Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 августа 2008 г. N КА-А40/7379-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 г.
Открытое акционерное общество "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России о признании недействительными решения от 20.07.2007 N 39/16-64 в части отказа в подтверждении обоснованности применения ставки 0% к выручке в сумме 3530605 руб., отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 25930 руб., предложения внести изменения в бухгалтерский учет, решения от 20.07.2007 N 72/16-65 в части подп. 2 и 3 резолютивной части решения, а также об обязании возместить из бюджета НДС в размере 25930 руб.
Решением от 11.03.2008 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены, поскольку заявителем документально подтверждено применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при реализации услуг связи для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, в которой повторен текст апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Общество в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Судами установлено, что в ноябре 2006 г. налогоплательщиком была осуществлена реализация услуг связи дипломатическим и приравненным к ним представительствам. Факт оказания данных услуг в ноябре 2006 г. подтверждается материалами дела.
Инспекция ссылается, что Обществом представлены копии платежно-расчетных документов, подтверждающие фактическое перечисление дипломатическими или приравненными к ним представительствами денежных средств в оплату оказанных услуг в ноябре 2006 года, при этом фактически денежные средства в оплату выручки от реализации услуг в ноябре 2006 года были получены в других налоговых периодах - в декабре 2006 года, январе, феврале, марте 2007 года, в связи с чем данная реализация подлежит отражению в том налоговом периоде, когда налогоплательщиком был собран полный пакет подтверждающих документов.
Данная ссылка противоречит налоговому законодательству Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из того, что в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.
Исключительный порядок налогообложения по ставке 0% для указанных операций подтверждается тем, что в подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ содержится отсылка к полномочиям Правительства Российской Федерации по установлению порядка применения названного подпункта.
Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".
В соответствии с п. 4 названного постановления организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствам, выставляют иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с указанием нулевой ставки. Указанные счета-фактуры с пометкой "Для дипломатических нужд" выставляются при наличии договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающего спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости, официального письма дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации, реализующей товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительством.
Указанные нормы права соотносятся с п. 9 ст. 167 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Таким образом, и в данной норме права подпункт 7 п. 1 ст. 164 НК РФ исключен из общего правила исчисления налогооблагаемой базы при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт по последнему дню месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В связи с этим поскольку в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в данном случае является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, Общество обоснованно подало налоговую декларацию по налоговой ставке 0% в том месяце, в котором произошло оказание услуг, а не в том месяце, в котором поступила оплата за эти услуги.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применены ст.ст. 164, 166, 167 НК РФ, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов не имеется.
Довод налогового органа о том, что заявителем представлены копии извещений в количестве 206 штук на сумму 899025,1 руб., по которым невозможно определить категорию пользователя услуг и назначение платежа, при этом фактически денежные средства в оплату выручки от реализации услуг в ноябре 2006 года были получены в других налоговых периодах, противоречит обстоятельствам, установленным судами.
Судами установлено, что по специальному коду, присваивающемуся представительству при заключении договора и содержащемуся в извещении, имелась возможность определить как получателя платежа, так и наименование услуги, которая оплачивалась, дату перечисления денежных средств, а также представительство.
Кроме того, разъяснения относительно соответствующих кодов представительств были изложены в возражениях на акт камеральной проверки.
Инспекция утверждает, что Обществом нарушен приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 28.12.2005 N 163Н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядок их заполнения", в соответствии с которым если документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, не собраны, операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Кодекса, подлежат включению в декларацию по ставке 0 процентов за соответствующий налоговый период и налогообложению по налоговым ставкам, соответственно, 10 или 18 процентов. При этом налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса (включая вычеты сумм налога, исчисленных им с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до 01.01.2006 в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), в порядке и на условиях, предусмотренных главой 21 Кодекса). Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Кодекса, подлежат включению в декларацию по ставке 0 процентов за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, и налогообложению по налоговой ставке 0 процентов. Уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных положениями статьи 176 Кодекса.
Приведенное утверждение противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
Порядок, устанавливающий возможность подтверждения ставки 0 процентов на основании ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяется в отношении операций, предусмотренных подп. 7 п. 1 ст. 164 Кодекса.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и соответствующих вычетов в спорном налоговом периоде.
Ссылка Инспекции на п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033, который, по мнению налогового органа, не свидетельствует о том, что у Общества не возникает обязанности по представлению платежных поручений, не может являться основанием для отказа заявителю в применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в силу приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции учитывает сложившуюся судебно-арбитражную практику (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.06.2008 N КА-А40/4872-08, от 11.08.2008 N КА-А40/7359-08, от 14.04.2008 N КА-А40/2974-08, от 27.12.2007 N КА-А40/10832-07).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 11 марта 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 21 мая 2008 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-47268/07-128-312 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2008 г. N КА-А40/7379-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании