Решение Верховного Суда РФ от 17 августа 2000 г. N ГКПИ00-819
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 сентября 2000 г. N КАС00-382 настоящее решение оставлено без изменения
Определением Верховного Суда РФ от 1 сентября 2000 г. N ГКПИ00-819 в настоящем решении исправлена описка
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Макарова Г.В.
при секретаре Бирюковой Е.Ю.
с участием прокурора Власовой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.Е. Гришиной о признании недействительным п. 2 постановления Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 76/878-3 "Об установлении формы списка избирателей для проведения выборов Президента Российской Федерации" установил:
Г.Е. Гришина обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что данное постановление ЦИК разрешает избирательным комиссиям субъектов РФ при проведении совмещенных выборов использовать типовые формы списков избирателей, в которых сведения об избирателе, включаемые в список при голосовании на выборах Президента РФ, одновременно признаются как внесенные данные об избирателе при голосовании на одновременно проводимых при совмещении иных выборов.
Считает, что такой порядок голосования противоречит нормам Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", приводит к нарушению избирательных прав граждан.
В обоснование заявления указано на то, что оспариваемое постановление ЦИК, дающее право использовать единый список, приводит к нарушению предусмотренных п.п. 1, 2, 6, 10 ст. 18, ст. 52, п. 4 ст. 56 вышеназванным законом процедур.
В частности, отмечает, что при проведении 26 марта 2000 года в Щелковском районе Московской области выборов органов местного самоуправления - главы муниципального образования Щелковский район, совмещенных с выборами Президента РФ, использовались единые списки избирателей, что повлекло нарушение избирательного законодательства. В период избирательной кампании в районе были сформированы и работали независимо друг от друга две территориальные избирательные комиссии по выборам Президента РФ и по выборам главы муниципального образования, но только в ведении территориальной комиссии по выборам Президента РФ находился единый список избирателей и последний даже не заверялся печатью и подписями председателя и секретаря территориальной комиссии по выборам муниципального образования, не передавался по акту соответствующим участковым избирательным комиссиям, на которые была возложена обязанность проведения выборов как Президента РФ, так и главы муниципального образования, а следовательно избиратели были лишены возможности вносить на соответствующих выборах данные о себе.
В заявлении указывается также на то, что использование единого списка избирателей на совмещенных выборах, применительно к обстоятельствам указанных выборов в районе, является невозможным, так как одни выборы проводились в соответствии с Федеральным законом "О выборах Президента РФ", а другие в соответствии с Законом Московской области "О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области", в то время, как эти законы по разному регулируют права избирателей в случае их невозможности участвовать в голосовании в день выборов (открепительные удостоверения, досрочное голосование), а следовательно, при нарушении самой процедуры, не правильно отражается волеизъявление избирателей как по участию в выборах, так и по результатам голосования.
Отмечается в заявлении и то, что применение единого списка избирателей влечет то, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если они до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали здесь, могут быть включены в списки избирателей и учитываться при определении числа избирателей на указанных выборах, то есть применение единого списка не дает возможность определить количество избирателей внесенных в список, имеющих право участвовать в выборах органов местного самоуправления.
В судебном заседании Г.Е. Гришина поддержала приведенные в заявлении и указанные выше доводы, уточнив, что заявленное требование необходимо рассматривать применительно к обстоятельствам проведения и совмещения выборов разного уровня.
Представитель ЦИК РФ Смирнов А.А. и Гришина И.Е. с заявлением Г.Е. Гришиной не согласились, просили оставить его без удовлетворения, указывая на то, что оспариваемое постановление ЦИК РФ принято в соответствии с действующим законодательством, ничьих прав не нарушает и заявительницей без уважительных причин пропущен 3-х месячный срок на обращение в суд.
Выслушав объяснения Г.Е. Гришиной и ее представителя Макарова В.А., представителей ЦИК РФ Смирнова А.А. и Гришину И.Е., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения предъявленного Г.Е. Гришиной заявления.
В соответствии со ст. 22 (п. 7 п/п 8) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одним из видов функциональной деятельности ЦИК РФ является установление нормативов изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, списка избирателей, участников референдума и других избирательных документов, а также документов, связанных с подготовкой и проведением референдума. Статьей 21 (п. 8) этого же закона предусмотрена возможность совмещения избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий по подготовке и проведению выборов и референдумов различных уровней по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления. Аналогичные положения закреплены ст.ст. 17 (п. 1 п/п "о", "п" и "ю"), 25 (п. 1) Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
В судебном заседании установлено, что оспариваемое заявительницей постановление ЦИК утверждает форму списка избирателей для проведения выборов Президента Российской Федерации (пункт 1) и разрешает при совмещении выборов Президента Российской Федерации, повторных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъектов РФ, выборов в органы местного самоуправления избирательным комиссиям субъектов РФ принимать решение об использовании формы списка избирателей (пункт 2).
С соблюдением приведенных выше положений избирательного законодательства данным постановлением ЦИК РФ было разрешено Избирательной комиссии Московской области возложить на участковые избирательные комиссии по выборам Президента Российской Федерации полномочия по повторным и дополнительным выборам, в том числе в Щелковском районе, депутатов представительных органов местного самоуправления.
Приведенные в заявлении Г.Е. Гришиной доводы, по которым она считает пункт 2 оспариваемого постановления ЦИК РФ подлежащим признанию недействительным не могут быть признаны основанием для удовлетворения ее требования по следующим основаниям.
Анализ материалов дела в сопоставлении с положениями вышеуказанных законов не дает оснований считать, что со стороны ЦИК РФ при принятии оспариваемого постановления имели место какие-либо нарушения избирательного законодательства, в том числе, как по полномочиям, так и по предмету рассматриваемого вопроса. Со стороны заявительницы и ее представителя также не указывается на нарушение ЦИК РФ процедуры принятия постановления.
Как установлено в ходе разбирательства дела, мотивом обращения Г.Е. Гришиной в суд явилось то, что данное постановление ЦИК РФ избирательными комиссиями на местах воспринимается как обязательное выполнение указание вышестоящей инстанции, что и влечет указанные в заявлении при обращении в суд (перечисленные выше) нарушения закона. Однако, данная позиция заявительницы не может быть признана состоятельной, поскольку, ни текст постановления ЦИК РФ, ни приведенные сторонами по делу доводы о реализации постановления на местах, не дают оснований для такого суждения. Указанные заявительницей мотивы обращений в суд являются предположением и причинной связи их с постановлением суд не находит.#
Г.Е. Гришиной не приведено доказательств, указывающих на то, что редакционное (смысловое) изложение оспариваемого ею постановления обязывает избирательные комиссии на местах применять только рекомендованную последним форму списка избирателей либо такая форма должна применяться без учета требований избирательного законодательства к проведению конкретного уровня выборов и в случае совмещения нескольких из них. В случае неправильного использования разрешенной формы списка избирателей, данное обстоятельство может являться предметом обжалования действий конкретной избирательной комиссии и оспаривания результатов выборов на конкретной избирательной территории, но не указывает на незаконность оспариваемого постановления.
Наряду с указанным и имея в виду ходатайство представителей ЦИК РФ относительно того, что Г.Е. Гришина непосредственно участвовала в проводимых 26 марта 2000 года выборах как кандидат на должность главы муниципального образования, а следовательно должна была знать и могла своевременно обжаловать неправильно, по ее мнению, установленный порядок, но этого не сделала, суд находит, что заявительницей пропущен срок, установленный для обжалования постановления (ст. 239-5 ГПК РСФСР).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР решил:
в удовлетворении заявления Г.Е. Гришиной о признании недействительным п. 2 постановления Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 76/838-3 "Об установлении форы# списка избирателей для проведения выборов Президента Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 августа 2000 г. N ГКПИ00-819
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 сентября 2000 г. N КАС00-382 настоящее решение оставлено без изменения