Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 сентября 2008 г. N КА-А40/8028-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2008 г.
ОАО "Нефтяная Компания"" Роснефть" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в соответствии со ст. 49 АПК РФ о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 1.06.2007 г. N 52\970\1 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части пунктов 2, 3, 4, 5 резолютивной части решения, обязать Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 зачесть ОАО "Нефтяная Компания "Роснефть" переплату по налогу на прибыль за 2003 г. в сумме 63932456 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 11 апреля 2008 г заявленные требования удовлетворены., признано недействительным как не соответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 1.06.2007 г. N 52\970\1 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части пунктов 2, 3, 4, 5 резолютивной части решения.
Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обязана в установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации порядке зачесть ОАО "НК Роснефть" переплату по налогу на прибыль за 2003 г. в сумме 63932456 руб. в счет предстоящих платежей по этому налогу.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2008 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 11 апреля 2008 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1-без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрегиональной инспекцией федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 подана кассационная жалоба, в которой просит отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 11 апреля 2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2008 г. по основаниям несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении. фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанции и имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения норм материального права, вынести новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы налоговая инспекция указала, что была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 г., по результатам которой вынесено решение N 52\970\1 от 1.06.2007 г., согласно которому ОАО "НК Роснефть" предложено уплатить в бюджет сумму налога на прибыль в размере 153020796 руб. и пени в размере 9108426,35 руб.; в привлечении ОАО "НК "Роснефть" к налоговой ответственности отказано в соответствии со ст.ст. 109, 113 НК РФ.
Налогоплательщик в уточненной налоговой декларации от 28.12.2006 г. по налогу на прибыль организаций за 2003 г. заявил сумму налога к уплате в размере 215534032 руб.
Согласно представленной уточненной декларации по налогу на прибыль за 2003 г. общее увеличение суммы расходов, уменьшающих сумму доходов по налогу на прибыль, составило 616706578 руб.
Увеличение расходов на 616813256 руб., уменьшающих сумму доходов за 2003 г., связано с увеличением на ту же сумму начисленной амортизации, относящуюся к косвенным расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Уточненная декларация представлена в результате применения к основным нормам амортизации специального коэффициента 2,установленного в соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении основных средств, находящихся в контакте с взрывоопасной пожароопасной, токсичной и иной агрессивной средой.
На основании Приложения А Постановления N 73 от 10.11.1998 г. Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии "О Сертификации оборудования для нефтегазового комплекса" утвержден перечень нормативных документов, устанавливающие обязательные требования к оборудованию и правила безопасности нефтяной и газовой промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 1.01.2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемые в амортизационные группы" и Постановлением от 5.06.2003 г. N 56 Федерального горного и промышленного надзора России "Об утверждении правил безопасности нефтяной и газовой промышленности" установлены все технические требования процедур и условий ведения работ при эксплуатации, добыче, разработке, консервации, реконструкции нефтяных скважин, условия подготовки и аттестации работников, выполняющие работы, связанные с добычей, переработкой, перекачкой, проведению строительных, монтажных и иных работ на нефтяных скважинах.
Указанными нормативными документами предусмотрен срок полезного использования исходя из сложного технологического процесса по добыче нефти на скважинах, а также в условиях разработки скважин на Крайнем Севере.
Представленные ОАО "НК "Роснефть" документы не подтверждают увеличение износа основных средств по сравнению с износом в "нормальных" условиях.
По мнению налоговой инспекции, применение повышенного коэффициента амортизации только по опасным производственным объектам., перечисленных в Федеральном Законе N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также в силу положений методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов РД 03-616-03, утвержденных Приказом Госгортехнадзора N 138 от 19.06.2003 г., главой 25 Налогового Кодекса РФ не предусмотрено.
ОАО "НК Роснефть" представило свидетельства о регистрации, выданные ОАО "НК Роснефть -Пурнефтегаз" и ОАО "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" о том, что, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанными организациями, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Наличие у организаций лицензий о признании основного средства взывопожароопасным не достаточно для использования повышенного коэффициента амортизации, так как данное основное средство изначально разрабатывалось для определенного вида деятельности и для него утвержден полезный срок использования в нефтяной отрасли.
Аналогичная позиция высказана Министерством Финансов РФ в письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 13.02.2007 г. N 03-03-06/1/78.
Повышенный коэффициент амортизации является компенсационным механизмом, который должен применяться при эксплуатации основного средства в условиях, отличных от тех, которые предусмотрел изготовитель.
В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2.
Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент, указанный в п. 7 ст. 259 Кодекса, только при наличии амортизации в отношении указанных основных средств.
В целях налогообложения прибыли по агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравниваются также нахождение основных средств в контакте с взрыво,- пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
Для применения специального коэффициента к норме амортизационных отчислений необходимо, чтобы условия эксплуатации амортизируемых основных средств (по которым данный коэффициент будет применяться) соответствовали установленным Кодексом требованиям и отличались от обычных условий их эксплуатации.
Согласно ст. 258 НК РФ и Постановлению Правительства РФ от 1.01.2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" для определенного основного свойства законодатель предусмотрел определенный срок полезного использования.
Скважины разведочные определены в пятую амортизационную группу, в соответствии с которой срок полезного использования данного основного средства составляет свыше семи до десяти лет включительно.
Скважины нефтяные эксплутационные, скважины газовые для эксплутационного бурения отнесены к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 10 лет до пятнадцати лет включительно.
По своей природе процесс эксплуатации нефтяных и газовых скважин связан с нахождением данных основных средств в постоянном контакте с агрессивной технологической средой, что было учтено при отнесении их к определенной амортизационной группе с более коротким сроком полезного использования, в отличие от скважины водной, которая отнесена к четвертой амортизационной группе в связи с тем, что, что процесс её эксплуатации не связан с агрессивной средой.
Таким образом, в соответствии с назначением, условием эксплуатации основного средства законодатель предусматривает различные сроки эксплуатации.
Применение специального коэффициента 2 амортизации возможно лишь в случае, если одно и то же основное средство может использоваться как в условиях агрессивной среды, так и вне их, то есть, если условия эксплуатации амортизируемых основных средств отличаются от обычных условий их эксплуатации.
Основные средства, работающие в нефтегазодобывающем комплексе, являются опасными производственными объектами в соответствии с Законом N 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Данные объекты изначально при их производстве, сооружении рассчитаны на работу в условиях и с особенностями нефтяного и газового комплекса.
Регистрация данных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и признание данных объектов опасными не является условием для применения повышенного коэффициента к основным нормам амортизации.
В отношении основных средств, арендуемых ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз" ОАО "НК "Роснефть" представило свидетельство о регистрации производственных объектов N А62 60011 от30.01.2002 г. с приложениями к данному свидетельству, где каждому объекту присвоен регистрационный номер опасного производственного объекта.
Налогоплательщиком были представлены карты учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов к свидетельству о регистрации опасных производственных объектов, выданному ОАО "НК "Роснефть" - Пурнефтегаз" N 62-60011 от 30.01.2002 г
Данные карты учета составлены на 63 скважины., соответственно в Приложении к Свидетельству о регистрации N А62-60011 от 30.01.2002 г. внесено 63 скважины, тогда как льготу в виде коэффициента 2 к норме амортизации ОАО "НК "Роснефть" применяет в отношении 1707 скважин согласно ведомостям перерасчета амортизации, сданных в аренду ОАО "НК "Роснефть"-Пурнефтегаз".
Таким образом, обществом не представлены карты учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов на 1644 скважины.
При сопоставлении номеров нефтяных скважин, указанных в Приложении к свидетельству А62 6011 от 30.01.2002 г. и номеров нефтяных скважин, указанных в ведомостях перерасчета амортизации установлено, что в ведомости отражены скважины, не указанные в Приложении к свидетельству о регистрации опасных производственных объектов, выданному 30.01.2002 г. ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз" и наоборот, скважины с номерами, указанные в ведомостях перерасчета, отсутствуют в Приложении к Свидетельству N А62 60011 от 30.01.2002 г.
Свидетельство Госгортехнадзора России от 7.06.2005 г. N А59-60011 выдано ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз" в 2005 г., льгота по налогу на прибыль заявлена налогоплательщиком по декларации за 2003 г., поэтому соотношение основных средств, по которым заявлена амортизация с повышенным коэффициентом в 2003 г. и представленная ведомость перерасчета амортизации, не подтверждают перечень основных средств, отраженных в Приложении к Свидетельству, выданному в 2002 г.
Таким образом, не представляется возможным произвести идентификацию опасного производственного объекта, указанного в Приложениях к Свидетельству, и ведомостях по пересчету.
ОАО "НК "Роснефть" представило свидетельство о регистрации N А53-00027, выданное 29.11.2002 г. ОАО "НК "Роснефть"- Сахалинморнефтегаз" в том, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В Приложении к свидетельству поименованы фонды скважин, котельные, склады, участки газопроводов и нефтепроводов и другие объекты.
Все договоры аренды были заключены в 2003 г., свидетельство о регистрации опасных производственных объектов выдано ОАО "НК "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" в 2002 г.
Кроме того, организацией не представлены карты учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов по свидетельству N А53-00027 от 29.11.2002 г.
В соответствии с п. 17 Постановления Госгортехнадзора РФ от 3.06.1999 г. N 39 (в редакции от 20.06.2002 г.) "Об утверждении положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра" результатом идентификации опасного производственного объекта для его государственной регистрации в государственном реестре является карта учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, составленная эксплуатирующей организацией.
Таким образом, основные средства, сданные в аренду ОАО "НК "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" были зарегистрированы в реестре опасных производственных объектов с нарушением норм законодательства.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
ОАО "НК Роснефть" в судебное заседание явилось, с доводами кассационной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу, указав также, что все доводы, приведенные налоговой инспекцией, были рассмотрены по существу судом первой и апелляционной инстанцией, им дана соответствующая оценка, правильно применены нормы материального права.
Исследуя материалы дела, суды установили, что применяя специальный коэффициент в отношении основных средств в налоговом периоде 2003 г., налогоплательщиком соблюдены требования п. 7 ст. 259 НК РФ.
Как видно из карт учета и сопоставления инвентарных номеров по заявленным основным средствам с номерами свидетельств Госгортехнадзора России скважины, участки комплексной подготовки нефти, дожимная насосная станция, пункты сбора нефти, паропроводы, компрессорные станции, установки комплексной подготовки нефти, промысловые и межпромысловые трубопроводы и прочие объекты основных средств зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в составе эксплуатирующих организаций (арендаторов по признаку опасности: получение, использование, переработка, хранение образование, транспортирование, уничтожение О промышленной безопасности опасных производственных объектов".#
Названные объекты для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов согласно предусмотренной классификации были идентифицированы организацией, а соответственно, и зарегистрированы Госгортехнадзором России по признаку контакта с горючими (пожароопасными) веществами.
Кроме того, основные средства, непосредственно имеющие контакт с нефтью: скважины, участки комплексной подготовки нефти, дожимная насосная станция, пункты сбора нефти, сепараторы, резервуары, компрессорные станции, установки комплексной подготовки нефти, промысловые и межпромысловые трубопроводы и пр. являются пожароопасными объектами еще и в силу того, что п. 5.2 Государственного стандарта нефть и нефтепродукты отнесены к легковоспламеняющимся и ядовитым веществам, при работе с которыми необходимо применять средства защиты по типовым отраслевым нормам.
Такие основные средства как котельные, бойлеры в соответствии с классификацией, установленной в п. 2 Приложения 1 к Закону от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ зарегистрированы Госгортехнадзором России в государственном реестре опасных производственных объектов в составе эксплуатирующих организаций (арендаторов) по признаку опасности: использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПРа или при температуре воды более 115 градусов Цельсия, что также подтверждается картами учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Названные объекты для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов согласно предусмотренной классификации были идентифицированы ОАО "НК "Роснефть", а соответственно и зарегистрированы Госгортехнадзором России по признаку эксплуатации взрывоопасных объектов.
В материалах дела имеется свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, выданное ОАО "НК" Роснефть-Пурнефтегаз" N А62-60011 от 30.01.2002 г. и Приложение к Свидетельству с Перечнем опасных производственных объектов ОАО "НК"Роснефть-Пурнефтегаз".Согласно Приложения к Свидетельству в нем поименованы 757 объекта с указанием регистрационных номеров, наименований объектов, дат регистрации.
В 2005 г. заявитель получил новое свидетельство о регистрации от 7.06.2005 г. N А59-60011, Приложение к свидетельству. В указанном Приложении к свидетельству также поименованы объекты (их стало 152) с указанием регистрационных номеров, наименований объектов, дат регистрации. Изменение количества указанных объектов с 757 в 2002 г. на 152 в 2005 г. объясняется тем, что в силу предписаний Госгортехнадзора России подлежали регистрации основные средства не в отдельности, а в виде фондов, участков, площадок и т.д.
Во исполнение определения суда от 31.01.2008 г. заявитель представил в материалы дела таблицу сопоставления инвентарных номеров основных средств, по которым применялся специальный коэффициент 2 с регистрационными номерами государственного реестра опасных производственных объектов.
Исследуя Приложение к Свидетельству суды установили, что в нем зарегистрировано не каждое основное средство, а группа основных средств.
Каждому зарегистрированному в новом Свидетельстве 2005 г. объекту соответствует группа входящих в него основных средств.
В свидетельстве от 30.01.2002 г. N А62-60011 (ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз" было зарегистрировано 757 опасных производственных объектов, к которым относятся 2424 основных средств общества.
Свидетельством от 29.11.2002 г. N А53-00027 (ОАО "НК "Роснефть-Сахалинморнефтегаз") были зарегистрированы 271 опасный производственный объект, к которым относятся 570 основных средств.
После утверждения приказом Госгортехнадзором РФ от 19.06.2003 г. N 138 Перечня типовых видов опасных производственных объектов, виды объектов для целей регистрации изменились, и скважины стали регистрироваться в виде фондов скважин, то есть по сравнению с 2002 г. опасные производственные объекты стали регистрироваться по еще более укрупненным критериям (видам). В свидетельстве N А53-00629 (ОАО "НК" Роснефть -Сахалинморнефтегаз" зарегистрировано 208 опасных объектов.
В связи с указанными обстоятельствами номера нефтяных скважин не совпадают и не должны совпадать с номерами скважинных площадок, зарегистрированных Госгортехнадзором РФ вследствие того, что в государственном реестре опасных производственных объектов скважины регистрируются в составе скважинных площадок.
Заявителем представлена ведомость по перерасчету амортизационных отчислений в отношении ОАО "НК Роснефть-Пурнефтегаз", в которой указаны инвентарные номера основных средств, даты их регистрации, наименования, которые полностью соответствуют данным в таблице соотнесения объектов основных средств со Свидетельствами Госгортехнадзора РФ, касательно ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз".
Сопоставление основных средств, к которым применен повышенный коэффициент амортизации со Свидетельствами Госгортехнадзора РФ от 30.01.2002 г. N 62-60011 от 7.06.2005 г. N 59-60011 приведено в Таблице соотнесения объектов основных средств со Свидетельствами Госгортехнадзора РФ в отношении арендаторов ОАО "НК" Роснефть-Пурнефтегаз", ОАО "НК "Роснефть-Сахалинморнефтегаз".
Карты учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов по Свидетельству N А53-00027 от 29.11.2002 г. были представлены в налоговую инспекцию 24.05.2007 г.
На основании изложенного ОАО "НК "Роснефть" просит оставить решение арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2008 г., Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1-без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения налоговой инспекции, заявителя, проверив материалы дела суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что ОАО "НК "Роснефть" 28.12.2006 г. представило уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2003 г., в которой заявлена сумма налога к уплате в размере 215534032 руб.
По сравнению с предыдущей уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2003 г., представленной 22.05.2006 г. сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшилась на 148009579 руб.
Согласно представленной уточненной декларации по налогу на прибыль за 2003 г. по строке 020" Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, составили 67206460611 руб., что на 616813256 руб. больше предыдущей уточненной декларации, представленной 22.05.2006 г.
Уточненная декларация представлена в результате применения к основным нормам амортизации специального коэффициента 2, установленного в соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении основных средств, находящихся в контакте с взрывоопасной, пожароопасной, токсичной и иной агрессивной средой.
По мнению налоговой инспекции ОАО "НК "Роснефть" в нарушение п. 4 ст. 259 НК РФ неверно рассчитало амортизацию основных средств, применив повышенный коэффициент амортизации в отношении скважин, арендуемых ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз" и ОАО "НК Роснефть-Сахалинморнефтегаз".
Решением Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 52/970/1 от 1 июня 2007 г. ОАО "НК Роснефть" предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 153020796 руб., пени в сумме 9108426,35 руб. в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. (л.д. 79-112 т. 1)
Судом первой и апелляционной инстанции правомерно не принят довод налоговой инспекции о том, что применение специального коэффициента 2 амортизации возможно только в случае, если условия эксплуатации амортизируемых основных средств отличаются от обычных условий их эксплуатации, представленные организацией документы не подтверждают увеличение износа основных средств по сравнению с нормальным износом.
В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент, указанный в настоящем пункте, только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств. В целях настоящей главы под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
Судами установлено, что применяя специальный коэффициент основных средств в налоговом периоде 2003 г., налогоплательщиком данные условия были соблюдены.
Согласно ст. 2 Закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов "под опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному Закону.
В соответствии с классификацией, предусмотренной Приложением N 1 к Закону от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества-жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источников зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пожароопасные объекты), а также объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия (взрывоопасные объекты).
Как видно из карт учета (т. 4 л.д. 44, т. 5 л.д. 115) и сопоставления инвентарных номеров по заявленным основным средствам с номерами свидетельств Госгортехнадзора России скважины, участки комплексной подготовки нефти, дожимная насосная станция, пункты сбора нефти, паропроводы, компрессорные станции, установки комплексной подготовки нефти, промысловые и межпромысловые трубопроводы и прочие объекты основных средств зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в составе эксплуатирующих организаций (арендаторов) по признаку опасности: получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, указанных в Приложении N 1 к Федеральному Закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Названные объекты для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов согласно предусмотренной классификации были идентифицированы ОАО "НК "Роснефть" и зарегистрированы Госгортехнадзором России по признаку контакта с горючими пожароопасными веществами.
Основные средства, непосредственно имеющие контакт с нефтью: скважины, участки комплексной подготовки нефти, сепараторы, резервуары, компрессорные станции, установки комплексной подготовки нефти, дожимная насосная станция, пункты сбора нефти, промысловые и межпромысловые трубопроводы и пр. являются пожароопасными объектами еще и в силу того, что пунктом 5.2 Государственного стандарта "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение "ГОСТ 1510-84" нефть и нефтепродукты отнесены к легковоспламеняющимся и ядовитыми веществами, при работе с которыми необходимо применять средства защиты.
Такие основные средства, как котельные, бойлеры в соответствии с классификацией, установленной п. 2 Приложения 1 к Закону от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ зарегистрированы Госгортехнадзором России, по признаку эксплуатации взрывоопасных объектов.
Судами сделан правильный вывод о том, что факт нахождения объекта основных средств в контакте с пожароопасными и взрывоопасными веществами, относимым в соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ к агрессивной технологической среде, одновременно является основанием для отнесения данных объектов к категории опасных производственных объектов в соответствии с Законом N 116-ФЗ от 21.07.1997 г.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено нахождение основных средств ОАО "НК" Роснефть" в контакте с взрывоопасной и агрессивной технологической средой и по указанному основанию названные средства отнесены Госгортехнадзором России к опасным производственным объектам.
Довод налогового органа о том, что обществом не представлены карты учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов на 1644 скважины был проверен судом первой и апелляционной инстанции и правомерно признан необоснованным.
В материалах дела имеется свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, выданное ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз" N А62-60011 от 30.01.2002 г. и Приложение к Свидетельству с Перечнем опасных производственных объектов ОАО "НК Роснефть-Пурнефтегаз" (л.д. 116-144 т. 5). Согласно Приложения к Свидетельству в нем поименованы 757 объектов с указанием регистрационных номеров, наименований объектов, дат регистрации. Объекты, указанные в данном свидетельстве, подлежали перерегистрации 28.07.2005 г.
В 2005 г. ОАО "НК "Роснефть" получило новое Свидетельство о регистрации от 07.06.2005 г. N А59-60011, Приложение к Свидетельству (л.д. 104-113 т. 4) В указанном Приложении к свидетельству поименованы объекты (в количестве 152) с указанием регистрационных номеров, наименований объектов, дат регистрации.
Из свидетельства о регистрации от 7.06.2005 г. N А59-60011, Приложения к Свидетельству следует, что в них указаны даты регистрации объектов основных средств соответственно с 2000 по 2005 г. При этом Обществом применялся специальный коэффициент и соответственно, представлена уточненная налоговая декларация за 2003 г только в отношении основных средств, имеющих регистрацию в спорном налоговом периоде с 2000 по 2003 г., а по объектам, имеющим регистрацию в 2004-2005 г., льгота не применялась.
Приказом Госгортехнадзора России от 19.06.2003 г. N 138 утверждены Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов. Согласно п. 2, 3 Методических рекомендаций (в редакции от 4.05.2004 г.) проверка правильности идентификации опасных производственных объектов осуществляется органами Госгортехнадзора России на стадии рассмотрения сведений об идентификации опасных производственных объектов, представляемых в органы Госгортехнадзора России организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты при регистрации или при перерегистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Правильность проведения идентификации опасных производственных объектов проверяется в части соответствия наименования опасного производственного объекта наименованиям, предусмотренным Перечнем типовых видов опасных производственных объектов, прилагаемым к настоящим Методическим рекомендациям.
Пунктом 21 Положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственнных объектов и ведении государственного реестра, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 3.06.1999 г. N 39 установлено, что наименование объектов производится по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, разрабатываемым Госгортехнадзором России.
В связи с этим опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса подлежали регистрации в государственном реестре в том виде, как они определены Перечнем типовых видов опасных производственных объектов, согласно Приложения N 1 к Методическим рекомендациям.
В соответствии с предписаниями Госгортехнадзора России подлежали регистрации основные средства ОАО "НК" Роснефть" не по отдельности, а в виде фондов, участков, площадок и т.д., в связи с чем в Свидетельстве о регистрации N А62-60011 от 30.11.2002 гг. указано 757 зарегистрированных объектов, а в свидетельстве N А59-6011 от 7.06.2005 г. указано 152 объекта основных средств.
Во исполнение определения суда от 31.01.2008 г. заявителем представлены в материалы дела пояснения и таблица-сопоставление инвентарных номеров основных средств, по которым применялся специальный коэффициент 2 с регистрационными номерами государственного реестра опасных производственных объектов (л.д. 21-150 т. 12, л.д. 1-16 т. 13).
Исследуя содержание Приложения к Свидетельству N А59-60011 от 7.06.2005 г., суды установили, что в нем зарегистрировано не каждое основное средство, а группа основных средств.
Заявителем в материалы дела представлена Таблица соотнесения объектов основных средств со Свидетельствами Госгортехнадзора РФ в отношении арендаторов ОАО "НК" Роснефть-Рурнефтегаз" и ОАО "НК Роснефть-Сахалинморнефтегаз" (л.д. 1-96, 96-117 т. 14).
Сопоставив представленные документы, суды установили общее количество амортизируемых основных средств, к которым применяется коэффициент 2, их наименование, инвентарный номер, дата ввода в эксплуатацию, полное наименование объекта и регистрационный номер по Свидетельствам Госгортехнадзора РФ от 2002, 2005 г., а также порядковый номер по Перечням основных средств, находящихся в контакте с агрессивной средой, прилагаемым к протоколом комиссии общества, и пришли к обоснованному выводу о том, что согласно свидетельству от 30.01.2002 г. N А62-60011 (ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз" зарегистрировано 757 опасных производственных объектов, к которым относятся 2424 основных средств общества.
В свидетельстве N А53-00027 от 29.11.2002 г. (ОАО "НК "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" зарегистрированы 271 опасный производственный объект, к которым относятся 570 основных средств.
После утверждения Приказом Госгортехнадзора РФ от 19.06.2003 г. N 138 Перечня типовых видов опасных производственных объектов, виды объектов для целей регистрации изменились, скважины стали регистрироваться в виде фондов скважин; по сравнению с 2002 г. опасные производственные объекты стали регистрироваться по еще более укрупненным показателям. В свидетельстве от 7.06.2005 г. N А59-60011 (ОАО "НК "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" было зарегистрировано 152 опасных производственных объекта, в Свидетельстве от 17.06.2004 г. N А53-00629 (ОАО "НК Роснефть -Сахалинморнефтегаз" - 208 опасных объектов.
Нахождение всех указанных средств (2994) на балансе Общества подтверждается также таблицей сопоставления инвентарных номеров бухгалтерского учета с инвентарными номерами налогового учета (л.д. 1-38 т. 15).
В материалах дела имеется ведомость по перерасчету амортизационных отчислений в отношении ОАО "НК Роснефть- Пурнефтегаз", в которых указаны инвентарные номера основных средств, даты их регистрации, наименования, которые полностью соответствуют данным, указанным в Таблице соотнесения объектов основных средств со Свидетельствами Госгортехнадзора РФ (л.д. 35-145 т. 3, 1-96 т. 14)
Заявителем представлена также в материалы дела таблица сопоставления основных средств, к которым применен повышенный коэффициент амортизации со свидетельствами Госгортехнадзора РФ в отношении основных средств, арендатором которых является ОАО "НК Роснефть-Сахалинморнефтегаз" (л.д. 96-117 т. 14).
Исследовав договор аренды от 3.01.2001 г. N 199/д, заключенного между ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "НК Роснефть- Сахалинморнефтегаз" и дополнительное соглашение к данному договору, суды пришли к правильному выводу о том, что предметом договора являлись одни и те же основные средства, что и указанные в договорах 2003 г.(л.д. 61-132, 133-149 т. 17, л.д. 1-72 т. 18).
Довод налоговой инспекции о том, что основные средства, сданные в аренду ОАО "НК Роснефть-Сахалинморнефтегаз" не идентифицировались налогоплательщиком и были зарегистрированы в реестре опасных производственных объектов с нарушением установленных норм не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что карты учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, являющихся Приложением к свидетельству N А53-00027 от 29.11.2002 г. были получены инспекцией 24.05.2007 г. (л.д. 17 т. 1)
Судом первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, и им дана надлежащая оценка выводы судов, содержащиеся в судебных актах, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Кассационная инстанция приходит к выводу, что оснований для изменения или отмены судебных актов не имеется.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ с налоговой инспекции подлежит взысканию госпошлина в сумме 1000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации суд постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 11 апреля 2008 г. по делу N А40-63848\07-140-365, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1-без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 госпошлину в сумме 1000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2008 г. N КА-А40/8028-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании