Фирма купила торговый автомат по продаже кофе. Нужно ли этот автомат ставить на учет в налоговом органе как кассу? Аппарат работает без бумажных носителей, чеки не выдаются. Как вести учет денежной наличности?
На территории России все организации и индивидуальные предприниматели при наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в обязательном порядке должны применять модели контрольно-кассовой техники, включенные в Госреестр*(1). До недавнего времени контролирующие органы придерживались следующего мнения. Если фирма при наличных расчетах использует автомат, не оборудованный ККТ, то в отношении этой компании и ее должностных лиц применяется статья 14.5 КоАП РФ.
Между тем в Федеральном законе N 54-ФЗ*(2) определено, что организации в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Это касается в том числе и мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков (в т.ч. защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом). К передвижным средствам разносной торговли (помимо тележек, лотков, корзин) отнесены и торговые автоматы*(3). Существует положительная арбитражная практика о неправомерности применения статьи 14.5 КоАП РФ к организациям, использовавшим в своей деятельности торговые автоматы без ККТ или модель ККТ, не включенную в Госреестр*(4). С недавних пор такой точки зрения придерживается и Минфин России*(5).
Применяемая организациями ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета*(6). Торговый автомат - устройство, предназначенное для выдачи покупателю штучного товара (или приготовления напитков) и приема наличных денег, обеспеченное соответствующим программно-техническим комплексом. Госреестр ККТ в настоящее время содержит только модели ККМ, но не ЭВМ или программно-технических комплексов. По нашему мнению, в сегодняшней ситуации торговый автомат для продажи кофе не подлежит постановке на учет в налоговом органе. Рекомендуем очень внимательно следить за нормативными актами, которыми будет дополняться Госреестр ККТ.
С 1 января 2008 года торговые автоматы относятся к стационарной торговой сети, не имеющей торгового зала*(7). Поэтому физическим показателем для целей ЕНВД является торговое место, а не количество работников, как было до 1 января 2008 года. Базовая доходность составляет либо 9000 рублей с одного автомата, если площадь его менее 5 квадратных метров, либо 1800 рублей с каждого квадратного метра площади торгового места, если она превышает 5 квадратных метров. Однако в последнее время появилось несколько писем Минфина России*(8), где разъясняется, что реализация продукции через торговые автоматы для приготовления напитков путем смешивания сухих ингредиентов и воды все-таки относится к оказанию услуг общепита. Поэтому ЕНВД следует по-прежнему рассчитывать исходя из количества работников и базовой доходности 4500 рублей. Эта новая позиция представляется спорной, а следование ей - рискованным. Но в любом случае необходимо вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (УСН)*(9).
На фирмы, применяющие спецрежимы, распространяется Порядок ведения кассовых операций в РФ*(10). Если выручку из автомата забирает сотрудник фирмы, то в этот же день он должен либо оприходовать ее в кассу, либо сдать в банк*(11).
Т. Игнашкина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 августа 2008 г.
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 2, 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
*(2) п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
*(3) п. 2.4 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утв. пост. Правительства РФ от 11.08.1999 N 242-ст
*(4) Пост. ФАС ЗСО от 14.06.2007 N Ф04-3817/2007(35185-А45-43), ФАС СЗО от 04.06.2007 N А44-2981/2006-7, от 10.04.2007 N А56-19165/2006, ФАС ВСО от 11.04.2007 N А74-4245/06-Ф02-1777/07, от 20.03.2007 N А74-3621/06-Ф02-1330/07
*(5) письмо Минфина России от 14.04.2008 N 03-01-15/4-110
*(6) п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
*(7) абз. 15 ст. 346.27 НК РФ
*(8) письма Минфина России от 08.04.2008 N 03-11-04/3/182, от 28.03.2008 N 03-11-02/35
*(9) п. 7 ст. 346.26 НК РФ
*(10) утв. решением совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 N 40
*(11) п. 6 порядка, утв. решением совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 N 40
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.