Комментарий к приказу Министерства Финансов Российской Федерации от
19.09.2008 N 98н "О Порядке учета бюджетных обязательств получателей
средств федерального бюджета"
Как известно, бюджетные учреждения осуществляют операции по расходованию средств федерального бюджета через открытые им лицевые счета в органах Федерального казначейства (далее - ОФК). Проведение таких операций осуществляется в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными в смете доходов и расходов. Бюджетное учреждение осуществляет расходование средств на приобретение товаров, оплату выполненных работ и оказанных услуг. Одно из условий - осуществление их согласно кодам бюджетной классификации. Однако перед тем, как необходимая сумма спишется со счета бюджетного учреждения, такая операция должна пройти стадию проверки в ОФК. Издание Приказа Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н "О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета" (далее - Приказ Минфина РФ N 98н) и даст возможность учреждениям правильно построить свою работу с ОФК. В данном документе рассмотрены Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее - получатели средств), в том числе по исполнительным документам, условия представления информации о бюджетных обязательствах получателей средств федерального бюджета, учтенных в ОФК, а также указания по заполнению документов, предусмотренных Приказом Минфина РФ N 98н.
Стоит обратить внимание, что положения Приказа Минфина РФ N 98н вступают в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2010 года и регулирующих бюджетные обязательства получателей, возникающие на основании государственных контрактов и иных договоров.
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств
федерального бюджета
В настоящее время учет бюджетных обязательств по государственным контрактам осуществляется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.08.1999 N 55н "Об утверждении Правил учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета" (далее - Приказ Минфина РФ N 55н).
Рассмотрим, как будет осуществляться порядок постановки на учет бюджетных обязательств, вытекающих из государственных контрактов на поставку продукции (работ, услуг) и иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2009 году.
Как определено п. 3 Приказа Минфина РФ от 31.12.2002 N 142н "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета", для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в ОФК открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:
- распорядителя средств;
- получателя средств;
- получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте;
- иного получателя средств;
- иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте.
Итак, бюджетное учреждение провело конкурс на закупку оборудования для собственных нужд. Выбран поставщик. Товар поставлен. Осталось расплатиться с клиентом. Каковы действия бюджетного учреждения? В начале оно как получатель средств представляет в ОФК необходимые документы, подтверждающие указанные расходы. К ним относятся соответствующий государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.
Представление документов для оплаты денежных обязательств осуществляется в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н (далее - Приказ Минфина РФ N 87н).
Принятие бюджетного обязательства на учет осуществляется, если на момент представления государственного контракта на поставку продукции в ОФК у получателя средств имеется необходимый объем лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ на текущий финансовый год. В случае оплаты бюджетного обязательства за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, отслеживается непревышение сумм обязательства по соответствующим кодам сумме неиспользованных объемов расходов по внебюджетной смете доходов и расходов (п. 2.7 Приказа Минфина РФ N 98н).
В случае непринятия на учет бюджетного обязательства ОФК возвращает получателю государственный контракт с отметкой об отказе в постановке на учет.
При положительном исходе проверки ОФК присваивает бюджетному обязательству уникальный последовательный в пределах учреждения и финансового года порядковый учетный номер, который отражается в Выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств (КФД 0531759) (далее - Выписка), представляемой получателю бюджетных средств (п. 2.8 Приказа Минфина РФ N 98н).
Кроме того, на оригинале договора ОФК проставляется дата принятия бюджетного обязательства на учет, персональный штамп и подпись, а также указываются учетные номера бюджетных обязательств и суммы обязательств по каждому коду бюджетной классификации РФ.
После принятия бюджетного обязательства на учет оно заносится Федеральным казначейством в Журнал действующих в текущем финансовом году бюджетных обязательств (КФД 0531704) (далее - Журнал).
Иногда при исполнении государственного контракта возникает необходимость в выполнении дополнительных работ или услуг. В таком случае надо внести изменения в ранее учтенное бюджетное обязательство. Для этого получатель средств представляет в ОФК дополнительно заключенный государственный контракт, а также Заявку на кассовый расход (КФД 0531801) (далее - Заявка) (п. 2.14 Приказа Минфина РФ N 98н).
Обратим внимание на некоторые особенности заполнения, представленные в Приказе Минфина РФ N 87н. В частности, на заполнение реквизитов денежного обязательства, возникающего по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также по денежным обязательствам в случаях, когда заключение государственных контрактов законодательством РФ не предусмотрено.
В первом случае получатель средств указывает в Заявке реквизиты и предмет соответствующего государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства. Во втором - только реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (п. 6 Приказа Минфина РФ N 87н). Документы на внесение изменений в бюджетные обязательства получателя средств проверяются в том же порядке, что и по основному государственному контракту на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг, а именно: на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета суммам неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств (п. 2.15 Приказа Минфина РФ N 98н).
При положительном результате проверки ОФК вносит изменения в бюджетное обязательство с отражением в Журнале.
Подводя итог принятия на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам, еще раз отметим, что принятие на учет может осуществляться только при наличии неиспользованных лимитов бюджетных обязательств или необходимого объема средств, полученных от приносящей доход деятельности по смете доходов и расходов по внебюджетным средствам, а также при документальном подтверждении расходов по государственным контрактам и иным договорам в порядке, установленном п. 2.2, абз. 1 - 3 п. 2.7, п. 2.8, 2.9, 2.11, 2.14, абз. 1 - 2 п. 2.15, п. 2.16, 2.21, абз. 1 п. 2.22, п. 2.23 Приказа Минфина РФ N 98н.
Обратите внимание: указанный порядок принятия бюджетных обязательств будет действовать только до 31 декабря 2009 года. Начиная с 1 января 2010 года постановка на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам будет осуществляться получателями средств в общем порядке. В частности, в ОФК, помимо оригиналов контрактов и договоров, будут также представляться Сведения о принятом бюджетном обязательстве (КФД 0531702) (п. 2.1 Приказа Минфина РФ N 98н). В случае отрицательного результата проверки они возвращаются получателю с отметкой в Журнале регистрации неисполненных документов (КФД 0531804) (п. 2.6 Приказа Минфина РФ N 98н). При положительном итоге проверки бюджетному обязательству присваивается учетный номер, и оно учитывается на лицевом счете получателя средств с отражением в Выписке. Кроме того, предусмотрено, что при превышении сумм бюджетного обязательства по государственным контрактам и иным договорам суммам неиспользованных бюджетных ассигнований или неиспользованных сметных назначений по внебюджетным средствам получатели средств и их главные распорядители (распорядители) будут информированы об этом в виде Уведомления о превышении бюджетным обязательством свободных остатков, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности (КФД 0531703) (п. 2.7 Приказа Минфина РФ N 98н).
Внесение изменений в бюджетное обязательство по государственным контрактам и иным договорам будет оформляться в виде Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (КФД 0531705).
Особо стоит отметить особенность учета не исполненных в текущем финансовом году бюджетных обязательств. Как определено п. 2.18 Приказа Минфина РФ N 98н, неисполненная часть бюджетного обязательства по государственным контрактам и иным договорам на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации и учету в очередном финансовом году. Для этого получатель средств представляет в ОФК Заявку на перерегистрацию бюджетного обязательства (КФД 0531706). Однако данный порядок будет действовать в отношении бюджетных обязательств начиная с 1 января 2010 года.
До указанного срока неисполненные бюджетные обязательства подлежат переучету в соответствии с п. 18 Приказа Минфина РФ N 55н.
Как известно, бюджетные учреждения не застрахованы от реорганизации. При этом бюджетные обязательства реорганизуемого получателя средств подлежат передаче другому получателю бюджетных обязательств, принимающему функции реорганизуемого. Для этого составляется Акт приема-передачи принятых бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (КФД 0531727). Порядок его заполнения приведен в разд. 5 Указаний по заполнению документов Приказа Минфина РФ N 98н. Предлагаем обратить внимание на заполнение граф раздела 2 акта приема-передачи:
- в графе 1 реорганизуемым получателем указываются коды классификации расходов федерального бюджета, в разрезе которых было им принято передаваемое бюджетное обязательство;
- в графе 2 получателем - принимающим обязательства указываются коды классификации расходов федерального бюджета, в разрезе которых им принимается бюджетное обязательство;
- в графе 3 - наименование вида средств, необходимого для исполнения бюджетного обязательства: средства бюджета, от приносящей доход деятельности, дополнительного бюджетного финансирования;
- в графах 4, 5 в разрезе кодов классификации расходов федерального бюджета и видов средств указываются соответственно суммы поставленных на учет и исполненных бюджетных обязательств текущего финансового года;
- в графах 6-10 в разрезе кодов классификации расходов федерального бюджета указываются суммы бюджетных обязательств, принятых соответственно на первый, второй годы планового периода, на третий, четвертый и пятый годы после текущего финансового года.
В обязательном порядке акт подписывается руководителями и главными бухгалтерами (уполномоченными руководителями лицами) реорганизуемого получателя средств и получателя средств - принимающего обязательства и представляется в ОФК по месту обслуживания реорганизуемого получателя средств для проверки всех отраженных в акте показателей.
В случае положительного исхода указанный акт представляется в ОФК по месту обслуживания получателя средств, которому переданы функции реорганизуемого учреждения.
Порядок учета бюджетных обязательств
получателей средств федерального бюджета
по исполнительным документам
Далее перейдем к порядку учета бюджетных обязательств по исполнительным документам.
Исходя из судебной практики, бюджетные учреждения нередко являются участниками судебных процессов. Поводом для этого могут служить, например, оспаривание материалов ревизии (проверки), неисполнение учреждением обязательств по оказанию услуг. В случае проигрыша учреждение зачастую становится должником по исполнению обязательств. В такой ситуации вступает в силу исполнительное производство, регулируемое Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических, юридических лиц, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Взыскание осуществляется на основании следующих исполнительных документов:
- исполнительных листов, выдаваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами согласно принимаемым ими судебным актам;
- судебных приказов;
- нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов или их нотариально удостоверенных копий;
- удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам;
- актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
- судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
- постановлений судебного пристава-исполнителя;
- актов других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
При этом следует учитывать, что исполнительный документ, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должен содержать:
- наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилию и инициалы должностного лица;
- наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
- дату принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
- дату вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
- сведения о должнике и взыскателе:
а) для граждан - фамилию, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно);
б) для организаций - наименование и юридический адрес;
в) для Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования
- наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;
- резолютивную часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащую требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
- дату выдачи исполнительного документа.
Бюджетное обязательство по исполнительному документу также ставится на учет в ОФК. Для этого получатель средств, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, представляет информацию об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым произойдет расходование бюджетных средств. Далее формируются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (КФД 0531702), в котором заполняется разд. 3 "Реквизиты исполнительного документа" Приказа Минфина РФ N 98н.
По нашему мнению, представляет интерес заполнение разд. 5 "Расшифровка обязательств". Обязанность по его заполнению возникает в случае, если выплаты по исполнительным документам имеют периодический характер, а также с ограничением по сроку действия, который заканчивается до конца текущего года. В первом случае график выплат по кодам классификации расходов бюджетов заполняется до конца текущего года с учетом периодичности выплат. Если же выплаты имеют ограничение по сроку действия, то график заполняется на оставшиеся до окончания срока действия исполнительного документа месяцы текущего финансового года с учетом периодичности выплат и содержит итоговую сумму выплат в текущем финансовом году в целом по бюджетному обязательству.
В то же время, если в ОФК ранее уже было учтено бюджетное обязательство, по которому получателем бюджетных средств представляется исполнительный документ, при формировании Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (КФД 0531705) в разд. 3 вносятся реквизиты исполнительного документа. Аналогично ОФК вносятся изменения в учтенное бюджетное обязательство и на лицевом счете получателя средств.
Также бюджетное обязательство подлежит изменению в случае несогласия учреждения, в отношение которого издан исполнительный документ на представленную ему выписку из лицевого счета. Для этого учреждение информирует об этом обслуживающий его ОФК.
В некоторых случаях, например если исполнительный документ издан в конце текущего финансового года, у бюджетного учреждения-должника может не хватать денежных средств для исполнения бюджетного обязательства. В такой ситуации бюджетное обязательство подлежит перерегистрации в объеме неисполненной части. Однако порядок перерегистрации зависит как от условий выплат (единовременно или периодически), так и от того, действуют ли коды бюджетной классификации.
Так, при неисполнении бюджетного обязательства при единовременной выплате по исполнительному документу учреждением-должником направляется информация в письменной форме о его неисполнении.
В случае если обязательство, имеющее периодический характер выплат, не исполнено и коды бюджетной классификации являются действующими на момент постановки на учет данного обязательства, оно перерегистрируется на очередной финансовый год на сумму предстоящих выплат.
В случае если коды являются не действующими, ОФК перерегистрирует неисполненное бюджетное обязательство на основании представленной учреждением-должником информации о неисполнении обязательства с указанием ссылки на учетный номер ранее зарегистрированного бюджетного обязательства.
Представление информации о бюджетных обязательствах получателей
средств федерального бюджета, учтенных в органах Федерального
казначейства
В заключение остановимся на порядке представления ОФК информации о бюджетных обязательствах. Федеральное казначейство является полноправным участником бюджетного процесса. На него в соответствии со ст. 166.1 БК РФ возложено множество бюджетных полномочий главных распорядителей (распорядителей), получателей по обслуживанию бюджетных средств. Следовательно, на него возлагаются и обязанности по представлению по запросу информации вышеуказанным субъектам, а также Минфину, Федеральному казначейству.
Так, по запросу получателя средств ОФК по месту его обслуживания представляет Справку об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств учета (КФД 0531707).
По запросу Минфина Федеральное казначейство представляет Реестры принятых на учет бюджетных обязательств (КФД 0531708) по главным распорядителям средств федерального бюджета с детализацией и группировкой показателей о принятых на учет бюджетных обязательств, указанными в запросе, или в целом по федеральному бюджету в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией и группировкой показателей, указанными в запросе.
По запросу главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета ОФК по месту открытия ему соответствующего лицевого счета представляет Реестр принятых на учет обязательств по находящимся в его ведении получателям средств.
В обязанности управлений Федерального казначейства по субъектам РФ входит представление в Федеральное казначейство ежемесячно по состоянию на 1-е число каждого месяца и в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, Отчета об исполнении бюджетных обязательств (КФД 0531709). Собранные от субъектов РФ отчеты формируются в Федеральном казначействе в сводный отчет по всем исполненным бюджетным обязательствам, который по запросу представляется в Минфин.
В аналогичном порядке в управлениях Федерального казначейства в субъектах РФ формируются Сведения о принятых на учет переходящих с прошлого года бюджетных обязательствах (КФД 0531710), которые затем представляются в Федеральное казначейство, формируются в сводных сведениях и по запросу могут представляться в Минфин.
А. Беляев,
редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"