Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека
в международном праве
Признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан - это обязанность каждого государства. Под правами человека обычно понимают закрепленную в законе возможность для каждого человека избирать вид и меру своего поведения.
Как правило, понятия "права" и "свободы" употребляются как синонимы*(1). Однако разграничение данных понятий имеет практический смысл. Если государство в своем основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае предоставления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.
В международном праве исторически сложилась следующая система основных прав человека:
1. Общие права: право народов на самоопределение, равенство в правах независимо от расы, пола, языка, религии, национальной принадлежности, политических или иных убеждений, социального происхождения, имущественного положения и других обстоятельств.
2. Политические (гражданские) права. Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право граждан на участие в ведении государственных дел, в том числе право избирать и быть избранными, свобода слова, свобода ассоциаций, право на мирные собрания.
3. Социально-экономические права: право на труд, отдых, справедливое вознаграждение за труд, благоприятные условия труда, право на создание профсоюзов и вступление в них, право на социальное обеспечение и получение медицинской помощи, право на образование.
4. Личные права связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Такие права и свободы необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, связаны с индивидуальной, частной жизнью. К личным правам относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, запрет пыток и жестокого обращения, право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, на свободу передвижения и выбора места жительства.
Современное понятие прав человека, зафиксированное в различных международных и национальных документах, является результатом их исторического развития. Первоначально эти права не являлись всеобщими, но каждая новая ступень общественного развития сопровождалась признанием качественно новых прав для все более широких слоев населения.
С 70-х годов ХХ в. получила распространение концепция "трех поколений" прав. К первому поколению относятся: личные, политические и некоторые культурные права, которые закрепились в результате революций XVII в. Они были подготовлены естественно-правовой доктриной, утвердившей приоритет прав человека и впервые законодательно закреплены в Англии в Habeas corpus act в 1679 г. и в Билле о правах 1689 г. Дальнейшее развитие права человека получили в США с принятием Декларации прав Вирджинии 1776 г., а позже - во французской "Декларации прав человека и гражданина" 1789 г.
Второе поколение прав воплотило ценности "социального государства": право на труд, отдых, достойную заработную плату, социальную помощь. Эти права стали общепризнанными и появились в международных актах, в частности во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Третье поколение прав сформировалось к 70-м годам ХХ столетия. К ним относят: право на мир, на разоружение, здоровую окружающую среду, запрет геноцида и апартеида. К правам третьего поколения относят и права отдельных социальных групп - детей, престарелых, инвалидов, безработных и т.д.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. правам и свободам человека и гражданина посвящена вторая глава. В этой главе закреплены основные права граждан, гарантии этих прав, а также обязанности граждан. Все указанные положения основаны на нормах международного права, закрепляющих приоритет прав и свобод человека и гражданина.
В основе международно-правового регулирования лежит общепризнанный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека. Данный принцип явился краеугольным камнем и при создании Организации Объединенных Наций. В соответствии с Уставом ООН Организация Объединенных Наций преследует цель осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии*(2).
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека претворяется в жизнь путем закрепления определенного перечня прав, предоставляемых человеку. Данный перечень минимально необходимых прав включает в себя все четыре элемента системы прав, рассмотренных ранее. К ним относятся право народов на самоопределение, равенство в правах независимо от расы, пола, языка, религии, национальной принадлежности, политических или иных убеждений, социального происхождения, имущественного положения и других обстоятельств; право граждан на участие в ведении государственных дел, свобода слова, право на мирные собрания; право на труд и на отдых, на справедливое вознаграждение за труд, право на социальное обеспечение и получение медицинской помощи, право на образование; право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, запрет пыток и жестокого обращения, право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, на свободу передвижения и выбора места жительства.
Общепризнанный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека обеспечивается теми обязательствами, которые принимают на себя государства, подписывающие те или иные международные договоры в области прав человека.
Так, каждое государство - участник Международного пакта о гражданских и политических правах обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в указанном Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Кроме того, на данные государства возложена обязанность:
- обеспечить любому лицу права и свободы, признаваемые в указанном Пакте, которые нарушены, а также эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
- обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями либо любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
- обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.
Главная цель государства - минимальное вмешательство в естественные права и свободы человека. Однако государство в лице своих органов в необходимых случаях может и ограничивать отдельные права человека.
Международные документы подчеркивают, что пользование правами человека не должно ограничиваться. Однако, когда это необходимо, они устанавливают четкое обоснование, конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями. Такое нормативное закрепление возможности ограничения прав граждан носит двоякий характер. С одной стороны, оно позволяет государствам, ссылаясь на действие соответствующих международно-правовых норм, вводить ограничения в пользовании определенными правами, а с другой - защищает граждан от произвольных действий государства по ограничению их прав.
Общепризнанный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека лежит в основе Всеобщей декларации прав человека, закрепляющей положение о том, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст. 1)*(3). Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия. Однако Декларация допускает и возможность ограничения прав. Но при этом ограничения должны устанавливаться только законом и лишь с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).
Аналогичные положения можно найти и в Конституции РФ. Так, в ст. 55 Конституции закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этой части Конституция РФ во многом соответствует международным нормам.
4 ноября 1950 г. в Риме была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Данная Конвенция также опирается на принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека, называя права и свободы высшей ценностью*(4).
Тем не менее особое место в Конвенции о защите прав человека и основных свобод отведено возможности отступления государств от принятых ими обязательств. Такое отступление допустимо лишь во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации. Именно тогда государство может отступить от своих обязательств и пойти на некоторые ограничения прав граждан. Конвенция предусматривает, что для установления "чрезвычайного положения" должны быть достаточные доказательства того, что такие условия действительно существуют.
Поэтому, дабы не допустить злоупотреблений, Конвенция ставит еще некоторые условия. Во-первых, отступление от обязательств возможно "только в такой степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств". Во-вторых, "такие меры не должны являться ее другими обязательствами страны по международному праву". И в-третьих, Конвенция вводит запрет на ограничение отдельных категорий прав. Таковыми являются: право человека на жизнь (за исключением смерти в результате правомерных актов войны), право не быть подвергнутым пыткам или бесчеловечным или унижающим достоинство обращению или наказанию, право не содержаться в рабстве или ином подневольном состоянии, а также право считаться невиновным "в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему на момент его совершения внутреннему или международному праву, не являлось уголовным преступлением".
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека должен лежать в основе деятельности каждого государства. Как правило, сфера прав граждан относится к внутренней компетенции государства. Однако в целях недопущения незаконных ограничений и ущемления прав граждан со стороны того или иного государства используются определенные международные механизмы по контролю за соблюдением прав и свобод человека и их защите.
К примеру, Конституция РФ в ст. 46 допускает возможность обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. К таким органам, осуществляющим защиту прав человека, можно отнести Комитет по правам человека, Европейский суд по правам человека, Экономический и Социальный Совет.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах был образован Комитет по правам человека*(5). Данный Комитет состоит из восемнадцати членов, которые участвуют лично, а не в качестве представителей государств.
Все государства, участвующие в Пакте, обязаны представлять в Комитет по правам человека доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Международном пакте о гражданских и политических правах, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. В свою очередь Комитет по правам человека изучает представленные доклады и вырабатывает необходимые и целесообразные замечания.
Если какое-либо государство, участвующее в Пакте, придет к выводу, что другое государство-участник не претворяет в жизнь постановлений Пакта о гражданских и политических правах, то оно может письменным сообщением довести этот вопрос до сведения указанного государства-участника. В течение трех месяцев после получения сообщения получившее его государство представляет в письменной форме пославшему такое сообщение государству объяснение или любое другое заявление с разъяснением по этому вопросу, где должно содержаться, насколько это возможно и целесообразно, указание на внутренние процедуры и меры, которые были приняты, будут приняты или могут быть приняты по данному вопросу.
Если данный вопрос не решается благоприятно для обоих заинтересованных государств-участников в течение шести месяцев после получения государством-адресатом первоначального сообщения, любое из этих государств имеет право передать этот вопрос в Комитет по правам человека, уведомив об этом Комитет и другое государство.
Основная задача Комитета в данном случае - дружественное разрешение вопроса на основе уважения прав человека и основных свобод. Если же какой-либо вопрос, переданный Комитету по правам человека, не разрешен к удовлетворению заинтересованных государств-участников, Комитет может с предварительного согласия заинтересованных государств-участников назначить специальную Согласительную комиссию.
Комитет по правам человека наделен также правом принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Международном пакте о гражданских и политических правах, при условии, что они исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.
Другим органом международного контроля за соблюдением прав и свобод человека является Европейский суд по правам человека. Он был учрежден в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами, присоединившимися к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколам к ней. Европейский суд по правам человека работает на постоянной основе. Для рассмотрения переданных ему дел Суд образует комитеты в составе трех судей, палаты в составе семи судей и Большую палату в составе семнадцати судей. Палаты суда на определенный срок образуют комитеты.
В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. В Европейский суд по правам человека может обратиться с жалобой любое физическое лицо, любая неправительственная организация или любая группа частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод или в Протоколах к ней. Однако Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
Европейский суд по правам человека не принимает к рассмотрению индивидуальную жалобу, если она:
- является анонимной;
- является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.
Государства, присоединившиеся к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязаны исполнять окончательные постановления Европейского суда по правам человека по делам, в которых они являются сторонами.
В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах был создан еще один орган контроля за соблюдением прав граждан - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)*(6). Данный орган специально предназначен для организации и координации сотрудничества государств в области прав человека. В связи с этим все государства - участники Пакта периодически представляют доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который, в свою очередь, направляет их экземпляры на рассмотрение в Экономический и Социальный Совет. В докладах могут указываться факторы и затруднения, влияющие на степень исполнения обязанностей по указанному Пакту. Экономический и Социальный Совет уполномочен осуществлять исследования и составлять доклады по международным вопросам в экономической и социальной сфере, в области культуры, образования, здравоохранения, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям. Кроме того, Экономический и Социальный Совет создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека, а также иные комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций. Так, наиболее важную роль в области защиты прав человека была призвана сыграть Комиссия ООН по правам человека.
В 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН в Женеве вместо Комиссии по правам человека учредила Совет по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. В состав Совета входят 47 государств, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. Члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения, а места в Совете распределяются между региональными группами следующим образом: группа африканских государств - 13 мест; группа азиатских государств - 13; группа восточноевропейских государств - 6; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 и группа западноевропейских и других государств - 7 мест. При этом члены Совета исполняют свои полномочия в течение трех лет и не имеют права на немедленное переизбрание после двух следующих друг за другом сроков полномочий.
Совет по правам человека должен отвечать за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека и основных свобод на справедливой и равной основе. Первоочередная задача Совета состоит в том, чтобы рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и делать по ним свои рекомендации. Он должен также содействовать эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы Организации Объединенных Наций. О своей деятельности Совет по правам человека ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН.
Генеральная Ассамблея ООН с целью рационализации и активизации механизмов Организации Объединенных Наций в области прав человека учредила в 1993 г. пост Верховного комиссара по правам человека. Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей на фиксированный срок в четыре года с возможностью продления на такой же фиксированный срок.
Верховный комиссар по правам человека является должностным лицом ООН, которое несет основную ответственность за деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека.
Основные обязанности Верховного комиссара по правам человека заключаются в следующем:
- поощрять и защищать эффективное осуществление всеми людьми всех гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав;
- выполнять задачи, порученные компетентными органами системы Организации Объединенных Наций в области прав человека, и представлять им рекомендации в целях содействия эффективному поощрению и защите всех прав человека;
- поощрять и защищать реализацию права на развитие и усиливать для этого поддержку со стороны соответствующих органов системы Организации Объединенных Наций;
- оказывать консультативные услуги и техническую и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государства и, при необходимости, региональных организаций по правам человека с целью поддержать осуществление мер и программ в области прав человека;
- координировать соответствующие учебные и пропагандистские программы Организации Объединенных Наций в области прав человека;
- играть активную роль в деле устранения препятствий и содействия решению новых задач на пути к полной реализации всех прав человека и в деле недопущения продолжения нарушений прав человека во всем мире;
- поддерживать при осуществлении своего мандата диалог с правительствами всех стран в целях обеспечения уважения всех прав человека;
- расширять международное сотрудничество в целях поощрения и защиты всех прав человека;
- осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека.
Ежегодный доклад о своей деятельности Верховный комиссар по правам человека представляет Комиссии по правам человека и Генеральной Ассамблее ООН.
В 1995 г. в целях способствования всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с основополагающими международно-правовыми документами в области прав человека была принята Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека*(7).
Данная Конвенция закрепила положение о том, что каждый человек, права и свободы которого нарушены, имеет право на эффективное восстановление в правах и свободах в соответствии с национальным законодательством. Если же все доступные внутригосударственные средства правовой защиты были исчерпаны и если после этого прошло не более шести месяцев, то существует возможность обратиться в Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств. Данная Комиссия создается в целях наблюдения за выполнением Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. В состав Комиссии входят лица, являющиеся гражданами государств - участников Конвенции, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека.
Рабочим языком Комиссии является русский язык.
Каждое государство - участник Конвенции имеет право направлять другому государству - участнику Конвенции письменные запросы по вопросам, связанным с нарушением прав человека. Если данный вопрос в течение шести месяцев не решается, то государство-участник, направившее запрос, имеет право передать этот вопрос в Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств.
Если же вопрос, переданный в Комиссию, не решен таким образом, чтобы удовлетворить интересы обоих государств - участников Конвенции, то Комиссия может с их согласия назначить специальную согласительную подкомиссию из числа уполномоченных представителей любой из заинтересованных сторон. При этом членом такой подкомиссии не может быть гражданин какой-либо из заинтересованных сторон. По завершении рассмотрения вопроса подкомиссия представляет Комиссии заключение для направления его заинтересованным сторонам.
Комиссия рассматривает также индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека любым государством - участником Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
Решения Комиссии фиксируются в виде договоренностей, заключений и рекомендаций в соответствующих документах на русском языке.
Ежегодно Комиссия представляет Совету глав государств Содружества доклад о своей деятельности.
Полномочия и статус Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств позволяют говорить о том, что данная Комиссия является своего рода аналогом Европейского суда по правам человека. Однако компетенция Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств распространяется лишь на территории стран - участниц СНГ.
В целом же можно сказать, что все международно-правовые документы в области прав человека - это результат согласованной воли народов мирового сообщества. Права человека в современном мире предполагают согласование международных стандартов с национальным правом, с исконными традициями и ценностями каждого народа.
Изучение международно-правовых вопросов прав и свобод человека имеет принципиальное значение для понимания и выработки новых, более эффективных механизмов взаимодействия норм международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.
С.А. Опалева,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 47-49.
*(2) См.: Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 7-33.
*(3) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990. С. 14-20.
*(4) См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 20. Ст. 2143.
*(5) См.: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. 1990. С. 53-57.
*(6) См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. С. 1-5.
*(7) См.: Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 13. Ст. 1489.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в международном праве
Автор
С.А. Опалева - кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2008, N 10