Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 октября 2008 г. N 12894/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Тимофеева В.В., судей Новоселовой Л.А., Хачикяна A.M.
рассмотрел в судебном заседании заявление ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области (далее - инспекция) от 09.09.2008 N 03-20/898021 о пересмотре в порядке надзора решения от 18.12.2007 Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16335/07-27, постановления от 21.03.2008 Четвертого арбитражного апелляционного суда и постановления от 10.06.2008 Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по указанному делу по заявлению открытого акционерного общества "Ангарский институт по проектированию предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности" (далее - общество) к инспекции о признании незаконным отказа инспекции в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы и обязании налогового органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр) сведения о новом директоре общества.
Суд установил:
решением совета директоров от 10.08.2007 генеральным директором общеста избран Смоляр А.В.
В налоговую инспекцию обществом представлено заявление от 17.08.2007 для внесения изменений в реестр, не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица.
Письмом от 28.08.2007 N 04-29/9787 налоговая инспекция сообщила заявителю, что на основании письма ФНС России от 21.05.2007 N ШС-6-14/405@ внесение сведений в реестр, регистрационные действия в отношении перечисленных в приложении организаций, в том числе и указанного общества не допускаются. Полагая, что отказом инспекции в государственной регистрации, содержащимся в письме от 28.08.2007, нарушены его права и законные интересы общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и обязании регистрирующего органа внести в реестр соответствующие изменения.
Решением от 18.12.2007, оставленным без изменения постановлениями других судебных инстанций от 21.03.2008 и от 10.06.2008, заявление удовлетворено. Суд признал незаконным оспариваемое решение инспекции и обязал налоговый орган осуществить государственную регистрацию в установленном порядке, исходя из того, что требования законодательства по оформлению заявления о регистрации, в частности, статей 17, 18 Закона о регистрации соблюдены. Кроме того, письмо ФНС с поручением территориальным органам не производить государственную регистрацию указанных в его перечне организаций не является правовым основанием для отказа в проведении регистрационных действий.
Оспаривая названные судебные акты, заявитель просит их отменить в связи с неправильным, по его мнению, применением норм материального права.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
В статье 23 Закона о регистрации содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которой одним из оснований для отказа служит непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 данного Закона для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей относится руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
С момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены оно не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе, подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).
Как установлено судом, документы, представленные обществом в налоговый орган, соответствовали названным требованиям. В этой связи письмо налоговой инспекции от 28.08.2007 N 04-29/9787 о невозможности произвести в отношении общества регистрационные действия, обоснованно расценено судебными инстанциями в качестве отказа в их осуществлении, правомерно признанного незаконным.
Выводы судов соответствуют законодательству и существующей практике рассмотрения данных дел арбитражными судами (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2006 по делу N 2817/06, постановления Президиума Высшего Арбитражного суда от 14.02.2006 NN 12049/05, 12580/05, 14310/05).
С учетом изложенного, заявление о пересмотре обжалованных судебных актов в порядке надзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Кодекса, суд определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-16335/07-27 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения от 18.12.2007 названного суда, постановления от 21.03.2008 Четвертого арбитражного апелляционного суда и постановления от 10.06.2008 Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Тимофеев |
Судья |
Л.А. Новоселова |
Судья |
А.М. Хачикян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 октября 2008 г. N 12894/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-16335/07
Заявитель: ОАО "Ангарскнефтехимпроект"
Ответчик: ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области
Третье лицо: Арбитражный Суд Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-336/08