Продажа автомобиля, в отношении которого применялся
понижающий коэффициент амортизации, с убытком не приводит
к увеличению срока списания данного убытка
Суть проблемы
Если при реализации амортизируемого имущества его остаточная стоимость с учетом расходов, связанных с реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком, учитываемым равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 1 и 3 ст. 268 НК РФ).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 статьи 259 НК РФ, в отношении определенных автотранспортных средств предусмотрено обязательное применение понижающего коэффициента (0,5). Вследствие этого фактический срок начисления амортизации по таким объектам ОС по сравнению с нормативным сроком увеличивается вдвое.
По мнению налоговых органов, убыток от реализации таких основных средств должен учитываться в целях налогообложения равными долями в течение срока, увеличенного вдвое именно вследствие применения понижающего коэффициента.
Налогоплательщик не согласился с позицией налогового органа, поскольку пунктом 3 статьи 268 НК РФ никаких особенностей для признания убытка по "долгим" основным средствам (по сравнению с иными объектами основных средств) не установлено.
Судебные решения
Суд при рассмотрении спора поддержал налогоплательщика. Статьей 268 НК РФ установлены особенности признания убытка от реализации амортизируемого имущества. При этом срок признания убытка зависит от срока полезного использования и срока фактического использования. Срок полезного использования объекта ОС определяется налогоплательщиком на основании Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Пунктом же 9 статьи 259 НК РФ понижающий коэффициент предусмотрен именно для исчисления нормы амортизации, но не срока полезного использования.
Постановление ФАС ЦО от 24.06.2008 N А68-8457/07-378/12, Постановление ФАС ЦО от 23.06.2008 N А68-6347/07-241/14
Расходы по содержанию клуба и сауны могут быть
учтены в качестве представительских
Суть проблемы
В целях исчисления налога на прибыль могут быть учтены представительские расходы (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом перечень таких расходов, зачастую, воспринимается в качестве исчерпывающего. Более того, в соответствии с пунктом 2 статьи 264 НК РФ к представительским расходам не могут быть отнесены расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
По мнению налогового органа, расходы, понесенные налогоплательщиком по обеспечению общественного порядка при проведении мероприятий в здании клуба, принадлежащего налогоплательщику, а также расходы в сумме начисленной амортизация по сауне не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль вследствие их непроизводственной направленности.
По мнению налогоплательщика, указанные выше расходы были осуществлены исключительно в целях поддержания деловых контактов со своими контрагентами и могут быть учтены в целях налогообложения.
Судебные решения
При рассмотрении указанного спора суд поддержал доводы налогоплательщика.
Материалами дела подтверждается, что объект ОС - сауна, принадлежащая налогоплательщику на праве собственности, расположена в административном корпусе и используется им исключительно в представительских целях: для приема и обслуживания представителей других организаций в целях поддержания взаимовыгодного сотрудничества. Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, налоговым органом не представлены.
Равным образом, правомерно были учтены налогоплательщиком и расходы по обеспечению правопорядка при проведении мероприятий в клубе налогоплательщика.
Постановление ФАС СЗО от 02.07.2008 N А05-6193/2007
А.А. Куликов,
консультант по налогам и сборам
e-mail: kaafsnp@mail.ru
"БУХ.1С", N 11, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667