Водитель на автобусном маршруте
Водитель - профессия универсальная. Она может быть востребована в любой фирме. На специализированных транспортных предприятиях водители составляют костяк коллектива. Статья посвящена организации и оплате труда водителей автомобильного пассажирского транспорта.
Продолжая начатую тему*(1), рассмотрим более подробно особенности труда водителей в транспортных компаниях, осуществляющих автомобильные пассажирские перевозки.
Нормативные документы об организации перевозок
Режим труда и отдыха работников-водителей устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с Трудовым кодексом и нормативными документами, определяющими порядок организации перевозок.
Общие положения о перевозках грузов, пассажиров и багажа прописаны в главе 40 Гражданского кодекса. Виды перевозок и порядок их осуществления определяются транспортными уставами и кодексами, законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
Транспортировка пассажиров и багажа подразделяется на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. Об этом говорится в статье 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, принятого Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (см. схему 1).
Схема 1
/----------------------------------\
|Виды перевозок пассажиров и багажа|
\----------------------------------/
/--------------------\ /--------------------\ /------------------------\
|Регулярные перевозки| |Перевозка по заказам| |Перевозка легковым такси|
\--------------------/ \--------------------/ \------------------------/
| \------------------\
/--------------------\ /--------------------\
|Перевозки с посадкой| |Перевозки с посадкой|
|и высадкой пассажи-| |и высадкой пассажи-|
|ров только в устано-| |ров в любом не зап-|
|вленных остановочных| |рещенном правилами|
|пунктах по маршруту| |дорожного движения|
|регулярных перевозок| |месте по маршруту|
\--------------------/ |регулярных перевозок|
\--------------------/
Перевозки пассажиров, багажа и грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении (п. 1 ст. 4 Устава) (см. табл. 1).
Таблица 1
Вид сообщения | Территория |
Городское сообщение | В границах населенных пунктов |
Пригородное сообщение | Между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между гра- ницами этих населенных пунктов |
Междугородное сообщение | Между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов |
Международное сообщение | За пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением государственной границы (в том числе транзитом) |
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР утверждены приказом Минавтотранса России от 24.12.87 N 176. Они применяются той в части, которая не противоречит главе 40 Гражданского кодекса.
Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение о водителях автомобилей).
Также в настоящее время действуют Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28 (далее - Правила по охране труда).
Рассмотрим подробнее, как должен быть организован труд водителей автомобильного пассажирского транспорта.
Организация труда и отдыха шофера
Согласно параграфу 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР они осуществляются:
- в маршрутных автобусах;
- автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам;
- маршрутных такси;
- такси индивидуального пользования;
- легковых автомобилях, предоставляемых по отдельным заказам.
В зависимости от того, на каком автотранспортном средстве работает шофер, определяется круг его обязанностей и организация труда. Например, водителям общественного пассажирского автотранспорта, в отличие от водителей заказного транспорта, вменена в обязанность продажа пассажирам билетов на проезд. Порядок организации продажи билетов приведен в табл. 2 на с. 99.
Таблица 2
Вид пассажирских авто- мобильных перевозок |
Порядок продажи билетов | Правила перевоз- ки пассажиров |
Автобусы городских маршрутов |
Продаются кондукторами, а при работе автобусов без кондукторов билеты приобретаются пассажирами через кассу-копилку или кассу-полуавтомат |
Параграф 11 |
Автобусы пригородных маршрутов |
Продаются кондукторами или шоферами, а на остановочных пунктах маршрута, где организована кассовая продажа билетов, - кассирами, а также кассами-автоматами |
Параграф 12 |
Автобусы междугородных маршрутов |
Продаются в кассах, а там, где кассовая продажа билетов не организована, - через шоферов (кондукторов) непосредственно при посадке пассажиров в автобус |
Параграф 27 |
Маршрутные такси го- родских и пригородных маршрутов |
Продаются шоферами через кассу-копилку а также в других пунктах через специально уполномоченных на то лиц |
Параграф 71 |
Маршрутные такси меж- дугородных маршрутов |
Производится продажа билетов на всех остановочных пунктах в кассах, а там, где кассовая продажа билетов не организована, - через шоферов непосредственно при посадке пассажиров |
Параграф 71 |
Далее поговорим об особенностях организации и оплаты труда водителей автобусов и маршруток.
Режим работы
График движения по маршруту. В соответствии с пунктом 2.3.1.9 Правил по охране труда при направлении водителя в междугородный рейс работодатель обязан установить водителю график движения по маршруту. В графике должны быть указаны время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, места ночлега. Каждый водитель, выполняющий городские или пригородные автобусные маршруты, должен быть обеспечен графиком (расписанием) движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрута с обозначенными на ней опасными участками.
График работы. На основе ежедневного (рейсового) графика движения составляются ежемесячные графики работы. Их следует доводить до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения в действие. Графиком работы (сменности) устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График утверждается работодателем (п. 4 Положения о водителях автомобилей).
Рабочее время водителя автомобиля. В Положении о водителях автомобилей разведены такие понятия, как время управления автомобилем и продолжительность ежедневной работы (смены).
Продолжительность ежедневной смены в некоторых случаях может доходить до 12 часов. Время управления автомобилем в течение одной смены не должно превышать 9 часов (п. 16 Положения о водителях автомобилей). Исключение составляет организация труда водителей с суммированным учетом рабочего времени, при которой это время можно увеличить не более двух раз в неделю до 10 часов (п. 17 и 18 Положения о водителях автомобилей). В условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м время управления транспортом не может превышать 8 часов (п. 16 Положения о водителях автомобилей). Эти нормы должны быть учтены при составлении графиков работы водителей.
Работа в многосменном режиме. При сменной работе каждая группа сотрудников производит работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (ч. 2 ст. 103 ТК РФ). Графики сменности на линии составляются ежемесячно на каждый день. Ими устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной смены, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного и еженедельного отдыха (п. 4 Положения о водителях автомобилей). Образец графика работы в смену смотрите на рис.
Согласовано Утверждаю
Председатель профсоюза Генеральный директор ООО "Авто-Маркет"
Потапов С.В. Потапов Карпов И.А. Карпов
7 июля 2008 года 7 июля 2008 года
График работы
на сентябрь 2008 года
ФИО | Итого | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Дни | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | Часы | |
Молодцев Сергей Геннадьевич | I | I | I | I | I | В | В | II | II | II | II | II | В | В | I | 22 |
I | I | I | I | В | В | II | II | II | II | II | В | В | I | I | 176 | |
Невзоров Иван Фролович | II | II | II | II | II | В | В | I | I | I | I | I | В | В | II | 22 |
II | II | II | II | В | В | I | I | I | I | I | В | В | II | II | 176 |
В - время еженедельного отдыха.
I смена II смена
Начало смены: 6 ч 00 мин 6 ч 00 мин
Окончание смены: 15 ч 00 мин 24 ч 00 мин
Продолжительность смены: 8 ч 00 мин 8 ч 00 мин
Продолжительность перерывов
для отдыха и питания: 1 ч 00 мин 1 ч 00 мин
С графиком работы ознакомлены:
С.Г. Молодцев Молодцев 10 июля 2008 года
-------------- ---------------------
И.Ф. Невзоров Невзоров 10 июля 2008 года
-------------- ---------------------
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (ч. 4 ст. 103 ТК РФ).
Разрывной график работы. Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. При этом перерыв между частями должен начинаться не позднее чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность такого перерыва составляет не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается (п. 13 Положения о водителях автомобилей). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ). Например, время работы с 7.00 до 11.00 и с 14.00 до 18.00, перерыв между двумя частями смены с 11.00 до 13.00, а перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 14.00.
При разрывном графике можно так организовать работу, чтобы учесть время наибольшей пиковой нагрузки пассажиропотока.
График работы при суммированном учете рабочего времени водителей. В тех случаях, когда не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная (при пятидневке - 8 ч, при шестидневке - 7 ч) или еженедельная (40 ч) продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени (п. 8 Положения о водителях автомобилей). Продолжительность учетного периода составляет один месяц. На перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может быть увеличен до шести месяцев (п. 8 Положения о водителях автомобилей).
При суммированном учете время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Положения о водителях автомобилей).
В некоторых случаях продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов (п. 10, 11 и 12 Положения о водителях автомобилей).
Примерный график работы водителя автобуса, работающего на регулярных городских пассажирских маршрутах, смотрите на рис. В данном случае при составлении графика соблюдены следующие требования Положения о водителях автомобилей:
- время управления автомобилем при ежедневной работе составляет 10 часов, но не более двух раз в неделю;
- суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не превышает 90 часов (максимум с 1 по 14 сентября 2008 года - 88 ч);
- продолжительность рабочего времени за учетный период (174 ч) не превышает нормального числа рабочих часов (176 ч).
Согласовано Утверждаю
Председатель провсоюза Генеральный директор ООО "Автопарк"
Иванченко С.Г. Иванченко Соломин В.Н. Соломин
15 июля 2008 года 15 июля 2008 года
График работы
на сентябрь 2008 года
ФИО | Итого | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Дни | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | Часы | |
Романов Сергей Викторович | 10 | 8 | 8 | 8 | 10 | В | В | 10 | 8 | 8 | 8 | 10 | В | В | В | 20 |
8 | 8 | 8 | 10 | В | В | 10 | 8 | 8 | 8 | 10 | В | В | В | В | 174 |
В - время еженедельного отдыха.
8-часовой 10-часовой
рабочий день рабочий день
Начало смены: 8 ч 00 мин 7 ч 00 мин
Окончание смены: 17 ч 00 мин 18 ч 00 мин
Продолжительность перерывов
для отдыха и питания: 1 ч 00 мин 1 ч 00 мин
С графиком работы ознакомлен:
С.В. Романов Романов 17 июля 2008 года
-------------- ---------------------
Сверхурочная работа. Если сотрудник задерживается на работе по инициативе работодателя, то имеет место сверхурочная работа.
Сверхурочная работа - это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Как правило, привлекать работника к сверхурочной работе можно с его письменного согласия (ч. 2 ст. 99 ТК РФ). Причем продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ).
Время отдыха шофера
Работодатель обязан обеспечить водителю здоровые и безопасные условия труда (п. 1.1.3 Правил по охране труда). Пунктом 2.3.1.10 Правил по охране труда установлено, что работодатель не имеет права направлять водителя в рейс, если тот до выезда не отдыхал в течение времени, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами.
Перерыв для отдыха и питания. Виды времени отдыха водителя приведены на схеме 2. Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочей смены. Он не может длиться более 2 часов. При ежедневной работе более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут (п. 24 Положения о водителях автомобилей).
Виды времени отдыха |
/-----------\/-----------\/-------------\/------------\/-----------\/-----------\
|Перерыв для||Специальный|| Ежедневный ||Еженедельный|| Нерабочие || Отпуска |
| отдыха || перерыв ||(междусменный|| отдых ||праздничные|| |
| и питания || для отдыха|| отдых) || || дни || |
\-----------/\-----------/\-------------/\------------/\-----------/\-----------/
Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются через каждые 2 часа (п. 19 Положения о водителях автомобилей). Если время предоставления специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Ежедневный (междусменный) отдых. Продолжительность междусменного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (п. 25 Положения о водителях автомобилей).
Пример 1.
Время движения автобуса на междугородном маршруте составляет 10 часов. Выезд в 9.00. Поскольку смена превышает 8 часов, согласно внутреннему трудовому распорядку на междугородных рейсах водителю предоставляется два перерыва для отдыха и питания (п. 24 Положения о водителях автомобилей). Продолжительность каждого - 30 минут. Кроме того, водителю предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути в соответствии с пунктом 19 и подпунктом "б" пункта 15 Положения о водителях автомобилей. Необходимо составить график движения по маршруту и определить продолжительность междусменного отдыха водителя.
Решение. Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути первый раз должен быть предоставлен через 3 часа после начала непрерывного движения, то есть в 12.00. Это время оптимально подходит и для приема пищи. Поэтому в графике движения по маршруту время с 12.00 до 12.30 будет выделено на перерыв для отдыха и приема пищи, а специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути в этом случае не предоставляется. Такой перерыв водителю можно будет сделать через 2 часа после продолжения движения, то есть с 14.30 до 14.45. Затем через 2 часа - с 16.45 до 17.15 - водитель сделает еще один перерыв для отдыха и питания, в 19.00 он приедет на конечный пункт.
График движения по маршруту будет выглядеть следующим образом:
9.00 - 12.00 (3 часа) - движение по маршруту;
12.00 - 12.30 (30 минут) - перерыв для отдыха и питания;
12.30 - 14.30 (2 часа) - движение по маршруту;
14.30 - 14.45 (15 минут) - специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути;
14.45 - 16.45 (2 часа) - движение по маршруту;
16.45 - 17.15 (30 минут) - перерыв для отдыха и питания;
17.15 - 19.00 (1 час 45 минут) - движение по маршруту.
Таким образом, рабочее время водителя составит 9 часов (3 ч + 2 ч x 2 + 15 мин. + 1 ч 45 мин), а время отдыха - 1 час (30 мин x 2).
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день. В нашем случае она составит 17 часов [(10 ч - 1 ч) x 2 - 1 ч].
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени междусменный отдых не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены. Если же экипаж автомобиля состоит из двух водителей, то междусменный отдых в течение рейса не должен быть менее половины времени этой смены. При этом сразу после возвращения к месту постоянной работы водителю должно быть предоставлено не использованное им в рейсе время отдыха (п. 25 Положения о водителях автомобилей).
Пример 2.
На междугородном автобусе работают два водителя. Им установлен суммированный учет рабочего времени. Один рейс длится 20 часов, смена одного водителя - 10 часов. Из них 1 час 30 минут составляет время перерывов, предоставляемых для отдыха и питания, и 15 минут - время специального перерыва для отдыха от управления автомобилем в пути.
В течение рейса время междусменного отдыха водителя составило 10 часов. Необходимо определить продолжительность неиспользованного времени отдыха, которое следует предоставить водителю непосредственно после окончания междугородного рейса.
Решение. Время неиспользованного отдыха составит 7 часов [(10 ч - 1,5 ч) x 2 - 10 ч)].
Еженедельный непрерывный отдых. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать ежедневному отдыху или следовать за ним и составлять не менее 42 часов (п. 26 Положения о водителях автомобилей). При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения о водителях автомобилей). При этом на междугородных перевозках еженедельный отдых может быть сокращен до 29 часов. Однако в среднем за учетный период его продолжительность должна составлять не менее 42 часов (п. 28 Положения о водителях автомобилей).
Отпуска. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда кроме ежегодного основного отпуска полагается еще и дополнительный отпуск. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N 298/П-22 (далее - Список). Водителям общественного пассажирского автотранспорта в этом Списке отведены две позиции (см. ниже).
Таблица 3
Наименование производств, цехов профессий и должностей |
Продолжительность дополнитель- ного отпуска(в рабочих днях) |
Раздел, пункт Списка |
Водитель автомобиля, работающий на автобусе регулярных линий в том числе заказных |
12 | Пункт 198 раздела XXIII |
Водитель автобуса, работающий на маршрутных такси | 12 | Пункт 198а раздела XXXIII |
Оплата труда
Порядок оплаты труда водителей автомобильного пассажирского транспорта определяется условиями трудовых и коллективных договоров, а также внутренних локальных нормативных актов транспортного предприятия. При составлении этих документов следует учитывать положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы (далее - Отраслевое соглашение), зарегистрированного в установленном порядке (письмо Роструда от 25.03.2008 N 1558-ТЗ).
Тарифная система оплаты труда водителей
Как правило, на автотранспортных предприятиях действует тарифная система оплаты труда водителей. Тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии:
- с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37;
- тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденными постановлением Минтруда России от 10.11.92 N 31;
- требованиями единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих.
Минимальная тарифная ставка рабочих I разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2008 года в размере 3000 руб. в месяц (п. 3.1 Отраслевого соглашения). Базовая тарифная ставка индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги при достижении размера индекса роста цен 106%. Индексация должна быть проведена по окончании квартала, в котором индекс достиг этой величины (п. 3.2 Отраслевого соглашения). При этом работодателям, присоединившимся к Отраслевому соглашению, следует иметь в виду, что минимальный размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации, минимальной заработной платы, законодательно установленной в регионе (п. 3.4 Отраслевого соглашения).
При невыполнении норм труда по вине работодателя оплата производится в размере не ниже средней заработной платы работника (п. 3.7 Отраслевого соглашения). Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, а сверхурочные работы - не менее чем в двойном размере (п. 3.5 Отраслевого соглашения). По желанию работника вместо повышенной оплаты сверхурочной работы может быть предоставлен дополнительный выходной (ст. 152 ТК РФ).
Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) определяются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации. В Отраслевом соглашении приведена примерная тарифная сетка (приложение N 1 к Отраслевому соглашению).
Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта
Разряды оплаты и соответствующие им тарифные коэффициенты | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
1,0 | 1,3 | 1,7 | 1,9 | 2,2 | 2,5 | 2,8 | 3,1 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,1 | 5,8 | 6,5 | 7,4 | 8,2 | 9,1 | 10,1 |
Согласно пункту 3.11 Отраслевого соглашения доля тарифа с учетом гарантированных выплат в среднемесячной заработной плате должна быть не менее 60%.
Кроме того, Отраслевым соглашением предусмотрено, что при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн. человек разряд водителя повышается на один разряд, а в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек - на два разряда (п. 3.6 Отраслевого соглашения).
Доплаты водителям
Кроме основной заработной платы в автотранспортных организациях производятся следующие виды доплат:
- за работу по графику с разделением смены на части - в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное за смену время, в городах с численностью населения более 1 млн. человек допускается с учетом маршрутной сети отклонение от указанной нормы, но не более чем на 50% (п. 3.5 Отраслевого соглашения);
- за работу в ночное время*(2) (с 22.00 до 6.00) - в размере не менее 40% тарифной ставки (п. 3.5 Отраслевого соглашения);
- за вредность работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, - в повышенном размере. Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобождает работодателей от доплат за вредность (п. 3.5 Отраслевого соглашения);
- за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, - в размере 24% тарифной ставки (п. 3.8 Отраслевого соглашения);
- за классность водителям I класса - в размере 25% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время, водителям II класса - в размере 10%. Необходимым условием выплаты надбавки за классность является наличие в организации Положения о начислении надбавки за классность водителям и Положения о присвоении классности водителям (п. 3.8 Отраслевого соглашения);
- за работу в многосменном режиме. Работники могут трудиться в дневную, вечернюю или ночную смену. Ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (с 22.00 до 6.00), вечерним считается время с 18.00 до 22.00 (п. 3.8 Отраслевого соглашения). Размеры этих выплат составляют 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену и 40% - за каждый час работы в ночную смену. Об этом говорится в пункте 3.8 Отраслевого соглашения;
- за продажу билетов. Как правило, это процент от выручки за проданные билеты.
Кроме доплат работодатель или стороны коллективного договора вправе установить систему поощрения водителей.
М.Л. Косульникова
"Зарплата", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Разговор о регулировании труда водителей мы начали в статье "Работник за рулем автомобиля" // Зарплата, 2008, N 6, с. 106. - Примеч. ред.
*(2) Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
www.zarplata-online.ru