Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 июля 2008 г. N КГ-А40/6929-08
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России" или истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Федерального агентства связи (далее - Россвязь или ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 7607593 рублей 36 копеек.
Иск мотивирован тем, что истец в 2004 году, выполняя возложенные государством обязательства, оказывал пользователям универсальные услуги почтовой связи по тарифам, утвержденным решением Правления МАП РФ от 21 мая 2003 года N 07/05-8. В связи с чем, истец понес убытки в размере 7607593 рублей 36 копеек.
Так как расходы истца не были компенсированы государственными органами в 2004 финансовом году, как того требует законодательство, то истец в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации избрал возмещение убытков в качестве способа защиты своих нарушенных гражданских имущественных прав.
РосссиРОРо
Решением Арбитражного суда города Москвы от 2 апреля 2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2008 года, требования истца удовлетворены.
Суд исходил из того, что истцом доказан и документально подтвержден факт наличия вреда, вины причинителя и совершения конкретным государственным органом определенного действия (бездействия), а также причинно-следственная связь с причинением юридическому лицу вреда.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, Росвязь обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой содержится просьба об их отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указал, что Российская Федерация в лице Россвязи не является причинителем вреда истцу, поскольку Министерство Российской Федерации по связи и информатизации и Россвязь полностью израсходовали в 2004 году лимиты бюджетных обязательств, выделенные на цели возмещения расходов операторов федеральной почтовой связи, а в последующие финансовые годы денежные средства на компенсацию убытков прошлых лет не выделялись.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Россвязи поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ФГУП "Почта России" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в лице филиала - Управления федеральной почтовой связи Новосибирской области является организацией федеральной почтовой связи, осуществляющей предоставление услуг почтовой связи населению на платной основе. Основным видом оказываемых услуг являются универсальные услуги почтовой связи, предназначенные для удовлетворения нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О почтовой связи" (в редакции от 7 июля 2003 года) обязательство по возмещению расходов организаций почтовой связи на оказание универсальных по тарифам, подлежащим государственному регулированию, возложено на федеральный бюджет.
В результате неисполнения Российской Федерацией в лице своих органов обязанности по возмещению расходов истца, последнему причинен вред, выразившийся в уменьшении его имущества на сумму произведенных, но не возмещенных расходов.
Исходя из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, следовательно, ответчиком по данному спору должно являться публично-правовое образование - Российская Федерация в лице соответствующего органа.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, что действовал в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу части 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
Согласно приложению N 7 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" выделение целевых субсидий и субвенций в качестве государственной поддержки почтовой связи отнесено к расходам Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, которое в 2004 году являлось главным распорядителем средств федерального бюджета.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 упразднено Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, осуществляющее управление находившемся в его ведении ГУ УФПС Новосибирской области, и образованы Министерство транспорта и связи Российской Федерации и Федеральное агентство связи.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 320, оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи. Агентство выполняет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета относительно подведомственных предприятий, учреждений (пункт 5.14 Положения).
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такого (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования. Рассматривая иски, предъявленные по статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь ввиду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Руководствуясь положениями вышеуказанных нормативных актов, а также разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суды правомерно определили ответчика по настоящему спору - публичное образование Российская Федерация в лице Федерального агентства связи как главного распорядителя бюджетных средств, следовательно, доводы ответчика о неправомерности предъявленных к нему требований не может быть принят судом кассационной инстанции.
Кроме того, размер расходов истца, подлежащих возмещению из федерального бюджета, подтверждается годовым отчетом за 2004 год, составленным истцом и утвержденным Федеральным агентством связи в соответствии с приказом Федерального агентства связи от 3 ноября 2006 года N 226 "Об утверждении Порядка распределения и использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на покрытие убытков, возникающих при оказании универсальных услуг почтовой связи по регулируемым государством тарифам" и составляет 7607593 рублей 36 копеек.
Доказательства, которые бы свидетельствовали о возмещении понесенных истцом убытков, в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлены.
Поскольку все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены верно, правильно применены нормы материального права, то принятые судебные акты следует признать правильными.
Нарушения норм процессуального права, являющегося в соответствии с частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения и постановления по делу, не установлено.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы Федерального агентства связи не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 2 апреля 2008 года по делу N А40-68187/07-55-605 арбитражного суда города Москвы и постановление от 28 мая 2008 года N 09АП-5514/2008-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального агентства связи - без удовлетворения.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2008 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2008 г. N КГ-А40/6929-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании