Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 сентября 2008 г. N 10439/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П. и судей Ксенофонтовой Н.А. и Прониной М.В.
рассмотрел в судебном заседании заявление Министерства финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2007 по делу N А65-22626/2007-СА1-19 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2008 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камагростройсервис" (далее - общество) о признании незаконным бездействия Министерства финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения Департамента казначейства Елабужского района и города Елабуга (далее - казначейство), выраженного в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан до момента устранения последним нарушений пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Третье лицо: исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполком).
Суд установил:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 19.06.2008 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции казначейство полагает, что обжалуемыми судебными актами нарушены нормы материального и процессуального права, и просит их отменить.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив материалы дела и доводы заявителя, отклоняет их по следующим основаниям.
Как установлено судами, в связи с отсутствием у должника - муниципального учреждения "Управление строительства города Елабуги" достаточных денежных средств для погашения задолженности, подтвержденной решением Арбитражного суда Республики Татарстан по другому делу (N А65-5284/2005-СГ2-20), кредитор обратился за ее взысканием в порядке субсидиарной ответственности к собственнику муниципального учреждения - муниципальному образованию "Елабужский муниципальный район" в лице исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2007 по делу N А65-26584/2006-СГ2-20 с Елабужского муниципального района Республики Татарстан в лице исполкома в пользу общества взыскано 2544532 рубля 41 копейка задолженности в порядке субсидиарной ответственности, выдан исполнительный лист.
Взыскатель направил исполнительный лист на исполнение в казначейство.
В соответствии с положениями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования по искам к муниципальным образованиям, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В силу пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, является Федеральное казначейство согласно статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем заявителем соблюдены правила направления исполнительного листа именно в органы казначейства, и правовых оснований для направления исполнительного документа для исполнения в финансовый орган муниципального образования не имелось. Более того, статья 242.2 названного Кодекса содержит исключение, касающееся исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
При таких обстоятельствах невыполнение казначейством требований, содержащихся в статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обоснованно признано судами незаконным.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку названные основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствуют, оспариваемые решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции не могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2007 по делу N А65-22626/2007-СА1-19 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2008 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.П. Харчикова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 сентября 2008 г. N 10439/08
Текст определения официально опубликован не был