Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 июля 2002 г. N КАС02-336
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 июля 2002 года гражданское дело по жалобе Щ.О.А. на устранение, созданного Правительством РФ препятствия к осуществлению гражданином Российской Федерации права на определение и указание своей национальной принадлежности по частной жалобе Щ.О.А. на определение судьи Верховного Суда РФ от 5 апреля 2002 года, которым в принятии заявления отказано по п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения заявителя, поддержавшего частную жалобу, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Щ.О.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с требованием об устранении, созданного Правительством РФ препятствия на осуществление гражданином Российской Федерации права на определение и указание своей национальной принадлежности, а также предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации разработать и принять Федеральный закон об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории России.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 5 апреля 2002 года Щ.О.А. отказано в принятии заявления в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР).
В частной жалобе заявитель просит об отмене определения, ссылаясь на его незаконность. Полагает, что заявление подлежит рассмотрению в Верховном Суде РФ по существу по первой инстанции.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены определения судьи Верховного Суда РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Как следует из заявления, адресованного на первую инстанцию, Щ.О.А. ставит вопрос о дополнении оспариваемых правовых актов, так как они не предусматривают необходимость указания сведений о национальности в паспорте.
Между тем разрешение такого рода требований, как и требования о предложении Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации разработать и принять Федеральный закон об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории России, не входит в компетенцию судебных органов.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательную, исполнительную и судебную) и суд не вправе обязать органы законодательной и исполнительной власти принять либо дополнить оспариваемые заявителем нормативные акты.
Что касается довода заявителя о несоответствии нормативного акта Правительства РФ Конституции РФ, то и этот вопрос не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, так как согласно ст. 125 Конституции Российской Федерации дела о соответствии Конституции Российской Федерации Федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации подсудны Конституционному Суду Российской Федерации.
При таких данных судья правомерно отказал в принятии заявления по п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР.
Руководствуясь ст. 317 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ определила:
определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2002 года оставить без изменения, а частную жалобу Щ.О.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 июля 2002 г. N КАС02-336
Текст определения официально опубликован не был