Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 августа 2008 г. N КА-А41/7870-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 г.
Закрытое акционерное общество "Норд-Альянс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным ее постановления N 3 от 01.06.2007 г. о производстве выемки документов, о признании незаконными действий инспекции по изъятию документов и об обязании возвратить обществу изъятые документы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.03.2008, оставленым без изменения постановлением от 16.05.2008 Десятого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены, поскольку оспариваемые ненормативный акт и бездействие налогового органа являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, считая их не соответствующими статьям 6, 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятыми с нарушением ст. 71, 170 АПК РФ, не основанными на полностью выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, что привело к неправильному применению судами статей 93, 94, 99 Налогового кодекса Российской Федерации, и направить дело на новое рассмотрение.
Представители сторон, извещенных о времени месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
От общества поступил письменный отзыва на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Исследовав представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что действия инспекции по производству выемки документов осуществлены и оформлены с нарушением Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя. Судебными инстанциями установлено, что оспариваемое постановление N 3 от 01.06.2007 о производстве выемки вынесено и выемка документов произведена 06.06.2007, то есть до истечения срока для добровольного исполнения требования о предоставлении документов (08.06.07); постановление о производстве выемки не мотивировано; постановление о производстве выемки и протокол N 1 выемки от 06.06.07 составлены при участии сотрудника инспекции Ш., чьи полномочия на участие в проведении выездной налоговой проверки инспекцией не подтверждены; изъятые документы не перечислены и не описаны в протоколе выемки (приложении к нему), имеются ссылки лишь на номера папок и количество листов в них; в установленный Налоговым кодексом РФ 5-дневный срок (п. 8 ст. 94) и на момент рассмотрения судом дела изъятые налоговым органом документы не возвращены заявителю.
Довод жалобы о том, что суды не сослались на доказательства, подтверждающие, что среди изъятых документов находятся подлинники лицензии N Д547379 от 27.12.2004 г., срок действия которой истекает 27.12.2007 г., не принимается.
Судами установлено, что налоговым органом изъяты подлинники документов, и выводы судебных инстанций в этой части инспекцией никакими доказательствами не опровергнуты, при том, что в соответствии с требованиями п. 7 ст. 94 НК РФ изъятые документы перечисляются и описываются в протоколе выемки, либо в прилагаемых к нему описях, чего налоговым органом сделано не было.
Довод жалобы инспекции о том, что выемка документов по постановлению N 3 от 01.06.2007 г. производилась налоговым органом 06.06.2007 г. в связи с тем, что запрашиваемые документы, по требованию N 34 от 11.05.2007 г. направленному налогоплательщику 15.05.2007 г. заказным письмом, до 05.06.2007 г. представлены не были, судами был проверен и отклонен как не подтвержденный материалам дела и противоречащий фактическим обстоятельствам.
Все документы, на которые ссылается инспекция как на подтверждение направления или вручения обществу требования о предоставлении документов, включая отчет факса от 11.05.07, маршрутное поручение от 25.05.07, почтовые уведомления и квитанции, исследованы судебными инстанциями и получили соответствующую оценку. Судами установлено, что требование, направленное налогоплательщику 16.05.2007 в соответствии с положениями ст. 6.1 НК РФ может считаться полученным обществом не ранее 24.05.2007, в связи с чем срок его исполнения истекал 08.06.2007, а иные документы не подтверждают факт направления или вручения заявителю данного требования.
Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Утверждение в жалобе о том, что вынесение постановления N 3 от 01.06.2007 г. ранее окончания срока представления документов обусловлено отсутствием руководителя налогового органа в инспекции в период осуществления выемки, несостоятельно, поскольку в самом постановлении как на основание его вынесения указано на непредставление обществом истребованных документов в срок до 01.06.2007 (л.д. 12).
Повторяющиеся в жалобе доводы о том, что производство выемки и ее оформление произведены с соблюдением требований Налогового кодекса Российской Федерации, выемка документов была обусловлена препятствованием общества в осуществлении налоговым органом налогового контроля, а также наличием у инспекции оснований полагать, что необходимые для проведения проверки документы могут быть сокрыты заявителем, а также о том, что инспекцией предпринимались попытки передачи обществу копий, изготовленных ею с изъятых документов, были проверены судами и им дана оценка как необоснованным со ссылкой на конкретные обстоятельства и материалы дела.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применены ст.ст. 6.1, 89, 92, 93, 94, 99 НК РФ, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 11.03.2008 Арбитражного суда Московской области и постановление от 16.05.2008 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-19021/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
По мнению налогоплательщика, налоговый орган незаконно произвел выемку документов, поскольку срок добровольного исполнения требования налогового органа о предоставлении документов не истек.
Суд указал, что согласно п.3 ст.93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования.
Согласно п.4 ст.93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ.
Т.е. до окончания установленного ст.93 НК РФ десятидневного срока предоставления документов налоговый орган не вправе производить у налогоплательщика выемку документов.
Учитывая изложенное, проведение у налогоплательщика выемки документов при проведении налоговой проверки до окончания десятидневного срока добровольного представления документов по требованию налогового органа признано незаконным.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2008 г. N КА-А41/7870-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании