Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 сентября 2008 г. N КГ-А40/7830-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 г.
Инспекция ФНС России N 6 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве о признании недействительной государственной регистрации ЗАО "ЭЛИТ СТРОЙ СЕРВИС", осуществленную МРИ МНС России N 39 по г. Москве 16.09.2003, оформленную свидетельством N 77 007008298 от 16.09.2006, регистрационная запись N 1037739864117.
Заявление мотивировано тем, что С. не является и никогда не являлась ни одним из учредителей, ни руководителем ЗАО "ЭЛИТ СТРОЙ СЕРВИС"; на регистрацию представлены документы, содержащие недостоверные, заведомо ложные данные.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.01.2008г. по делу N А40-31162/07-146-169 отказано в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не приведены правовые основания незаконности оспариваемой регистрации и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 г. N 09АП-2039/2008-АК решение Арбитражного суда города Москвы от 10.01.2008 г. по делу N А40-31162/07-146-169 оставлено без изменения с поддержанием выводов суда первой инстанции.
Инспекция ФНС России N 6 по г. Москве не согласилась с указанными судебными актами, полагая, что судами неправильно применены норма материального и процессуального права, в связи с чем просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 10.01.2008 г. по делу N А40-31162/07-146-169 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 г. N 09АП-2039/2008-АК.
В судебном заседании кассационной инстанции представители МИФНС России N 46 по г. Москве, МРИ ФНС N 4 по КН согласились с кассационной жалобой.
Инспекция ФНС России N 6 по г. Москве, ЗАО "ЭЛИТ СТРОЙ СЕРВИС", Б., Ф., В., надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание кассационной инстанции представителей не направили.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судами обеих инстанций, МИФНС России N 39 по г. Москве 10.09.2003 г. на основании представленных документов для государственной регистрации юридического лица принято решение N 6511 от 11.09.2003 о регистрации юридического лица - ЗАО "ЭЛИТ СТРОЙ СЕРВИС" при создании.
В ходе проведенных Инспекцией ФНС России N 6 по г. Москве мероприятий регистрационного контроля в отношении ЗАО "ЭЛИТ СТРОЙ СЕРВИС" опрошены Б., Ф. Из объяснений указанных лиц следует, что они не имеют никакого отношения к указанной организации, не выражали волеизъявления на создание согласия на Общества путем учреждения, не подписывали никаких документов указанной организации.
Данные обстоятельства подтверждены письмом Межрайонной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 21.05.2007 N 13-09/06994(5), а также письменными объяснениями С. от 23 марта 2007, из которых следует, что у нее отсутствуют сведения об участии в учреждении ЗАО "ЭЛИТ СТРОИ СЕРВИС".
На основании приведенных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу, что регистрация Общества произведена на основании поддельных документов, содержащих недостоверные сведения, следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для регистрации создания Общества.
Оспариваемые действия и решение о регистрации общества совершены государственным органом - Межрайонной Инспекцией МНС России N 39 по г. Москве. Приказом Управления МНС России по г. Москве от 29.09.2003 N 257 функции регистрирующего органа юридических лиц в г. Москве переданы Межрайонной Инспекции ФНС России N 46 по г. Москве.
В материалах дела имеется пакет документов, представленных при регистрации ЗАО "ЭЛИТ СТРОИ СЕРВИС", и явившихся основанием для государственной регистрации данного Общества, в числе которых - надлежащим образом оформленное заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, Учредительный договор ЗАО "ЭЛИТ СТРОЙ СЕРВИС" от 08.09.2003, протокол N 1 учредительного собрания ЗАО "ЭЛИТ СТРОЙ СЕРВИС" от 08.09.2003, устав ЗАО "ЭЛИТ СТРОЙ СЕРВИС", утвержденный Протоколом N 1 учредительным собранием от 08.09.2003, документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что в данном случае перечень представленных на регистрацию документов соответствует требованиям статьи 12 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Какого-либо несоответствия представленных на регистрацию документов требованиям законодательства регистрирующим органом не установлено.
Положениями статьи 23 Закона "О государственной регистрации юридических лиц..." от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Поскольку представленные в регистрирующий орган документы, а также заявление при создании юридического лица соответствовали действующему законодательству, оснований для отказа в государственной регистрации данного юридического лица у регистрирующего органа не имелось.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации за представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством РФ, несут заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели.
Доводы заявителя относительно недостоверных сведений в документах, на основании которых произведена государственная регистрация, правомерно отклонены судами.
Заявление о признании недействительным решения о государственной регистрации рассматривается судом в порядке главы 24 АПК РФ об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Следовательно, оценке подлежит решение регистрирующего органа, а не решения общего собрания участников. Спор об оспаривании сделки и (или) решения общего собрания общества может быть рассмотрен в рамках искового производства, а не в рамках настоящего спора.
Исходя из смысла норм вышеуказанного Закона о регистрации, а также положений пункта 14 статьи 31 Налогового Кодекса Российской Федерации не предусмотрено право налогового органа на обращение в суд с требованием о признании недействительными Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, записи о его регистрации в ЕГРЮЛ.
Регистрирующий орган, налоговый орган вправе обратиться с требованием о ликвидации юридического лица, признания недействительной государственной регистрации юридического лица только в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии документального подтверждения заявителем, что обжалуемая регистрация нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в рамках правоотношений между двумя налоговыми органами.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации не допустимо в кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя кассационной жалобы и взыскиваются с него в доход федерального бюджета РФ в сумме 1000 руб.00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.01.2008г. по делу N А40-31162/07-146-169 и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 г. N 09АП-2039/2008-АК оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 6 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России N 6 по г. Москве в доход Федерального бюджета РФ госпошлину 1000 (одна тысяча) руб. 00 коп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган, полагая, что организация зарегистрирована в ЕГРЮЛ на основании поддельных документов, обратился в суд с требованием о признании госрегистрации недействительной.
Федеральный арбитражный суд округа согласился с судами, отклонившими доводы налогового органа относительно недостоверных сведений в документах, на основании которых произведена регистрация.
Как пояснил окружной суд, исходя из смысла норм Закона о регистрации, а также положений НК РФ налоговым органам не предоставлено право на обращение в суд с требованием о признании недействительными свидетельства о госрегистрации юрлица, записи о его регистрации в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган, налоговый орган вправе обратиться с требованием о ликвидации юрлица, признания недействительной госрегистрации юрлица только в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Кроме того, налоговый орган не представил документального подтверждения того, что обжалуемая регистрация нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в рамках правоотношений между двумя налоговыми органами.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2008 г. N КГ-А40/7830-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании