Просим оценить риски возможных налоговых и правовых претензий в изложенной ниже ситуации:
Организация имеет несколько филиалов, действующих территориально обособленно, с собственными КПП (отличными от КПП головной организации), но не являющимися самостоятельными юридическими лицами. Филиалы могут иметь обособленный баланс, но не имеют своих открытых расчетных счетов. Расчетные счета открыты только в головной организации - центральном аппарате.
Просим разъяснить следующее:
1. Если центральный аппарат совершает налоговые платежи, в том числе в уплату местных налогов за свои филиалы, какой КПП должен использоваться в этой ситуации - филиала или собственный КПП центрального аппарата?
2. Если при проведении вышеуказанных платежей из-за особенностей информационной системы в платежных поручениях автоматически проставляется КПП владельца счета, т.е. центрального аппарата, а в текстовом поле указывается КПП филиала, за который осуществляется платеж, правомочен ли отказ налоговой службы в отнесении платежа на КПП филиала?
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В настоящее время действуют Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 1 указанных Правил, значение кода причины постановки на учет (КПП) в расчетных документах ("КПП" плательщика (поле 102)) указываются в платежном поручении в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Следовательно, при постановке налогового агента на учет в налоговом органе по месту его нахождения выдается Свидетельство, а при постановке налогового агента на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения - Уведомление с КПП отличным от того, что указан в свидетельстве.
Таким образом, следует сделать вывод, что в соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщик обязан при уплате налога как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения в платежном поручении (поле 102) указывать КПП по месту нахождения организации.
Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
Пунктом 1 статьи 80 НК РФ определено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Соответственно, уплата налога производится на основании декларации по соответствующему налогу.
Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 80 Кодекса).
В соответствии с утвержденными порядками заполнения деклараций по налогу на имущество*(1), налогу на прибыль*(2), НДФЛ*(3) в декларациях, представляемых в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений должен указываться КПП, присвоенный по месту нахождения обособленного подразделения.
В Рекомендациях по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных Приказом ФНС России от 16 марта 2007 г. N ММ-3-10/138@ открытие карточек "РСБ" осуществляется в автоматизированном режиме на основании информации, поступающей в электронном виде от получателя платежа, по конкретным значениям реквизитов ИНН, КПП, кодов бюджетной классификации (КБК) и кодов муниципальных образований (ОКАТО).
Согласно пункту 10 Правил в поле "Назначение платежа" расчетного документа допускается указание дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения сопоставимости начислений и уплаты сумм налогов по месту нахождения обособленных подразделений, а также обеспечения надлежащего учета поступающих платежей в карточках расчета налогоплательщика с бюджетом, необходимо в поле "Назначение платежа" платежного поручения на перечисление налога в местный бюджет по месту нахождения обособленного подразделения указывать КПП, присвоенный по месту постановки на учет обособленного подразделения.
2. Следует отметить, что, по мнению налоговых органов, при осуществлении налоговых платежей по месту нахождения обособленного подразделения в поле "КПП" плательщика платежного поручения указывается значения показателя КПП организации по месту нахождения конкретного обособленного подразделения.*(4)
Подобная позиция противоречит налоговому законодательству, и применяться не должна.
В случае указания в поле "КПП" плательщика - КПП по месту нахождения головной организации, а в поле "Назначение платежа" КПП по месту нахождения обособленного подразделения, платежное поручение является заполненным надлежащим образом и позволяет зачислить налог по назначению в местный бюджет. Данный вывод подтверждается судебной практикой*(5)
С учетом приведенных официальных разъяснений, нельзя исключать, что налоговые органы при поступлении платежного поручения, оформленного вышеуказанным образом, могут не зачислить такой платеж в местный бюджет. Однако, такие незаконные действия налоговых органов на основании положений Налогового кодекса, с учетом существующей судебной практики, могут быть оспорены в суде.
Вывод:
1. В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщик обязан при уплате налога, как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения в платежном поручении (поле 102) указывать КПП по месту нахождения организации. При этом, в целях обеспечения сопоставимости начислений и уплаты сумм налогов по месту нахождения обособленных подразделений, а также обеспечения надлежащего учета поступающих платежей в карточках расчета налогоплательщика с бюджетом, необходимо в поле "Назначение платежа" платежного поручения на перечисление налога в местный бюджет по месту нахождения обособленного подразделения указывать КПП, присвоенный по месту постановки на учет обособленного подразделения.
2. В случае указания в поле "КПП" плательщика - КПП по месту нахождения головной организации, а в поле "Назначение платежа" КПП по месту нахождения обособленного подразделения, платежное поручение является заполненным надлежащим образом и позволяет зачислить налог по назначению в местный бюджет. Незачисление платежа в местный бюджет при данных условиях противоречит действующему законодательству.
15 августа 2008 г.
ООО "Аудит-новые технологии", август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 20.02.2008 г. N 27н.
*(2) Пункт 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 05.08.2007 г. N 54н.
*(3) Раздел I Рекомендаций по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утвержденных Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@
*(4) Письмо УФНС РФ по г. Москве от 7 февраля 2007 г. N 09-14/011317
*(5) Постановление ФАС Западно-сибирского округа от 05.10.2005 г. по делу N Ф04-7013/2005(15564-А75-15), Постановление ФАС Поволжского округа от 01.06.2007 г. по делу N А65-25102/2006-СА2-11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.