса
"Налоговая политика и практика", N 9, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) World Gold Council (Всемирный совет по золоту) - коммерческая маркетинговая организация, финансируемая мировыми ведущими компаниями по добыче золота.
*(2) Ставка LIBOR (от англ. London interbank offered rate) по краткосрочным кредитам, предоставляемым лондонскими банками обычно на срок 3-6 месяцев. Служит основным ориентиром, базовой ставкой для установления на международном рынке ссудных капиталов учетных ставок кредитного процента.
*(3) Хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
*(4) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
*(5) Общероссийский классификатор экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) (ОК 004-93), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru