Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 2101/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Иванниковой Н.П. и судей Весеневой Н.А., Хачикяна A.M.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Межрайонной ИФНС N2 по Новгородской области (пл. Революции, д. 1, г. Старая Русса, Новгородская обл., 175200) от 25.01.2008 N 2.3-08/02/13/1329 о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Новгородской области от 14.08.2007 по делу N А44-1987/2007, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2007 по тому же делу, установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - Общество).
Определением суда от 14.08.2007 заявление возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Северо-Западного округа от 21.12.2007 определение суда первой инстанции от 14.08.2007 и постановление апелляционной инстанции от 16.10.2007 оставлены без изменения.
Заявитель с указанными судебными актами не согласен и просит пересмотреть их в порядке надзора.
Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, определены статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив заявление и приложенные к нему материалы, суд не находит оснований, предусмотренных указанной статьей Кодекса, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На основании статей 23 и 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации Общества. В обоснование своих требований налоговый орган сослался на неоднократные нарушения Обществом законодательства, в том числе непредставление налоговых деклараций, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также бухгалтерской отчетности (в последний раз соответствующая отчетность представлена организацией за 9 месяцев 2004 года); неуплата налогов и пеней на общую сумму 3481 руб. 21 коп.; отсутствие Общества либо его руководителя по указанному в документах о государственной регистрации адресу. В заявлении Инспекция указала на приостановление решением от 20.04.2006 N 35/27 операций по расчетному счету Общества в банке.
Суд первой инстанции сделал вывод о наличии у Общества признаков недействующего юридического лица, предусмотренных пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), и руководствуясь положениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление N 67), возвратил заявление Инспекции на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Кодекса.
Согласно статье 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном Законом о регистрации (пункт 1 Постановления N 67).
При рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Реестра по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из Реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица представляются налоговым органом (пункт 2 Постановления N 67).
Судами установлено и Инспекцией не оспаривается, что Общество является недействующим юридическим лицом, а, следовательно, имеются основания для его исключения из Реестра в предусмотренном Законом о регистрации порядке (по решению регистрирующего органа).
Согласно пункту 3 Постановления N 67 при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Кодекса, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.
Исключение юридического лица из Реестра допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциями перед бюджетами разных уровней. В связи с этим суды правомерно отклонили довод Инспекции о наличии возражений Управления об исключении Общества из Реестра.
Кроме того, судами установлено, что в материалах дела нет доказательств наличия у ответчика имущества, за счет которого возможно погашение задолженности по обязательным платежам (3481 руб. 21 коп.).
При таких обстоятельствах заявление Инспекции о ликвидации Общества правомерно возвращено судом первой инстанции.
Арбитражные суды всех инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Кодекса, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А44-1987/2007 Арбитражного суда Новгородской области для пересмотра в порядке надзора определения от 14.08.2007, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2007 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.П. Иванникова |
Судья |
Н.А. Весенева |
Судья |
А.М. Хачикян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. N 2101/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А44-1987/2007
Истец: МИФНС России N 2 по Новгородской области
Ответчик: ООО "Союз"
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2007 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4177/07